План-конспект урока
Класс: 6 Дата проведения: ____________
Тема: Первые известия о Руси
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов
Персоналии: Рюрик
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Цели урока:
-воспитательные:
воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;
-развивающие:
тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;
-обучающие:
изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.
Задачи урока:
-образовательные:
ввести представление о происхождении слова «русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию (проблему). Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.
-развивающие:
- информационные:
умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
- логические:
умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
- организационные:
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
-воспитательные:
совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность при выполнении заданий, продолжить формирование знаний учащихся об истории становления Российского государства.
Планируемые результаты:
-предметные:
Учащийся научится использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и руси.
-метапредметные:
Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
-личностные:
Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
Визуализация:
Проектор, компьютер, интерактивная доска;
Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»
Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. (1 мин.) | Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке | Приветствуют учителя |
Повторение | Историческая разминка Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, составленного учащимися или предложенного учителем (5-7 мин.) | Организует работу по поддержанию интереса к истории России, задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда | Разгадывают кроссворд по пройденным темам, применяют ранее полученные знания отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы |
Мотивационно-целевой | Как называется наша страна? Откуда происходит это название? Что оно означает? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (2-3 мин.) | Демонстрирует слайды презентации, задает вопрос, помогает учащимся формулировать тему урока | Высказывают предположения, формулируют тему урока |
Актуализация знаний | Прием «Удивляй». «Боже, избави нас от ярости норманнов». Вспомните, кто такие норманны. Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? Чем занимались норманны? На какие страны совершали набеги? Какой письменный источник рассказывает о начале истории Руси? (5-6 мин.) | Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации | Высказывают предположения, применяют ранее полученные знания |
Содержательно-операционный | Работа с источниками Прочитайте п. 2 §4. Как с норманнами была связана ранняя история древних славян? Работа с картой Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение. (доп. материал). Как звали варяга? С какого года идет отсчет истории нашей страны? Посчитайте, сколько лет русскому государству. На основе рассказа учителя учащимся предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь» (18-20 мин) | Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов. Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения. Задает вопросы «Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывает о версиях происхождения термина «Русь» | Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы, Подсчитывают, сколько лет русскому государству. Анализируют информацию из отрывка летописи. Определяют хронологические периоды. Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь» |
Контрольно-оценочный | Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? Почему? Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий. Аргументируйте свое предположение. Оцените работу на уроке свою и одноклассников. Применение рейтинговой таблицы на уроке (правильный ответ – 1 балл) (7-8 мин.) | Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД Проводит оценивание совместно с учащимися | Оценивают существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение. Проводят самооценку, взаимооценку |
Рефлексия | Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (3-2 мин.) | Задает вопросы «Что вы сегодня узнали на уроке?» «Что вам было наиболее интересно?» «Что понравилось и что не понравилось на уроке?» | Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления |
Домашнее задание | §4, стр. 36-39, з.2 – с. 39 (1 мин.) | Дает домашнее задание обучающимся | Записывают домашнее задание |
Итог урока. | Подведение итогов, выставление оценок в дневники (1 мин.) | Выставляет оценки | |
Список литературы, используемой при подготовке проекта:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015
3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просещение, 2016
Электронные материалы:
1. Презентация к уроку.
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» о призвании варягов
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть,
и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг
с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются
шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти прозывались.
Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в
ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и
взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, —
49 на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года
умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим
города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники,
а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в
Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него
два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И от-
правились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили:
«Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили
городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же
и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян.
Рюрик же княжил в Новгороде.
Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 27—31.