СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Обучение сочинению-рассуждению с литературной аргументацией по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планк-конспект урока русского языка в 6 класе на тему: "Сочинение-рассуждение с литературной аргументацией по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок развития речи

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: "Обучение сочинению-рассуждению с литературной аргументацией по роману А.С. Пушкина "Дубровский"»

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Сочинение-рассуждение с литературной аргументацией» по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов речи;

  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

  • познакомить учащихся с понятием литературный аргумент

  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2) развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • развитие умения рассуждать, подбирая необходимые аргументы из литературных произведений, опираясь на прочитанное;

3) воспитательные:

  • воспитывать культуру речи учащихся, уважительное отношение к мнению окружающих.

Оформление урока: наглядный материал, карточки, проектор.


Ход урока

Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие, соединяющее в себе урок русского языка и литературы.

Цель сегодняшнего урока: научиться подбирать материал для сочинения на нравственно-этическую тему, формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал.

Слово учителя

Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать; доказательства-аргументы; вывод.

Задание. Найдите в данном тексте части рассуждения .

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Ответ учеников: «Тезисом можно считать 2-ое и 3-е предложения: аргументами 4-ое, 5-ое, 6-ое; последнее предложение – вывод».

На уроках литературы мы закончили изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский». Каково Ваше мнение о прочитанном романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко? (ответы учащихся)

«Что такое истинная дружба?» - тема нашего сочинения. Запись в тетрадях.

Беседа по вопросам.

- Актуальна ли эта тема для вас?

- Почему? Как бы вы объяснили значение данного слова?

- Кого вы считаете истинным другом? Почему мнения могут быть разные?

- Как Пушкин относился к друзьям по Лицею?

Ответы учеников, в которых они говорят о том, как важна для них дружба и настоящие друзья. Мнения могут быть разные, но в целом дети сходятся в том, что истинный друг это тот человек, который тебя понимает, он поможет в трудную минуту, не предаст; тот, с которым есть одинаковые интересы, легко и приятно общаться.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о Пушкине и его друзьях по Лицею.

Друзьям-лицеистам Пушкин посвящал стихи:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Слово учителя.

Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский».

Беседа по вопросам: 

- Есть ли в нем данная проблема?

- Кого вы можете назвать друзьями?

Докажите примерами из текста, что в романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского. Зачитайте фразы из текста романа.

- На чем основана их дружба? Можно ли считать отношения дружбой, если они основаны только на взаимных интересах и схожести биографии?

- Почему они поссорились? Может ли так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров?

Ответы учеников: В романе изображены приятельские отношения Троекурова и Дубровского, которых Пушкин называет « товарищами по службе». На 1-ый взгляд, они могут называться друзьями. Дети зачитывают цитаты из 1-ой главы романа: «Будучи ровесниками……», «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом». Однако вряд ли их отношения можно назвать дружбой, так как между ними не было равенства. Троекуров мог посмеяться над Дубровским, не понял его обиды, требовал подчинения себе, а когда не сумел добиться от Дубровского покорности, жестоко отомстил. Настоящие друзья так не поступают.

Поисковое задание: просмотрите эпизоды романа, касающиеся отношений Троекурова и Дубровского, использует ли Пушкин хоть раз слово «дружба», «друзья»? Сделайте вывод.

Ответ учеников: Нет, ни разу, мы видим у него слова «товарищи», «приятели», «соседи». Зная, как трепетно относился Пушкин к своим друзьям и к понятию «дружба», мы видим, что отношения этих героев он ни разу не называет этим словом, давая тем самым понять, что не считает их друзьями.

Вывод.

- Что будет тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ваши рассуждения, высказывания известных людей, статья из словаря).

- Что вы приведете в качестве аргументов? (Примеры из стихов Пушкина (и,и, Пущину), примеры из романа, анализ отношений между героями. 

- Что напишете в заключении? (Выводы, перекликающиеся с тезисом, афоризмы, подтверждающие вашу мысль).



Дополнительный материал, используемый учениками при написании сочинения.

цитаты (на доске)

Дружба есть равенство.

Пифагор

Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу.

Жан Жак Руссо

Дружба может соединять лишь достойных людей.

Цицерон








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!