План-конспект урока по географии
Класс: 8
Тема урока: Моря как крупные природные комплексы на примере Белого моря.
Цель урока: формировать представление о природных комплексах на примере Белого моря России.
Задачи урока: образовательные: помогать получению знаний о морях как крупных природных комплексах;
развивающие: способствовать развитию навыков работы с разными источниками информации, учить грамотно преподносить информацию; учить самостоятельно находить причинно-следственные связи между компонентами природы;
Результаты урока:
Личностные- учить умению определять необходимость получения новых знаний и находить пользу в новой информации; проявлять сдержанность на уроке к одноклассникам, у которых что-то не получается; учить ответственно выполнять задания;
Метапредметные - познавательные: учить выбору способов решения проблемы, возникшей на уроке;
Коммуникативные: учить умению работать в коллективе, уважая мнение одноклассников;
Регулятивные: учить ставить цель и планировать действия для ее достижения;
Предметные результаты- закрепить знания о природном комплексе морей как части особого ландшафта Земли.
Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.
Форма урока: урок смешанного типа
Технологии, применяемые на уроке: здоровье сберегающая технология, информационно-коммуникационная, технология проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.
Оборудование: физическая карта Российской Федерации, атласы по географии (8 класс), индивидуальные карты морей России, схемы ПТК, фотографии географов – ученых (Вернадский В.И., Докучаев В.В., Семенов – Тян-Шанский П.П., Берг Л.С.), презентация к уроку.
№ этапа урока | Этап урока | Содержание урока | Время |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I | Организационный | Просит учащихся помочь в формулировке темы урока. | | 1мин |
II | Мотивационный 1.Работа с текстом 2.Работа со схемами ПТК 3.Беседа 4.Сообщение учителя по новой теме. | Звучит текст (в презентации читает ученик). (в презентации демонстрируются разные ландшафты описываемой территории) Предлагает вспомнить структуру ПТК Задает вопрос: о чем будет урок? (схема в презентации и у учащихся) Демонстрирует портреты Вернадского В.И., Докучаева В.В., Семенова – Тян-Шанского П.П., Берга Л.С. Просит определить фамилии и вклад ученых в развитие географии. Задает вопрос – как вы думаете, кто имеет самое большое отношение к нашему уроку? Сообщение учителя о Л.С. Берге (вклад в развитие лимнологии, ихтиологии, ландшафтоведения, теория зональности на основе метода установления «причинных связей явлений» (показал, что в холодной воде менее развитый органический мир, в более соленой воде обитают те животные, которые приспособлены жить в такой воде, с глубиной меньше света и менее развит органический мир), почвенная теория образования лесса. Впервые высказал идею о существовании природных комплексов, изучая водные объекты России. О чем пойдет речь на уроке? | Слушают текст и определяют, название ландшафта. Заполняют схему на базе имеющихся знаний. Формулируют тему – Природные комплексы. Учащиеся определяют, чьи портреты демонстрирует учитель, вспоминают вклад географов в развитие науки географии. Угадывают ответ на вопрос Слушают сообщение учителя Учащиеся формулируют тему – природные комплексы водных объектов России. | 2мин 3мин 2мин 4мин 2мин 2мин |
III | Актуализация знаний | Демонстрация индивидуальных карт морей. Перед учащимися ставит задачу. Вам сегодня придется доказать, что моря – это тоже ПТК на примере одного из них. (запись темы на доске в презентации) Перед серьезной работой необходимо подготовиться: Ваша задача глазами совершить путь по карте, висящей на доске, из Азовского моря в Белое, посчитав количество водных объектов, которые придется преодолеть. Найти 17 объектов. Прошу дома потренировать свои глаза. | Рассматривая карты – учащиеся делают вывод – речь пойдет о ПТК морей. Гимнастика для глаз по карте. | 1мин 1 мин |
IV | Первичное усвоение | Дает задание схематично составить природный комплекс Белого моря. Предлагает определить пути возможных решений: Как по карте определить соленость моря? (изогалины) Температуру воды? Течения (обозначения на карте) Глубину (изобаты) Ледовые условия (обозначения на карте) Климатические условия зимой и летом? Какой компонент природного комплекса невозможно определить? Почему? | Работа с картами и иллюстрациями, заполнение схемы ПТК одного из морей (§ 24 учебника – на примере Белого моря) | 10 мин |
V | Первичная проверка | Предлагает продемонстрировать полученные результаты в классе. (Для учащихся, которым трудно составить связный текст – предлагается схема текста, в который дети должны вставить слова) | Дают характеристику ПТК Белого моря, объясняя причинно-следственные связи между компонентами природы. | |
VI | Закрепление полученных знаний 1.Работа с текстом «Найди ошибку и исправь» 2.Подведение итогов урока | Вам предлагается текст, в котором спрятались ошибки – необходимо найти их и исправить. Поставить отметку в соответствии с критериями. После работы зачитывает текст без ошибок. Обобщающая беседа. Почему море – природный комплекс? Как климат влияет на природу моря? Может ли соленость определять разнообразие органического мира моря? Как влияет на море количество впадающих рек? Как температура воды влияет на растительный и животный мир морей? | Исправляют ошибки в тексте и ставят отметку, сдают учителю на проверку. | 5мин 4мин |
VII | Домашнее задание | §24 учебника, найти в разных источниках информации особенности Белого моря и записать в тетрадь. | | 1мин |
VIII | Рефлексия | Перед вами рыбы разного размера. Вам необходимо вспомнить названия рыб, подписав на обратной стороне и бросить их на тот остров, который предпочитаете: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. По улову, скопившемуся на островах можно определить объем полученной информации. (магниты, нарисованные острова, рисунки рыб). | | 1мин |
Текст для определения ландшафта тундры.
Эта обширная и безлесная территория с холодными условиями жизни занимает большие пространства Земли. Климат сухой – менее 250 мм в год выпадает осадков. Длинные зимы сменяются коротким летом. Эту территорию часто одолевают сильные ветра, они дуют со скоростью 50-100 км/час. Растительный мир представлен травами, осоками, кустарниками, мхами и лишайниками. В вегетационный период за 50 дней успевают отцвести более 400 видов цветов. Суровый климат, многолетняя мерзлота определили высокую влажность этой территории. Почвы сильно увлажнены, с низким содержанием кислорода и не содержат гумуса. Летом можно видеть огромное количество озер, с разнообразием водоплавающих птиц.
Структура ПТК - https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0&stype=image&lr=10761&source=wiz&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cf8%2F001569b7-12c1442e%2Fhello_html_mb30a086.jpg&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fd%2FdCFsaeckSlrUMwupmDoK4g6Bi1GjhP27xvJYb3%2Fslide-22.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cf8%2F001569b7-12c1442e%2Fhello_html_mb30a086.jpg
Определить по контуру гидрографические объекты России
Текст для закрепления полученных знаний.
БЕЛОЕ МОРЕ - окраинное море Сев. Ледовитого океана, расположено у северных берегов Европейской части Российской Федерации. Площадь - 90 тыс. км². Крупные острова: Соловецкие, Новая Земля, Колгуев. Зимой свободно ото льда. Приливы до 10 м (в Мезенском заливе).
Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, не сильно изрезанные берега; залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии). Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 67 м. максимальная — 350 м. Расположено на шельфе - материковой отмели. Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14‰. На севере соленость выше (30‰), чем на юге - 20-26‰. Так как на юге в море впадают реки Онега, Северная Двина, Мезень, которые повышают соленость воды Белого моря, особенно в заливах. Биологические ресурсы Белого моря богаче, чем Баренцева. Белое море теплее Баренцева, потому что в Баренцево море не заходит теплое течение. Из рыб здесь обитают сельдь, тунец, щука, семга, кумжа, треска, сайра. У побережий встречаются бурые водоросли – порфира и ламинария. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Белое море связано с Балтийским морем Беломорско-Балтийским каналом; с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.
Ссылка на сайт для получения информации о Белом море.