Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Повторим орфографию. Орфограммы в корне»
Тип урока: повторения.
Вид деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Цели:
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
- знать корни с чередованием;
- уметь правильно писать корни с чередованием;
- грамотно выстраивать рассуждения.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и других;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах
Оборудование:
- презентация, раздаточный материал, карты самооценки.
1. Приветствие учащихся.
- Здравствуйте, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока
2. Проверка ДЗ. На какое правило было домашнее задание? 3. Формулирование темы и цели урока, постановка задач. - Попробуйте сформулировать тему урока, исходя из выполненной домашней работы. - Какова будет цель урока? - Какие задачи мы поставим (что должны сделать для достижения цели)?
4. Актуализация ранее изученного материала.
- Расскажите, опираясь на схему, о типах безударной гласной в корне. Подробнее расскажите о чередующихся безударных гласных.
5. Выполнение тренировочных упражнений с заполнением карты самооценки
- Сегодня на каждом этапе урока вы будете ставить себе (и 1 раз друг другу) оценку в карту самооценки по указанным в ней критериям, в конце урока определите средний балл.
А. Заполнение таблицы примерами:
- Распределите слова в 4 столбика, выделите корень:
Написание зависит от: |
места ударения | наличия или отсутствия суффикса -а- после корня | конечной согласной буквы корня | смысла слова |
Возр..стной, подг..ревший, зар..сли, тв..рить, укл..ниться, к..снуться, з..ря, пог..релец, прил..жить, предпол..гать, зап..р (дверь), к..сательная, застелить, пол..жение, отр..сль, р..вные (величины), р..вное (место), расст..лающийся, зап..рать (дверь), уд..рать, соб..ру (грибы), заж..галка, м..кать (хлеб), вым..кнуть (под дождем).
Б. Разбор подчинительных словосочетаний (работа у доски):
быстро гл..тать
утв..рждаешься в мысли
д..р..венского музея
слова отм..рают
Что не является словосочетанием? Почему?
В. Самостоятельная работа. Выполнение морфемного разбора слов с последующей взаимопроверкой (работа в парах). Задание на карточках по вариантам.
1 вариант – расст..лающийся
2 вариант – расст..ливший
Г. Игра «Третий лишний» - убрать лишнее слово, объяснить причины.
1. Безотлагательный, уложение, протирать.
2. Придираться, постелить, растение.
3. Творить, собирать, наклонение.
4. Касание, прикосновение, недоросль.
5. Подгоревший, уложить, огарок.
6. Итог урока.
- Смогли ли мы достичь поставленной цели?
- Каким образом?
- От чего зависит правописание чередующихся безударных гласных в корне?
- Можно ли проверять безударные о и а в корне словами с суффиксом -ива-(-ыва-)?
7. Рефлексия.
Закончи предложения:
Я узнал(а), что …
Я смог(ла) научиться …
Особенно мне понравилось …
8. Домашнее задание (по желанию)
Упражнение на платформе «Скайсмарт» по ссылке: https://edu.skysmart.ru/student/kiletuxuxi
Приложение.
Карта самооценки: ФИ___________________________ Нормы оценки: без ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2. 1-е задание __ 2-е задание __ 3-е задание __ 4-е задание __ Средний балл (сложить все баллы и разделить на количество) __ | Карта самооценки: ФИ___________________________ Нормы оценки: без ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2. 1-е задание __ 2-е задание __ 3-е задание __ 4-е задание __ Средний балл (сложить все баллы и разделить на количество) __ |