СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Современнон развитие рельефа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рельеф нашей планеты формировался на протяжении всего геоглогического этапа, но его развитие продолжается и сейчас.Движения земной коры, происходящие в современное неоген- четвертичное время называются неотектоническими.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Современнон развитие рельефа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8









План-конспект урока

по географии

в 8 классе

Тема «Современное развитие рельефа»






Разработала: Кашолкина Е.Н., учитель географии, 1 квалификационная категория



















Одинцово, 2018 г.









Урок географии

8класс

Тема : «Современное развитие рельефа»

Разработала: Кашолкина Е.Н, учитель географии,1 категория

Ресурсы:

1.учебник А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В.Ким «География России. Природа и население», 8 класс, (М.: изд. «Дрофа», 2018г.);

2.атлас. География 8- 9 класс, «Русское слово», 2018г.;

3.контурные карты. География , 8 класс, «Дрофа», 2019г.;

4. ИКТ;

5. ЛОК «Современное развитие рельефа»


Цели урока:

  • раскрыть учащимся представления о внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессах как о необходимом условии развития рельефа;

  • научить самостоятельно выявлять причинно-следственные связи;

  • показать непрерывность развития рельефа;

  • выявить особо опасные природные явления, причины возникновения


  • Задачи:
    сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельфа;

  • познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие воздействия общества на изменение поверхности Земли.
    развивать метапредметные умения работы с информацией.
    воспитывать бережному и рациональному отношению к минеральным, почвенным ресурсам, и полезным ископаемым;

  • продолжать развивать умение работать с различными источниками информации, с картами различного характера ,уметь их анализировать и сопоставлять;

  • формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в группах, умение слушать.


Планируемые результаты урока :

Предметные:

  • с формировать представление о развитии рельефа в современную эпоху;

  • познакомить учащихся с основными формами рельефа на территории России;

  • организовать деятельность обучающихся по изучению современного развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях;

  • представлять современную географическую научную картину развития рельефа России;

  • уметь работать с разными источниками географичес­кой информации;


Метапредметные:


Регулятивные УУД:


  • под руководством учителя выполнять учебные задания по поиску умению самостоятельно информации в учебнике, справочных пособиях и атласе;

  • переносить данную информацию в контурные карты и тетради;

  • умению участвовать в совместной деятельности;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • оценивать работу одноклассников.

  • уметь выделять главные, существительные признаки понятий;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • оценивать правила размещения различных форм рельефа, размещения ресурсов; особенности, динамику и территориальные следствия главных природных, процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

  • владению основами самоконтроля и самооценки;

  • осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • научатся умению выделять главное, существенные признаки понятий образования рельефа на территории России;

  • устанавливать причинно-следственные связи по образованию рельефа;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений , событий;

  • сравнивать объекты рельефа, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • решать проблемные задачи;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

  • создавать тексты разных типов: описательные, объяснительные.

Коммуникативные УУД::

  • научатся участвовать в совместной деятельности;

  • организовывать сотрудничество с одноклассниками;

  • оценивать работу одноклассников;

  • участвовать в дискуссии, высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

  • осознанию необходимости уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;

  • критическому отношению к своему мнению.



Личностные:

  • научатся коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе обучения, общественно полезной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;

  • научатся осознавать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.


Новые знания: неотектонические движения, экзогенные, эндогенные силы, выветривание; виды форм рельефа.

Опорные знания: понятие рельефа, отличие форм рельефа, горы, грабены, горсты.


Форма проведения: комбинированный урок с элементами беседы, рассуждения, анализа информации.


Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.


План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Проверка домашнего задания - 5 мин.

  3. Актуализация знаний - 3 мин.

  4. Изучение нового материала - 20 мин.

  5. Закрепление -5 мин

  6. Домашнее задание - 1 мин

  7. Рефлексия - 4 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:


- Найдите на физической карте основные равнины и горы. Где они расположены?
– Выделите основные черты рельефа нашей страны. Дайте оценку строения поверхности с точки зрения возможностей хозяйственного освоения территории.

-Как вы думаете, чем отличается жизнь людей в горах и на равнине?
– Приведите примеры влияния рельефа на особенности природы нашей страны.
– Равнины России относят к величайшим в мире. С какими равнинами земного шара их можно сравнить по величине и строению?


3. Актуализация опорных знаний.

Вопросы: (задаёт учитель)

  1. Из курса физической географии вспомните, что такое рельеф?

  2. Какие формы рельефа вы знаете?

  3. Перечислите виды равнин по высоте.

  4. Перечислите виды гор по высоте.

Ответы учащихся .

Учитель: ребята, мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России. Давайте подумаем и ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?

Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.

Движения земной коры, происходящие в современное неоген-четвертичное время, называются неотектоническими (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется? Какие существуют современные рельефообразующие процессы?

4.Изучение нового материала

Учитель: посмотрите на доску (на доске заранее написаны термины): эндогенные процессы, экзогенные процессы, , оледенение, морены, эоловый рельеф, осыпи, оползни, лавины, сели, антропогенные формы рельефа – эти термины мы сегодня на уроке рассмотрим, а некоторые вспомним.

Далее объяснение ведётся при помощи логического опорного конспекта.

Все современные рельефообразующие факторы делятся на 2 группы: внутренние и внешние – эндогенные и экзогенные. Оба фактора действуют одновременно.



Р ЕЛЬЕФООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ



эндогенные экзогенные

Эндогенные (внутренние) – это высокие давления и температуры, которые действуют внутри нашей планеты и стремятся вырваться наружу. Под действием эндогенных факторов формируются основные элементы рельефа: горы, вулканы, грабены, горсты, межгорные котловины. Внутренние силы Земли проявляются в виде землетрясений и вулканической деятельности Таким образом, эндогенные факторы созидают рельеф. Записывают в тетради.

Экзогенные (внешние) : только возродившись, горы начинают разрушаться. Днём солнце нагревает горы, ночью – они остывают, горные породы постепенно растрескиваются. Осадки проникают глубоко в трещины, под действие низких температур вода застывает и трещины углубляются. Текучие воды подтачивают обломки и перемещают их вниз. Ветер сдувает частички разрушенных горных пород к подножию гор. Очень часто в расщелины ветер заносит опавшие листья, которые образуют перегной. В этих местах начинают развиваться растения, которыми своими корнями также разрушают горы. (Вспомните, как нежный росток пробивается сквозь асфальт).Так постепенно в течение миллионов лет под действием внешних сил происходит разрушение и сглаживание рельефа. (Краткое описание заносят в тетради).

Учащиеся зарисовывают в тетради схему из ЛОК.

Среди внешних (экзогенных) сил в четвертичный (современный) период на формирование рельефа нашей страны наибольшее влияние оказали древние оледенения, деятельность ветра и текучих вод (а в прибрежных районах – деятельность моря) и , разумеется, человек.

Физкультминутка. Ребята, а давайте мы с вами изобразим в движениях внутренние и внешние факторы, о которых говорили. Смотрите на меня и повторяйте движения.

Учитель: молодцы! Продолжаем урок.

При своём движении древний ледник сглаживал неровности рельефа, сдирал рыхлые породы, выламывал крупные камни. Выступы прочных скальных пород, попадавшихся на пути движения, ледник закруглял и отшлифовывал, придавая им форму бараньих лбов. Скопления бараньих лбов называют курчавыми скалами.

Учитель: запишите в тетради эти термины.

Ледник как бульдозер сгребал при своём движении всё, что попадалось на пути – камни, дресву, мягкие породы. При таянии этот материал перемешивался и прессовался. Этот ледниковый материал называется мореной.

Среди ледниковых наносов встречаются озы – длинные, узкие извилистые валы, и камы – небольшие крутосклонные холмы.

В засушливых, пустынных районах нашей страны (Прикаспийская низменность) встречаются эоловые формы рельефа. Их создаёт ветер. Чаще всего они представлены дюнами и барханами.

Текучие воды – один из самых мощных факторов перестройки рельефа. Вспомните поговорку «Вода камень точит». Потоки воды воздействуют на рельеф, разрушая горные породы. Наиболее распространёнными результатами деятельности текучих вод являются речные долины, овраги, балки и карстовые пещеры.

Человек также воздействует на рельеф, изменяя его. Наиболее ощутимое воздействие на рельеф человека связано с добычей полезных ископаемых. Из отвалов пустой горной породы возникли целые горы – терриконы, от выработанных горных пород – карьеры. Такие формы рельефа называются антропогенными. Это определение нужно знать!

Учитель: ещё мы не поговорили о таких явлениях как осыпи, оползни, лавины, сели. С этими терминами встречались на уроках ОБЖ. Расскажите мне, кто как понимает эти явления? Учащиеся отвечают.

Вывод: рельеф нашей страны чрезвычайно разнообразен. Его развитие не закончилось, а продолжается в настоящее время. В формировании рельефа принимали и принимают участие разнообразные силы и процессы, проявляющиеся неодинаково и с различной интенсивностью в разных районах нашей страны.

  1. Закрепление.

Учитель: какие возникли у вас вопросы? Что непонятно или сложно?

Выполнение заданий теста. Слайд 47-49 (приложение 1)

  1. Рефлексия.

Учитель. А сейчас предлагаю вам выразить свое настроение о сегодняшнем уроке. А помогут вам в этом смайлики, которые вы можете нарисовать в тетради!.


Домашнее задание.


Тест.

Задание №1.

1.Какие формы рельефа расположены на территории России:

А. Горы

Б. Равнины

В. Низменности

Г. Плоскогорья

Д. Все перечисленные


2.Сколько раз по территории России проходил ледник:

А. 1

Б. 2

В. 4

Г. ни одного


3.Где можно увидеть антропогенные формы рельефа

А. в городах

Б. местах добычи полезных ископаемых

В. в лесах

Г. на Луне


Задание №2.

Установи соответствие:

Экзогенные формы рельефа

Эндогенные формы рельефа

Горы

карры

морена

курчавые скалы

равнина

терриконы

карьеры

карстовые пещеры

дюны

барханы

озы

камы

вулканы

горсты








11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!