Урок по теме « Теорема Виета» 8 класс.
Тип урока : Урок изучения нового материала и применения полученных знаний при решении квадратных уравнений. Технология проблемного диалога. Используемые технологии: дифференцированное обучение , технология проблемного диалога, поисково- исследовательская технология
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная , групповая.
Цель: Изучить теорему Виета и научить применять её при решении приведённых квадратных уравнений:
Задачи: Дидактические:
1. Изучить теорему Виета и научить учеников применять её при решении приведённых квадратных уравнений. Сформировать способы деятельности по решению примеров на использование т.Виета. 2. Показать практическое применение теоремы Виета. Развивающие: 1. Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление, математическую речь. 2.Развитие у учащихся умений обобщать изучаемый материал; 3.Развитие навыков самоконтроля и самооценки учащимися собственных умений . 4. обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти, внимания. Воспитательные: 1. Содействовать воспитанию интереса к математике и её приложениям. Воспитание ответственности, культуры общения, самостоятельности. Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисково- исследовательский. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование урока: рабочие листы, кроссворд на столах и на доске, портрет Ф. Виета.
Результаты урока
учащиеся должны
знать: определение прямой и обратной теоремы Виета. Уметь: применять данные теоремы при решении квадратных уравнений.
Ход урока
На столах рабочие листы и кроссворд 1.Фронтальный опрос 1.Какое уравнение называется квадратным? 2. Что означают буквы 𝛼,b,c в уравнении ?
3. Как называют коэффициент 𝛼 ? 4. Что называют дискриминантом квадратного уравнения ? 5.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D 0 ? 6. 6. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D = 0 ? 7. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D ? 8. Какое уравнение называется приведённым квадратным уравнением? 2. Кроссворд, 3. Рассказ о Виете: Франсуа Виет – французский математик, ввел систему алгебраических символов, разработал основы элементарной алгебры. Он был одним из первых кто стал обозначать числа буквами, что существенно развило теорию уравнений, Тема урока: Теорема Виета
2. «Открытие» теоремы Виета. Предложить решить устно уравнение; . х2 - 263х +262 = 0; учащиеся видят проблему из-за больших коэффициентов.
Организовываем исследовательскую деятельность, что позволяет активизировать учебно -познавательную деятельность учащихся и повысить интерес к предмету.
Для этого разбиваем класс на три группы, каждой из которых дается задание решить 2 приведенных квадратных уравнения. После их решения один представитель от каждой группы выходит к доске и заполняет соответствующую строку в таблице:
Уравнение | p | q | Корни | Сумма корней | Произведение корней |
х2 +11х -12 = 0 | | | | | |
х2 – 6х – 7 = 0 | | | | | |
х2 + 3х – 10 = 0 | | | | | |
х2+ 5х + 6 = 0 | | | | | |
х2– х – 12 = 0 | | | | | |
х2 -7 х + 12 = 0 | | | | | |
После этого учитель предлагает учащимся сравнить сумму и произведение полученных корней с коэффициентами p и q и выдвинуть гипотезу. Учитель подтверждает сделанное предположение, сообщая, что данное утверждение называется теоремой Виета, обращая внимание учащихся, что эта теорема справедлива для приведенных квадратных уравнений.
Т е о р е м а В и е т а Если х1, х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то х1 + х2 = –р; х1 · х2 = q. |
Для первичного усвоения теоремы Виета можно предложить учащимся выполнить устно упражнение на нахождение суммы и произведения корней квадратного уравнения, решаем уравнение с большими коэффициентами.
3) задание по учебнику №29.2, 29.3(а, б) , 29.6
4)устно. Из данных уравнений выберите уравнение корнями, которого являются числа 3 и 7.
1) х2 – 10х - 21 = 0 3) х2 - 10х + 21 = 0
2) х2 + 10х + 21 = 0. 4) х2 + 10х - 21 = 0.
На данном этапе учитель на доске показывает решение приведенного квадратного уравнения с использованием теоремы Виета. Акцентирует внимание учащихся на перебор корней, знаки, быстроту решения.
х2-9х + 20 = 0; Д0
х1·х2 = 20 = 4· 5= -4 · (-5)= 2 · 10= -2 · (-10) = 1·20=-1 · (-20)
из этих вариантов выбираем х1=4 , х2= 5 так как х1 + х2= 9. 5) обратная т. Виета
6) Составьте квадратное уравнение, имеющее следующие корни
X 1 | X2 | X1+X2 | X1·X2 | Уравнение |
1 | 3 | | | |
2 | 0.6 | | | |
-3 | -4 | | | |
2 | 3 | | | |
4 | -5 | | | |
8 | 0,5 | | | |
С целью определения степени усвоения учащимися нового материала дается тест с тремя уровнями сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 7.Тест 1Указать старший коэффициент в уравнении х2+х-2 = 0; 0; -1 1 -2 2.Укажите в квадратном уравнении х2-3 -2х =0 второй коэффициент:
1 -2 3 2
3.В квадратном уравнении х – 20 + х2 =0 второй коэффициент с противоположным знаком равен?
-1 1 20 -20
4. Сумма и произведение корней уравнения х2 +7х – 10 =0 равны:
х1 + х2 = 7; х1 · х2 = 10. x1 + х2 = 10; х1 · х2 = 7.
х1 + х2 = -7; х1 · х2 = -10. х1 + х2 = –10; х1 · х2 = -7.
5.Если число 2 корень уравнения х2 – 13х +22 =0, то второй корень равен:
13; -11; 11; -2;
6.Если 4 корень уравнения х2 – 5х +q =0, то q равен
1; 4 ; -1; 6;
7. Не решая уравнение х2- 6х- 16 = 0, определите знаки корней уравнения:
одинаковые оба положительные
разные оба отрицательные.
критерии: «3» 1 - 3 задания
«4» 1 - 5 заданий
«5» 1 - 7 заданий Рефлексия: заполняют таблицу в рабочем листе. Сдают рабочие листы учителю.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна
Хоть с минусом дробь, что за беда,
В числителе b, в знаменателе а.