СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Виртуальная экскурсия по Кавказу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширять представления детей о народах, проживающих на Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Виртуальная экскурсия по Кавказу"»

Урок-экскурсия

Тема: "Путешествие по Кавказу"

Цель: расширять представления детей о народах, проживающих на Кавказе, о разнообразии и особенностях костюмов различных народов.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с культурой народов Кавказа;

- расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Кавказа;

- формировать способность к познанию костюма народов, населяющих родной край;

- закреплять знания о культуре народов Кавказа;

- побуждать, сравнивать и находить сходство собственной культуры и культуры другого народа;

- прививать интерес к национальной культуре народов Кавказа.

Развивающие:
- развивать чувство восхищения красотой костюмов народов Кавказа;
- расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

- развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;

- развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников разных национальностей, согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы;

- развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию.

Воспитательные:
- воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре народов, проживающих на территории Кавказа;

- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, уважительного отношения к культуре многонационального народа России;

- воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа;

- воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами.  

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, одетые в национальные костюмы, блюд национальной кухни разных народов Северного Кавказа, мультфильм про Северный Кавказ, видеофайл танца «Лезгинка», презентация.

               

План занятия.


1. Организационный момент:

а) приветствие;

б) сообщение темы и цели занятия.

2. Основная часть:


ф) просмотр мультфильма про Северный Кавказ;

в) рассматривание иллюстраций национальных костюмов;

г) дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов Северного Кавказа»;

д) просмотр танца «Лезгинка»;

е) физминутка «Человек – человеку».

3. Заключительная часть:

а) подведение итогов;

б) рефлексия.


Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом и согреем своих соседей своей улыбкой. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.

- Вот мы и согрели своим теплом своих друзей, и поделились с ними хорошим настроением.

- Ребята, сегодня утром почтальон передал нам конверт. Какой он необычный. Я без Вас не стала его открывать. Интересно, от кого он?

-Этот конверт прислали нам друзья. Давайте посмотрим, что в нём?

Здравствуйте ребята! Мы отправили Вам посылку из __________, но для того чтобы её открыть, Вам необходимо отправится в небольшое путешествие.

- Ребята, откуда посылка, кто мог нам её отправить. Место откуда отправили письмо смыто, надо разбираться. Вы хотите узнать, что в посылке? (ответ детей)

- Но сначала нужно узнать куда мы отправимся для этого откройте конверты на столах. Вам необходимо собрать пазлы и по ним догадаться куда мы пойдем за поиском приключений и разгадкой, что же находится в закрытой посылке (дети выполняют работу).

На конверте есть две буквы в и з, а остальные не известны. Вам нужно заполнить скрытые букву и написать их на карту нашего путешествия.

-Пришло время отправиться в путешествие. Давайте закроем глаза и посчитаем до трёх. Открываем глаза.

-Куда мы держим путь?

- Правильно на Кавказ. Сейчас я Вам предлагаю посмотреть мультфильм про Северный Кавказ.

2. Основная часть.

Просмотр мультфильма про Северный Кавказ.

- Какой же первый пункт нашего путешествия, посмотрим на карту.

-Поэзия.

-Верно. Поэзия – это 1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой.

-Сколько великих поэтов, писателей и деятелей искусства было на Кавказе, сколько стихов и произведений было посвящено горным прикрасам и вдохновляющим пейзажам зимнего мира. Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Чехов, Горький, граф Толстой, Есенин, Маяковский, Ахматова, Пастернак.

Прочитайте произведение Лермонтова «Утес».

(Ребята по очереди читают стих)


Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;


Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.


- Многие стихи были посвящены завораживающим вершинам гор. Потрясающие своей невероятной красотой, все побывавшие на Кавказе запоминают свой путь к горам на всю жизнь.

Вот самые высокие горы Кавказа:

1. Эльбрус (5642 м)

2. Дыхтау (5205 м)

3. Шхара (5193 м)

4. Коштантау (5151 м)

5. Джангитау (5051 м)


- Северный Кавказ очень велик, он часть нашей огромной Родины - Россия. На Кавказе живёт много людей разных национальностей (принадлежность человека к определённой нации или к определённому национальному государству). Скажите, а какие национальности Вы знаете? (ответы детей: адыгейцы, черкесы, карачаевцы, кабардинцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки…)

- Ребята, как Вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей? (ответы детей)

- Правильно. Каждая национальность имеет свой родной язык, свои национальные костюмы, музыкальные инструменты, свои традиции, обычаи, любимые праздники, песни, танцы.

- Например: при встрече с другом  Вы говорите – здравствуй, на карачаевском, лезгинском – салам алейкум………. Слышите, звучит по-разному, а значение одно, пожелание друг другу при встрече здоровья.

- Так же Кавказ - одна из богатейших областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

- Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому сословию она относится. Все костюмы кавказцев - это костюмы необыкновенной красоты.

Рассматривание иллюстраций (народы в национальных костюмах).

- Ребята посмотрите, мужская одежда всех народов Северного Кавказа, очень похожа. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда. Традиционная мужская одежда – это, прежде всего, всем известная чоха, гордость и своеобразный символ народа. Скроена чоха таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть мужские широкие плечи и узкую талию. По обеим сторонам груди нашиваются небольшие карманы, в которых вставляются герметично закрытые цилиндрические ёмкости, “газыри”, изначально предназначенные для хранения пороха, зарядов для огнестрельного оружия. Папаха – высокая меховая шапка, обычно с суконным верхом из овечьей кожи. Бурка – одежда в виде длинной, расширяющейся к низу накидки из тонкого войлока или из овечьей шерсти.

- Одежда женщин Кавказа довольно разнообразна в зависимости от местности. Женщины носили “картули каба” длинные приталенные платья с расклешённой юбкой и с рукавами до локтя, под рукава надевались украшенные вышивкой нарукавники. На талию надевался широкий матерчатый пояс, который расшит бисером, золотой тесьмой или жемчугом.

- Посмотрите, как красиво смотрятся эти традиционные кавказские наряды!

- Вот мы и познакомились с национальными костюмами. Сейчас я предлагаю Вам собрать кавказские костюмы.

Дидактическая игра - пазлы «Костюмы народов Северного Кавказа».

Группа детей делится на четыре команды. Каждой команде необходимо собрать национальный костюм народа Северного Кавказа.

- Молодцы ребята. На Кавказе есть свои традиции и обычаи. Одной из них является народный танец…. Предлагаю Вам его посмотреть.

- Ребята, догадались ли Вы что это за танец? (ответы детей)

- Да, ребята, это танец горских народов, то есть жителей Кавказа - «Лезгинка». Бывает она осетинской, ногайской, армянской, карачаевской, кабардинской и т.д., но в них есть общие черты, мотивы. То же самое можно наблюдать в сказках, загадках, пословицах этих народов.

- Народы всех национальностей живут дружно, сплочённо, помогают друг другу. А какие Вы знаете русские пословицы о дружбе?

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.  

  • Дружба великая сила.

  • Друг за друга держаться – нечего бояться. 

  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба — это великая сила. Дружба народов Северного Кавказа и русского народа уходит своими корнями в далёкое прошлое. Русские стремились жить в мире и согласии со своими соседями, бескорыстно им помогали. А Вы, ребята умеете дружить?

Физминутка «Человек – человеку».

Звучит музыка разных народов, дети танцуют. По окончании музыки дети находят себе друга (встают парами, затем меняются).

- А ещё у кавказцев отличная кухня. Традиционная пища народов Кавказа очень разнообразна по составу по своим вкусовым качествам. Вот чему надо поучиться! Долма - овощные голубцы с мясом и крупой, хинкал - мясные мешочки, напоминают чем-то пельмени, хычин – тонкая лепёшка с начинкой (мясо, картошка, сыр, зелень), чуду – пироги с разной начинкой, шашлык. Основу повседневной пищи составлял хлеб (из пшеничной, ячменной, овсяной, ржаной муки) как из пресного теста, так и из кислого (лаваш).

- Знаменито и кавказское гостеприимство, щедрость. На Кавказе любят и умеют принимать гостей. «Гость – посланник бога» - говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают всё лучшее. Старинное кавказское изречение гласит: «Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю!» Когда они первый раз приходят в гости, то всегда дарят хозяевам подарок.

- Ребята, посмотрите, наши друзья, которые прислали письмо и посылку, оказываются жители Северного Кавказа и по кавказским традициям приготовили нам подарок.

Учитель открывает посылку, в которой находятся угощения.

- Спасибо большое нашим друзьям за угощение, но нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и посчитаем до трёх. Открываем глаза.

3. Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы с Вами путешествовали по Северному Кавказу. Познакомились с национальными костюмами, обычаями и традициями кавказских народов.

Вопросы:

  • Ребята, Вам понравилось путешествие по Северному Кавказу?

  • Что нового Вы узнали?

  • Как называется национальный танец?

- Ребята, посмотрите, у меня в корзиночке находятся смайлики с грустным и весёлым настроением. Я Вам предлагаю выбрать смайлик, кому какой нравится.

Каждый ребёнок выбирает смайлик с определённым настроением, которое совпадает с его настроением в конце занятия. Становится понятно, в каком эмоциональном состоянии находится ребёнок по окончанию занятия.

- На этом наше занятие заканчивается, давайте попрощаемся с гостями.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!