Урок № 34
Класс: 5
Дата: 08.11.2018
Тема: Тематическая группа.
Цель: дать понятие о возможности объединения слов по лексическому значению; группируя слова, развивать логическое мышление; при подаче материала использовать межпредметные связи; воспитывать уважительное отношение к работе товарищей, внимание.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объединять слова по лексическому значению
Метапредметные:
Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущем уроке.
Фронтальный опрос
Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).
Что такое богатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова).
Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.
-
Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Тематическая группа».
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Формулировка темы урока учениками.
-
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Объяснение учителя:
В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья — сосна, дуб, клен, береза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов — дерево, во второй — фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.
Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».
Теоретический материал – с.78.
-
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Упражнение 168.
-
Алюминиевый, медный, стальной – материал, из чего сделан предмет.
-
Бульдозер, каток, экскаватор – строительная техника.
-
Веселый, радостный, унылый – состояние человека.
-
Грохотать, дрезжать, звенеть – действия, производящие шум.
Упражнение 171
Слово | стул | стол | табурет | кресло |
Общая часть значения | Предмет мебели |
Различающиеся части | Для сидения, со спинкой | С широкой горизонтальной доской, для обеда, игры, работы | Для сидения, без спинки | Просторный стул, с ручками для опоры локтей. |
Физкультминутка
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте).
Упражнение 173
Дробь – барабанная, свинцовая
Мышь – компьютерная, полевая
Рожь – густая
Ручка – дверная, шариковая.
Упражнение 175
Зубчик – профессиональная тематика (архитектор, врач-стоматолог, слесарь).
Коса – сельскохозяйственное орудие, вид прически.
Еще хочу собакой стать,
Чтоб забираться под кровать,
И шлепанцы икать впотьмах,
И папе приносить в зубах.
Самостоятельная работа.
На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.
1.Взаимоотношения в семье: ….
2. Праздники: …..
3. Игры: ….
Для справок: доверие, Рождество, понимание, «морской бой», преданность, 8 Марта, день рождения, уважение, Новый год, «прятки», «классики».
VI. Подведение итогов урока и рефлексия
Что нового узнали на уроке?
1. Укажите слова, принадлежащие к тематической группе «синий»:
а) лиловый, фиолетовый, сиреневый;
б) васильковый, небесный, лазурный;
в) сочный, спелый, созревший.
2. Найдите лишнее слово.
Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.
3.Тематическая группа слов … (объединяется по своему лексическому значению на основании одного общего признака)
4. Тематическая группа слов образуется… (вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.
VII. Домашнее задание: п. 23 стр. 81 упражнение 176 (1,2).