Предмет: Русский язык учитель Селина Н.С.
Урок № 73 класс 4-Б дата 20.12.23г.
Тема: «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения».
Цели:
Образовательные: совершенствование навыка правописание падежных окончаний существительных 2 склонения;
Развивающие: развивать умения распознавать имена существительные 2 склонения; развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в группах, индивидуально.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе; познавательный интерес к предмету русский язык.
Задачи: создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Определять принадлежность имён существительных к 2-му склонению.
2. Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
3. Проверять написание безударных окончаний ударными, а также пользуясь таблицей, обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных.
Метапредметные:
Регулятивные: ставить учебные цели в сотрудничестве с учителем; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные: понимать информацию, представленную в табличной форме, (анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»). Переводить её в словесную форму; применять схематичный способ фиксации информации, использовать этот способ в процессе решения учебных задач. Делать выводы на основе наблюдения и сравнения; проверять правильность сделанного вывода. Соотносить с информацией в учебнике; вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в паре, контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Личностные: оценивать усваиваемое содержание; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении языковых знаний и способов деятельности.
Технологии здоровьесбережение, развивающего обучения, проблемного обучения, игровые
Методы работы: деятельный, наглядно - демонстративный, частично - поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя), практический.
Используемые ресурсы: учебник по русскому языку (4 класс, 1 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), доска, тетрадь, карточки с разноуровневыми заданиями и для самопроверки, проектор, компьютер, интерактивная доска, презентации, https://drive.google.com/open?id=1k4o5quF3T6dCXELhT-llZM-h2ORPe0Do , https://drive.google.com/open?id=1Irb1MH9XPqY1lVYSmvPW8lpCrp0jVpOx .
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда. .
Мы начнём урок, друзья.
На каждом уроке вы стремитесь сделать для себя новое открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить свои знания, узнать новое.
Запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.
«Для всего, что существует в природе… в русском языке, есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей.
-. О какой части речи говорится в загадке?
Вопросы .
Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Какого рода бывают имена существительные?
Как определить род имени существительного?
Назвать постоянные признаки имени существительного.
Что значит просклонять имена существительные?
Сколько падежей в русском языке?
Назвать падежи и их вопросы.
Какие существительные относятся к 1 и 2 склонению.
Приведите примеры
3. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.
- Решим грамматическую задачу.
- Вам надо допишите окончания имён существительных на карточке № 1. В скобках укажите склонение и падеж существительных.
Карточка (один ученик работает на доске, остальные на карточках, в скобках указатьсклонение, падеж) индивидуальная работа
Участвовать в спектакл_ (___).
Заниматься спорт_ (__).
Подойти к театр_ (__).
Забыть об урок_ (___).
-Существительные, какого склонения вам встретились в этом задании?
- У кого другие окончания?
- Мы знакомы с падежными окончаниями существительных 2 склонения?
Слайд №2
-Мы сможем проверить, как мы выполнили работу?
-Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.
Падежные окончания существительных 2 склонения. Слайд № 3
-Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с падежными окончаниями имён существительных 2 склонения, научиться писать окончания существительных 2 склонения)
Слайд № 4
4. Работа по учебнику с. 95 (таблица падежных окончаний имён существительных 2 склонения) фронтальная работа
Рассмотреть таблицу.
- Есть ли различие в написании ударных и безударных окончаний имён существительных 2 склонения?
-Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
И. п. нулевое , -о, -е
Р.п. – а, -я
Д. п. –у, - ю
В. п. – а, - я, -о, - е
Т. П. –ом, - ем (ём)
П. п. -е
-В каких падежах в словах 2 склонения окончания одинаковые? (И, В)(Р, В)
- Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)
- Как можно проверить безударные окончания существительных 2 склонения? (по ударным окончаниям имён существительных 2 склонения в этом же падеже)
Рубрика «Обрати внимание» с. 96. Правильно ли мы сделали вывод?
Так, как проверить безударное окончание? Слайд № 5
Слова помощники. Для проверки безударных окончаний имён существительных 2-го склонения тоже можно использовать слово – помощник. И это не одно слово, а целых два: конь, окно. (картинка) Какие это слова?
- Составим алгоритм.
Алгоритм
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Подставить проверочное слово на место проверяемого слова.
- Сколько способов проверки нашли? (2) По слову помощнику или вспомнить окончание в данном падеже.
На ваш взгляд, какой из способов проверки легче?
-Вернёмся к началу урока и проверим, правильно ли мы вставили безударные окончания.
Вывод: как проверить безударные окончания?
5. Физкультминутка. Учитель называет имена существительные, а учащиеся определяют их склонение хлопаньем в ладоши, соответственно,
1 склонение. – топаем, 2 склонение. – хлопаем.
Воробей, ладошка, рука, цветок, карандаш, юноша, арбуз, вишня.
Я буду называть существительное, если окончание в нем ударное, то вы приседаете, если безударное – поднимаете руки вверх и машете ладошками.
За ключом, с багажом, перед смерчем, в зоопарке, на юге, о герое, в тумане, в доме.
- Давайте потренируемся рассуждать. Слайд № 6
6. Закрепление
Упражнение в распознании имён существительных 2-го склонения (учебник, упр. 164).
Упражнение в определении склонения имён существительных, употребленных в косвенных формах, по их начальной форме.
(учебник, упр. 165)
7 Индивидуальная работа в тетради.
карточка № 2. Работа в паре (проверка окончаний)
Об альбом…, на берег…, под дуб…, под солнц…, в мор…, о лес…, на рисунк…, в город…, на балкон…, в озер…, в журнал… ,за горизонт…,
- Как проверить безударные окончания имён существительных 2 склонения? (конь, окно)
-Проверка по слайду.
8 Индивидуально (проверка по эталону) карточки
- А теперь я предлагаю вам побыть учителями и проверить некоторые работы учеников по русскому языку
- Посмотрите на слайд, есть ошибки у ребят?
Многие ребята в классе любят заниматься рисованием. (заниматься чем? рисованием – Т. П. 2 скл., окончание - ем)
Проверка Слайд № 8
- Вот видите, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Вы теперь способны увидеть ошибки в написании падежных окончаний.
9. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Назовите существительное в начальной форме и определите склонение.
- В классе, у школы, уроком, радостью, пятёрки, после звонка, мудростью, к перемене, перед дверью, с игрой, утром, о сердце, у человека.
Итог урока:
Наш урок подходит к концу, подведем итоги.
- Какая была тема нашего урока? (падежные окончания имен существительных 2 склонения)
- Какие задачи мы ставили в начале урока? (познакомиться и совершенствовать навыки правописания имён существительных 2 склонении)- Решили эти задачи?
Домашнее задание: упр. 168.
Чтение рубрики «Обратите внимание» (учебник, стр.94)
Приложение 1
Карточка № 1
Участвовать в спектакл_(___).
Заниматься спорт_ (__).
Подойти к театр_ (__).
Забыть об урок_ (___).
Карточка № 2
Об альбом…, на берег…, под дуб…, под солнц…, в мор…, о лес…, на рисунк…, в город…, на балкон…, в озер…, в журнал… ,за горизонт…,
Карточка № 3
Карандаши у Марины лежат в пенали..
Мой друг занимается боксом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧАСТВОВАТЬ В СПЕКТАКЛ…
( )
ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТ…
( )
ПОДОЙТИ К ТЕАТР...
( )
ЗАБЫТЬ ОБ УРОК...
И. п. – о, - е,
Р. П. – а, - я
Д. п. – у, -ю
В. п. –а, - я, -о, - е
Т.п. – ом, -ем, - ём
П. п. – е