СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 5 классе: "Тематическая группа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 5 классе: "Тематическая группа"»

Урок № 34

Класс: 5

Дата: 08.11.2018

Тема: Тематическая группа.

Цель: дать понятие о возможности объединения слов по лексическому значению; группируя слова, развивать логическое мышление; при подаче материала использовать межпредметные связи; воспитывать уважительное отношение к работе товарищей, внимание.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объединять слова по лексическому значению

Метапредметные:

Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Чтобы познакомиться с новой темой, нам, ребята, необходимо вспомнить то, что мы изучали на предыдущем уроке.

Фронтальный опрос

Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем? (Лексикология).

Что такое богатство языка? (Лексика: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова).

Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Сегодня на уроке мы будем не только писать, но и много говорить, обсуждать, узнавать. И цель занятия – изучение нового материала «Тематическая группа».

Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Объяснение учителя:

В лексическом значении слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья — сосна, дуб, клен, береза; фрукты — яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов — дерево, во второй — фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.

Тематическую группу слов с узким, видовым понятием объединяет слово с широким, родовым. Например, слова ромашка, фиалка, ландыш, сирень объединены словом «цветы».

Теоретический материал – с.78.


  1. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Упражнение 168.

  1. Алюминиевый, медный, стальной – материал, из чего сделан предмет.

  2. Бульдозер, каток, экскаватор – строительная техника.

  3. Веселый, радостный, унылый – состояние человека.

  4. Грохотать, дрезжать, звенеть – действия, производящие шум.

Упражнение 171

Слово

стул

стол

табурет

кресло

Общая часть значения

Предмет мебели

Различающиеся части

Для сидения, со спинкой

С широкой горизонтальной доской, для обеда, игры, работы

Для сидения, без спинки

Просторный стул, с ручками для опоры локтей.


Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег на месте).

Упражнение 173

Дробь – барабанная, свинцовая

Мышь – компьютерная, полевая

Рожь – густая

Ручка – дверная, шариковая.

Упражнение 175

Зубчик – профессиональная тематика (архитектор, врач-стоматолог, слесарь).

Коса – сельскохозяйственное орудие, вид прически.

Еще хочу собакой стать,

Чтоб забираться под кровать,

И шлепанцы икать впотьмах,

И папе приносить в зубах.

Самостоятельная работа.

На месте пропусков напишите слова, входящие в тематическую группу данного обобщенного понятия.

1.Взаимоотношения в семье: ….

2. Праздники: …..

3. Игры: ….

Для справок: доверие, Рождество, понимание, «морской бой», преданность, 8 Марта, день рождения, уважение, Новый год, «прятки», «классики».

VI. Подведение итогов урока и рефлексия

Что нового узнали на уроке?

1. Укажите слова, принадлежащие к тематической группе «синий»:

а) лиловый, фиолетовый, сиреневый;

б) васильковый, небесный, лазурный;

в) сочный, спелый, созревший.

2. Найдите лишнее слово.

Увлечения – рисование, коллекционирование, дружба, путешествия.

3.Тематическая группа слов … (объединяется по своему лексическому значению на основании одного общего признака)

4. Тематическая группа слов образуется… (вокруг слова, обозначающего обобщенное (родовое) понятие.

VII. Домашнее задание: п. 23 стр. 81 упражнение 176 (1,2).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!