СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 8 классе по теме "Моря как крупные природные комплексы (на примере Белого моря)"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по учебнику Бариновой И.И. - изучение природно-территориальных комплексов на примере одного из морей России. Использование самостоятельной работы учащихся по картам атласа. Разрешается использование мобильного телефона с приложением для считывания QRкода, который может быть использован на уроке в презентации для использования дополнительной информации в процессе решения задач урока.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 8 классе по теме "Моря как крупные природные комплексы (на примере Белого моря)"»



План-конспект урока по географии



Класс: 8

Тема урока: Моря как крупные природные комплексы на примере Белого моря.

Цель урока: формировать представление о природных комплексах на примере Белого моря России.

Задачи урока: образовательные: помогать получению знаний о морях как крупных природных комплексах;

развивающие: способствовать развитию навыков работы с разными источниками информации, учить грамотно преподносить информацию; учить самостоятельно находить причинно-следственные связи между компонентами природы;

Результаты урока:

Личностные- учить умению определять необходимость получения новых знаний и находить пользу в новой информации; проявлять сдержанность на уроке к одноклассникам, у которых что-то не получается; учить ответственно выполнять задания;

Метапредметные - познавательные: учить выбору способов решения проблемы, возникшей на уроке;

Коммуникативные: учить умению работать в коллективе, уважая мнение одноклассников;

Регулятивные: учить ставить цель и планировать действия для ее достижения;

Предметные результаты- закрепить знания о природном комплексе морей как части особого ландшафта Земли.

Тип урока: усвоение новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок смешанного типа

Технологии, применяемые на уроке: здоровье сберегающая технология, информационно-коммуникационная, технология проблемного обучения, элементы технологии критического мышления.

Оборудование: физическая карта Российской Федерации, атласы по географии (8 класс), индивидуальные карты морей России, схемы ПТК, фотографии географов – ученых (Вернадский В.И., Докучаев В.В., Семенов – Тян-Шанский П.П., Берг Л.С.), презентация к уроку.


№ этапа урока

Этап урока

Содержание урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I

Организационный

Просит учащихся помочь в формулировке темы урока.


1мин

II

Мотивационный

1.Работа с текстом





2.Работа со схемами ПТК






3.Беседа














4.Сообщение учителя по новой теме.

Звучит текст (в презентации читает ученик).

(в презентации демонстрируются разные ландшафты описываемой территории)



Предлагает вспомнить структуру ПТК

Задает вопрос: о чем будет урок?

(схема в презентации и у учащихся)

Демонстрирует портреты Вернадского В.И., Докучаева В.В., Семенова – Тян-Шанского П.П., Берга Л.С.


Просит определить фамилии и вклад ученых в развитие географии.

Задает вопрос – как вы думаете, кто имеет самое большое отношение к нашему уроку?


Сообщение учителя о Л.С. Берге (вклад в развитие лимнологии, ихтиологии, ландшафтоведения, теория зональности на основе метода установления «причинных связей явлений» (показал, что в холодной воде менее развитый органический мир, в более соленой воде обитают те животные, которые приспособлены жить в такой воде, с глубиной меньше света и менее развит органический мир), почвенная теория образования лесса. Впервые высказал идею о существовании природных комплексов, изучая водные объекты России.

О чем пойдет речь на уроке?



Слушают текст и определяют, название ландшафта.


Заполняют схему на базе имеющихся знаний.


Формулируют тему – Природные комплексы.



Учащиеся определяют, чьи портреты демонстрирует учитель,






вспоминают вклад географов в развитие науки географии.


Угадывают ответ на вопрос





Слушают сообщение учителя













Учащиеся формулируют тему – природные комплексы водных объектов России.

2мин




3мин



2мин




4мин















2мин





2мин






III

Актуализация знаний

Демонстрация индивидуальных карт морей.

Перед учащимися ставит задачу.

Вам сегодня придется доказать, что моря – это тоже ПТК на примере одного из них. (запись темы на доске в презентации)


Перед серьезной работой необходимо подготовиться: Ваша задача глазами совершить путь по карте, висящей на доске, из Азовского моря в Белое, посчитав количество водных объектов, которые придется преодолеть.

Найти 17 объектов. Прошу дома потренировать свои глаза.


Рассматривая карты – учащиеся делают вывод – речь пойдет о ПТК морей.






Гимнастика для глаз по карте.


1мин









1 мин

IV

Первичное усвоение

Дает задание схематично составить природный комплекс Белого моря.




Предлагает определить пути возможных решений:

Как по карте определить соленость моря? (изогалины)

Температуру воды?

Течения (обозначения на карте)

Глубину (изобаты)

Ледовые условия (обозначения на карте)

Климатические условия зимой и летом?

Какой компонент природного комплекса невозможно определить? Почему?



Работа с картами и иллюстрациями, заполнение схемы ПТК одного из морей (§ 24 учебника – на примере Белого моря)

10 мин

V

Первичная проверка

Предлагает продемонстрировать полученные результаты в классе.

(Для учащихся, которым трудно составить связный текст – предлагается схема текста, в который дети должны вставить слова)

Дают характеристику ПТК Белого моря, объясняя причинно-следственные связи между компонентами природы.


VI

Закрепление полученных знаний

1.Работа с текстом «Найди ошибку и исправь»


2.Подведение итогов урока


Вам предлагается текст, в котором спрятались ошибки – необходимо найти их и исправить. Поставить отметку в соответствии с критериями.


После работы зачитывает текст без ошибок.


Обобщающая беседа.

Почему море – природный комплекс?

Как климат влияет на природу моря?

Может ли соленость определять разнообразие органического мира моря?

Как влияет на море количество впадающих рек?

Как температура воды влияет на растительный и животный мир морей?

Исправляют ошибки в тексте и ставят отметку, сдают учителю на проверку.

5мин










4мин

VII

Домашнее задание

§24 учебника, найти в разных источниках информации особенности Белого моря и записать в тетрадь.


1мин

VIII

Рефлексия

Перед вами рыбы разного размера. Вам необходимо вспомнить названия рыб, подписав на обратной стороне и бросить их на тот остров, который предпочитаете: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

По улову, скопившемуся на островах можно определить объем полученной информации.

(магниты, нарисованные острова, рисунки рыб).




1мин







Текст для определения ландшафта тундры.

Эта обширная и безлесная территория с холодными условиями жизни занимает большие пространства Земли. Климат сухой – менее 250 мм в год выпадает осадков. Длинные зимы сменяются коротким летом. Эту территорию часто одолевают сильные ветра, они дуют со скоростью 50-100 км/час. Растительный мир представлен травами, осоками, кустарниками, мхами и лишайниками. В вегетационный период за 50 дней успевают отцвести более 400 видов цветов. Суровый климат, многолетняя мерзлота определили высокую влажность этой территории. Почвы сильно увлажнены, с низким содержанием кислорода и не содержат гумуса. Летом можно видеть огромное количество озер, с разнообразием водоплавающих птиц.

Структура ПТК - https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0&stype=image&lr=10761&source=wiz&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cf8%2F001569b7-12c1442e%2Fhello_html_mb30a086.jpg&rpt=simage&rlt_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fd%2FdCFsaeckSlrUMwupmDoK4g6Bi1GjhP27xvJYb3%2Fslide-22.jpg&ogl_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0cf8%2F001569b7-12c1442e%2Fhello_html_mb30a086.jpg

Определить по контуру гидрографические объекты России







Текст для закрепления полученных знаний.

БЕЛОЕ МОРЕ - окраинное море Сев. Ледовитого океана, расположено у северных берегов Европейской части Российской Федерации. Площадь - 90 тыс. км². Крупные острова: Соловецкие, Новая Земля, Колгуев. Зимой свободно ото льда. Приливы до 10 м (в Мезенском заливе).

Белое море на севере соединяется проливом Горло Белого моря с Баренцевым морем. Море имеет низменные, не сильно изрезанные берега; залив Кандалакшский и губы (они называются эстуарии). Онежская, Двинская, Мезенская. Белое море небольшое по площади. Рельеф дна неровный. Море не глубокое. Средняя глубина - 67 м. максимальная — 350 м. Расположено на шельфе - материковой отмели. Соленость Белого моря меньше, чем Баренцева, в губах 10—14‰. На севере соленость выше (30‰), чем на юге - 20-26‰. Так как на юге в море впадают реки Онега, Северная Двина, Мезень, которые повышают соленость воды Белого моря, особенно в заливах. Биологические ресурсы Белого моря богаче, чем Баренцева. Белое море теплее Баренцева, потому что в Баренцево море не заходит теплое течение. Из рыб здесь обитают сельдь, тунец, щука, семга, кумжа, треска, сайра. У побережий встречаются бурые водоросли – порфира и ламинария. Порты: Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь, Мезень. Белое море связано с Балтийским морем Беломорско-Балтийским каналом; с Азовским, Каспийским и Черным морями Волго-Балтийским водным путем.



Ссылка на сайт для получения информации о Белом море.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!