СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом"»

10


Дата:

Класс: 6

Предмет: история

Урок № 25

Тема: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Цели и задачи: познакомить с внешнеполитической обстановкой в Северо-Западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями; познакомить с внешней и внутренней политикой Александра Невского; оценить роль Александра Невского в истории.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII — XIV в.; объяснять историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования; развивать творческие способности через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, фрагменты к/ф «Александр Невский» (1938 г., реж. С. Эйзенштейн), репродукция картины П.Д. Корина «Александр Невский», схемы Невской битвы и Ледового побоища.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

«О, светло-светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками несточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, диковинными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными большими городами, славными селянами, монастырскими садами, храмами Божьими и грозными князьями, честными боярами и многими вельможами. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская...» — так поэтично говорит о Руси автор «Слова о погибели Русской земли», живший в далеком XIII в. Много грозных событий произошло в это столетие, много было свершено славных дел.


Тема нашего урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Походы шведов.

2. Походы крестоносцев.

3. Князь Александр Ярославич.

4. Невская битва.

5. Ледовое побоище.

Проблемный вопрос

— Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?


III. Введение в новый материал

В XIII в. монголы не были единственными врагами Руси, стремившимися ослабить ее внутреннее и внешнее положение. Коварный враг наступал с Запада.

Сегодня мы поговорим об одном из величайших полководцев Руси — Александре Невском. Вы узнаете о победах русского воинства, одержанных под его командованием над западными крестоносцами.

IV. Работа по теме урока

1. Походы шведов

В конце XII — первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с западными завоевателями. Эти земли издавна привлекали внимание потомков скандинавских викингов.

— Разделитесь на две группы, выполните задания и ответьте на вопросы.

(Группы используют интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, карты, материалы учебника.)

Первая группа работает с п. 1 § 17 учебника и описывает походы шведов на Русь в середине XII — первой половине XIII в.

Вторая группа работает с п. 1 § 17 учебника и описывает походы крестоносцев на Русь.

Вопросы для первой группы

— Почему шведские феодалы давно претендовали на земли Великого Новгорода?

— Когда шведы приступили к покорению финских племен?

— Чем закончились их попытки в 1164 г. завоевать новгородские земли в районе Ладоги?

— Когда шведские рыцари вновь усилили натиск на Восточную Прибалтику?

— Почему Католическая церковь поддержала поход шведов на Русь?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


2. Походы крестоносцев

Период с XI по XIII в. для Европы вошел в историю как эпоха крестовых походов. Немцы, французы, англичане и итальянцы отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Германский император Фридрих II (при поддержке папы римского) решил направить своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками. Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее лежали уже русские земли. Католики расценивали православных, как заблудших овец, которые должны были принять католичество. Ливонский орден благодаря своим завоеваниям достаточно окреп, и был объявлен крестовый поход на Русь.



Вопросы для второй группы

— Когда и почему римский папа объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов?

— Кто откликнулся на призыв римского папы?

— Что предприняли рыцари для завоевания прибалтийских земель?

— Что такое рыцарский орден?

— Чем рыцари — члены ордена отличались от обычных рыцарей?

— Кто такие крестоносцы?

— Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы?

— Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей?

— Когда и с какой целью был образован Тевтонский орден?

— Чем закончились попытки рыцарей обосноваться в Прибалтике?

— Как и почему был образован Ливонский орден?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


3. Князь Александр Ярославич

Слава Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в век создают образ могучего воина с совершенными чертами лица. Какую роль сыграл этот князь в истории своей страны? Что известно о нем? Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с личностью молодого князя Александра Ярославина.

— Работая с п. 3 § 17 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте личность Александра Невского. В своей работе используйте памятку «Как составить исторический портрет».

Дополнительный материал

Первое жизнеописание князя Александра Ярославина Невского (1221 — 1263) было составлено, как считают ученые, в 1280-х гг. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках житие не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и храбрости», «Слово о великом князе», «Житие блаженного великого князя». Автор жития называет себя современником Александра, «самовидцем» его жизни, и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Житие Александра Невского — это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события (битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. С исторической точки зрения в житии много неточностей.

Родился Александр Невский в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Уже в четыре года его посвятили в воины. Характеристики князя в житии Александра Невского очень разноплановы. «Взор его паче инех человек [образ его красивее всех других людей), и глас его — акы труба в народе», «не обретеся противник ему в брани никогда же». В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов, Атександр «разгореся сердцем» и «в мале дружине» устремился на врага. Он так спешил, что ему было некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успели собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерны для всех эпизодов жития, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает перед читателем как эпический герой. Например, согласно жи гию ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом он был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. Князь всякий раз перед битвой молился и получал благословение от архиепископа.

В то же время был Александр своеволен, властолюбив, не мог мириться с новгородскими вечевыми порядками и поссорился с новгородцами. Но при этом, благородно забыв старые обиды, освободил новгородскую землю от немецких рыцарей.

Как умный политик и дипломат предстает в житии Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Так, описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли.

Это был талантливый дипломат и величайший полководец, который смог защитить свою родину от многочисленных врагов, а также предотвратить нападения монголов. Скончался он в Городце в ноябре 1263 г. Его тело было захоронено во Владимире. Спустя семнадцать лет после смерти Александра Невского в этом же городе его причисляют к лику святых.

Памятка «Как составить исторический портрет»

1. Становление личности исторического деятеля:

1) дата и место рождения;

2) среда, семья (воспитание, образование);

3) формирование взглядов.

2. Черты характера. Влияние личных качеств на деятельность описываемой личности.

3. Свершения исторического деятеля:

1) основные дела его жизни;

2) успехи и неудачи;

3) какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

4) кто был его друзьями, а кто врагами, и почему;

5) какими были последствия его деятельности: для современников, для потомков;

6) за что потомки помнят этого человека.

4. Ваше личное отношение к историческому деятелю.

(Проверка выполнения задания.)


4. Невская битва

В 1236 г. литовцы и земгалы (предки латышей) разбили меченосцев и остановили их продвижение в литовские земли. Тогда меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом. С созданием Ливонского ордена (1237 г.) силы крестоносцев возросли. Они готовились к новым походам на литовских язычников и новгородско-псковских «еретиков». Папа римский призвал к участию в крестовом походе и шведов.

Шведы, начав поход против Руси, намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер — зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу, шведскому королю — 2/3 завоеванных земель, 1/3 земель — Тевтонскому ордену, все покоренное население должно было платить десятину.

Объективные исторические факты, характеризующие обстановку на территории Северо-Западной Руси к началу XIII в., свидетельствуют:

1) шведы готовились к походу основательно (около двух лет);

2) русские княжества были разорены монголами;

3) Новгород не имел регулярного войска;

4) Александр Ярославич был молод и неопытен.

Известно, что в Невской битве принимал участие предок А.С. Пушкина. Поэт с гордостью отмечал: «Мой предок Рача мышцей бранной самому Невскому служил».

— Работая с п. 4 § 17 учебника, схемой «Невская битва» и фрагментом из «Жития Александра Невского», выполните следующие задания.

1. Опишите основные этапы Невской битвы.

2. Охарактеризуйте стратегию и тактику молодого князя.

3. Приведите примеры мужества и героизма русских воинов и самого князя, проявленные в ходе сражения.

4. Опишите основные слои населения, принявшие участие в Невской битве.

5. Определите причины победы русских воинов в ходе Невской битвы.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)



5. Ледовое побоище

Прослушайте отрывок из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище».

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев темный строй.

На шапках перья птиц веселых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжелых

Качались черные кресты.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные шиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

Все было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

Гулять отправились сюда.

Ну что ж, сведем полки с полками,

Довольно с нас посольств, измен,

Ошую нас Вороний Камень

И одесную нас Узмень.

Под нами лед, над нами небо,

За нами наши города,

Ни леса, ни земли, ни хлеба

Не взять вам больше никогда...

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил.

Геолого-археологическая комиссия во главе с В.Д. Белецким в 1963 г. обнаружила, что битва шла между деревнями Таборы, Козлово и Самолва. Место это относительно ровное. Войска Невского с северо-западной стороны (по правую руку) были защищены слабым весенним льдом Чудского озера, а с восточной стороны (по левую руку) — лесистой частью, где находились в засаде свежие силы новгородцев и суздальцев. Рыцари наступали с южной стороны (от села Таборы). Не ведая о новгородском подкреплении и чувствуя свое военное превосходство, они, недолго думая, ринулись в бой, попав в расставленные сети. К концу битвы рыцарское войско было оттеснено на весенний лед Желчинской бухты Чудского озера, где многие из них погибли. Их останки и вооружение сейчас находятся в полукилометре северо-западнее от церкви Кобыльего Городища, на дне этой бухты.

Летописи сильно преувеличивали количество сражающихся воинов от Ливонского ордена (до 15 тысяч человек). Исходя из месторасположения битвы и исследований историков, можно предположить, что в сражении приняли участие около 500 рыцарей. Источники во много раз увеличивают и количество русских воинов. Их было приблизительно столько же, сколько ливонцев.

— Работая с п. 5 § 17 учебника, схемой «Ледовое побоище» и фрагментом из «Жития Александра Невского», выполните следующие задания.

1. Опишите основные этапы битвы.

2. Охарактеризуйте боевой порядок войск Ливонского ордена, отмечая его сильные и слабые стороны.

3. Охарактеризуйте стратегию и тактику Александра Невского.

4. Приведите примеры мужества и героизма русских воинов и самого князя, проявленные в ходе сражения.

5. Определите причины победы русских воинов в ходе Ледового побоища.

(Проверка выполнения задания.)

Британский историк Джон Феннел считал, что победы русских над шведами на Неве в 1240 г. и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера в 1242 г. — это «две относительно легкие победы».

— Согласны ли вы с позицией ученого?

(Ответы учеников.)


V. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Работая в парах, определите значение побед русских воинов над шведами и крестоносцами.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Значение побед Александра Невского над шведами и крестоносцами:

1. Новгородские земли не были завоеваны западными крестоносцами.

2. Сохранение торговых путей, проходивших через территории Северо-Западной Руси.

3. Сохранение православия.

4. Поражение рыцарей остановило их наступление на восток.


Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Вопросы к классу

— Каковы итоги Невской битвы и Ледового побоища?

— Почему русские воины смогли победить крестоносцев?

— В чем заключается полководческий талант Александра Невского?

— Какие слова, сказанные Александром Невским, стали крылатыми?

— Чья власть — крестоносцев или монголов — была более опасна для Руси? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников.)


Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.


Домашнее задание

1. Прочитать § 17, с. 19—26 учебника (ч. 2).

2. Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 26 учебника (ч. 2).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!