СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Виды народных сказок. Сказки о животных. «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Виды народных сказок. Сказки о животных. «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».»

Урок № 5

Класс: 5-А, 5-Б

Дата: 02.10.2018

Тема: Виды народных сказок. Сказки о животных. «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».

Цель урока: формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки; развивать умение анализировать художественный текст; способствовать обогащению словарного запаса обучающихся; прививать любовь к русской литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных; УМЕТЬ отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки, отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).

Личностные: - формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию из текста, осуществлять анализ;

  • регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока, определять степень успешности своей работы и работы других (самоконтроль, взаимооценка);

  • коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение работать индивидуально и в группе.

Оборудование: тексты сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний (Эмирсалиева Г.Н.)

Недавно на уроках русской литературы мы знакомились с вами с таким жанром литературы, как сказка. Скажите, пожалуйста, что такое сказка? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

- Какие сказки мы читали в этом году? («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», Солдатская шинель»)

- А какие жанры народных сказок вы знаете? (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)

  1. Мотивационно-целевой этап (Костюк И.П.)

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о сказках)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о народных сказках, их видах и познакомимся с такими сказками, как «Лиса-исповедница», «Зимовье зверей».

- Какие цели вы ставите пред собой на сегодняшнем уроке? Что нового хотите узнать

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство со сказкой «Лиса-исповедница» (чтение учащимися и прослушивание аудиозаписи)


  1. Беседа по сказке «Лиса-исповедница» (Эмирсалиева Г.Н.)

- Почему лиса названа исповедницей?

- Кого она исповедовала?

- Кто главные герои/персонажи?

- Главная мысль, чему учит произведение?

- Какой вывод о прочитанном можно сделать?

  1. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» (чтение учащимися)

  2. Беседа по сказке «Зимовье зверей» (Костюк И.П.)

1. Какие животные надумали жить в лесу?

2. Почему в лесу хорошо летом?

3. Почему в лесу стало холодно?

4. Кто из зверей первым придумал строить зимовье?

5. Как бык и баран решили строить зимовье?

6. Как бык и баран назвали свинью?

7. Что бык и баран предложили делать свинье?

8. Согласилась ли свинья строить зимовье?

9. Что бык, баран и свинья предложили делать коту?

10. Что звери предложили делать петуху?

11. Как звери строили зимовье?

12. Тепло ли зверям в зимовье?

13. Сколько голодных волков ходило в лесу?

14. На кого наткнулся волк?

15. Чем испугали волка звери?

16. Что рассказал волк своим товарищам?

17. Кого волк принял за "страшного да косматого", "рогатого, бодатого"?

18. Кого еще не узнал волк?

  1. Просмотр мультфильма «Зимовье зверей» (резерв)

  2. Подведение итогов

  3. Рефлексия

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Что нового узнали?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание

«Каша из топора», «Солдатская шинель». (чит., переск.)















Лиса-исповедница - русская народная сказка


Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в деревню, взошла на двор к мужику и полезла на насесть к курам.

Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал, ногами затопал и закричал во все горло.

Лиса с насести-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке.

Вот раз вздумалось петуху пойти в лес - разгуляться, а лисица уже давно его стережет; спряталась за куст и поджидает, скоро ли петух подойдет. А петух увидел сухое дерево, взлетел на него и сидит себе.

В то время лисе скучно показалось дожидаться, захотелось сманить петуха с дерева; вот думала, думала, да и придумала: дай прельщу его. Подходит к дереву и стала здороваться:

- Здравствуй, Петенька!

“Зачем ее лукавый занес?” - думает петух.

А лиса приступает с своими хитростями:

- Я тебе, Петенька, добра хочу - на истинный путь наставить и разуму научить. Вот ты, Петя, имеешь у себя пятьдесят жен, а на исповеди ни разу не бывал. Слезай ко мне покайся, а я все грехи с тебя сниму и на смех не подыму.

Петух стал спускаться ниже и ниже и попал прямо лисе в лапы. Схватила его лиса и говорит:

- Теперь я задам тебе жару! Ты у меня за все ответишь; попомнишь, блудник и пакостник, про свои худые дела! Вспомни, как я в осеннюю темную ночь приходила и хотела попользоваться одним куренком, а я в то время три дня ничего не ела, и ты крыльями захлопал и ногами затопал!..

- Ах, лиса! - говорит петух. - Ласковые твои словеса, премудрая княгиня! Вот у нашего архиерея скоро пир будет; в то время стану я просить, чтоб тебя сделали просвирнею, и будут нам с тобой просвиры мягкие, кануны сладкие, и пойдет про нас слава добрая.

Лиса распустила лапы, а петух - порх на дубок.



Зимовье зверей


Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

— Куда, баран, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — говорит баран.

— Пойдем со мною!

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

— Иди с нами.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

— Ну, иди за нами!

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

— Иди за нами!

Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.

Баран говорит:

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

Свинья говорит:

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь говорит:

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.

Петух говорит:

— И я тоже!

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы, как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

Вот и свинья озябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу наверх, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные мои! Нашла я для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, лисонька! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же зарежем их да поедим!

Лиса привела их к избушке.

— Ну,- говорит она медведю. – Отворяй дверь, я вперед пойду – петуха съем.

Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. Из лисы и дух вон.

— Что она так долго с петухом не может управиться? говорит волк. — Отпирай брат Михайло Иваныч, я пойду.

— Ну, ступай!

Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку.

Бык и его прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. И так его отделали, что волк и дышать перестал.

Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!