СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Тема: «Строение Солнечной системы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с таблицей, находят диаметр каждой планеты, рассчитывают её радиус. Используя технику папье маше, каждая из 4х групп изготовила  модель своей планеты Земной группы и расположила её в порядке удаления от Солнца на леске, натянутой вдоль стола учителя. По характеристикам необходимо было каждой группе узнать "свою" планету.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект внеурочного занятия по ФГОС Тема: «Строение Солнечной системы»»



План – конспект внеурочного занятия по ФГОС

Лопатиной Л.Б., учителя физики и астрономии ТОШ-И №1 с.Таштып Республика Хакасия.

Тема: «Строение Солнечной системы»

Внеурочная деятельность по астрономии «Звездная азбука»



Для группы учащихся 5-7классов 27.02.2020г.

Тип занятия:  открытие новых знаний.

Технология занятия:  проектная

Образовательная цель: Показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты.

Развивающая цель: формирование у детей образа построения Солнечной системы.

Воспитательная цель: воспитать у детей чувство гордости за сделанное своими руками.

Формирование УУД:

Личностные: знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;

осознание личной ответственности за нашу планету; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных

заданий математического и эвристического характера; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми разного возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности. Формирование уважительного отношения к иному мнению;




Метапредметные: 


Регулятивные УУД.

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять допущенные ошибки и корректировать свою работу. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов.



Познавательные УУД.

Ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работать с разными источниками информации;

Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предоставлять информацию в виде текста.


Коммуникативные УУД.

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения, быть готовым её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться с уважением относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Овладевать составляющими проектной деятельности, уметь ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;  уметь работать в группе.

Предметные:

  • Иметь представление о структуре, размерах, возрасте планет Солнечной системы;

  • умение определять место человека во Вселенной.

        .

        

Результативность: формирование поликультурной, математической, коммуникативной компетентностей.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для работы в группах (газетная бумага, шары, клей ПВА, суровая нить, масло, кисточки), большой спортивный шар, леска, штативы, модель Солнечной системы.




Ход занятия.

I. Мотивационный блок. Эмоциональный фон. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.( рассаживаются на 4 группы.)

II. Этап актуализации знаний. см.слайд№1 презентации - О чём будем говорить сегодня? Почему вы так решили?



На предыдущих занятиях мы говорили планетах нашей Солнечной системы, смотрели фильм. Разделили планеты на 2 большие группы какой вы видите недостаток, что смущает на этом рисунке? (одинаковые) Сейчас попробуем установить справедливость. Рассчитаем диаметр, найдём радиус каждой планеты и построим модель Солнечной системы





III. Этап открытия новых знаний. Перед вами спорт шар - это самая большая планета Солнечной системы - Юпитер. рассм таблицу. Во ск раз Юпитер больше Земли? (11,2) Измерьте диаметр шара.

Rю=D|2=30см

Rз =30/11,2=2,7=3см составим таблицу:





60см

Планета

Среднее расстояние от Солнца,

а. е.

Звёздный период обращения, годы

Период вращения вокруг оси

Радиус, в радиусах Земли

Масса, в массах Земли

Средняя плотность, кг/м3

Число известных спутников

Меркурий

0,4

0,24

59сут.

0,38

0,055

5430

0

Венера

0,7

0,62

243сут.

0,95

0,815

5240

0

Земля

1,0

1,0

23час.

56мин.

1,0

1,000

5515

1

Марс

1,5

1,88

24час.

37мин.

0,53

0,107

3940

2

Юпитер

5,2

11,87

9час.

50мин.

11,2

318

1330

79

Сатурн

9,6

29,67

10час.

12мин.

9,4

95,2

700

82

Уран

19,2

84,05

17час.

14мин.

4,0

14,5

1300

27

Нептун

30,0

164,49

16час.

07мин.

3,9

17,2

1760

14



Таблица №1

Таблица №2

Планета

радиус

диаметр

Меркурий

0,38*3=1,4см

2,28=2,3см

Венера

0,95*3=2,85см

5,7см

Земля

30/11,2=2,7=3см

6см

Марс

0,53*3=1,6см

3,2см

Сатурн

9,4*3=28,2см

56,4см

Уран

11,7см

23,4см

Нептун

12см

24см

Вывод: используя знания из математики, определили диаметры планет.

IV. закрепление полученных знаний.

Творческая работа 4 группы
1.Используя штангенциркуль, надуйте шар до размеров диаметра планеты.

2.обмажьте его растительным маслом.

3. наклеивайте измельчённые кусочки цветной бумаги на свой шарик с помощью клея ПВА.

4. Используя 1 столбец таблицы №1, расположите на леске вашу планету.

5. Найдите на предложенном макете 4 ошибки (Венера-Земля, Марс-Земля, Юпитер-Земля, кольца планет-гигантов.)

6.Узнайте каждая группа свою планету. (приложение1-5).

7. см.слайд№2 презентации





















Приложение 1

  • относится к планетам земной группы и названа в честь древнеримского бога торговли.

  • нет естественных спутников.

  • Имеет очень разреженную атмосферу.

  • известен людям с древних времен.

  • Единственной соседкой является Венера.

  • обладает крупным железным ядром, которое составляет 83% от объема и 60% от массы планеты и является источником магнитного поля.

  • Ядро окружено силикатной мантией толщиной примерно 550 километров. Толщина коры планеты составляет от 100 до 300 километров.

  • Поверхность испещрена ударными кратерами от воздействий метеоритов и комет и напоминает поверхность Луны.

  • Из-за близкого расположения к Солнцу сложно наблюдать с поверхности Земли.

  • Среднее расстояние до Солнца чуть меньше 58 миллионов километров (0,38 астрономические единицы).

  • Один оборот вокруг Солнца планета совершает за 88 земных суток.

  • Средняя скорость движения по орбите составляет 48 километров в секунду.

  • является самой маленькой планетой Солнечной системы.

  • Радиус составляет всего 2440 километров (38% радиуса Земли), что меньше радиуса Ганимеда (спутник Юпитера) и Титана (спутник Сатурна).

  • Температура на поверхности колеблется от −190°C до +430°C. Солнечная сторона нагревается гораздо больше, чем полярные области и обратная сторона планеты.

  • обладает магнитным полем, напряженность которого примерно в 100 раз меньше земного.

  • вторая по плотности (после Земли) планета в Солнечной системе.

  • Ускорение свободного падения равно 3,7 метра на секунду в квадрате (0,377 g).

  • Площадь поверхности составляет 74 797 000 квадратных километров (примерно 14,7% поверхности Земли).

  • Масса равна 3,3010 х 1023 килограмма, что составляет около 5,5% от массы Земли.



Приложение 2

  • ближe вcex cтoит к Земле пo paзмepу, мacce и диaмeтpу.

  • вулкaничecкaя плaнeтa

  • Ecть двa вoзвышeния: Зeмля Иштap и Зeмля Aфpoдиты.

  • Пo мacce дocтигaeт 4.87 тpиллиoнa тpиллиoнoв кг.

  • Гaлилeй вocпoльзoвaлcя cвoим тeлecкoпoм в 1610 гoду и paccмoтpeл ee фaзы, кoтopыe cooтвeтcтвoвaли тeopии Koпepникa и зaкpeпили его пpaвoту.

  • в дpeвнocти у планеты былo двa пpимeчaтeльныx пpoзвищa: Утpeнняя и Beчepняя звeздa.

  • Пoвepxнocть нeльзя paзглядeть из-зa плoтнoгo oблaчнoгo пoкpoвa, нaпoлнeннoгo cepнoй киcлoтoй.

  • eдинcтвeннaя из coлнeчныx плaнeт, кoтopaя coвepшaeт oбopoт нe пpoтив чacoвoй cтpeлки, a вcлeд зa нeй.

  • Ha втopoм мecтe пo яpкocти

  • Зeмнaя cecтpa

  • Caмaя pacкaлeннaя плaнeтa в солнечной cиcтeмe.

  • Наблюдается пapникoвый эффeкт (тeплo нe вoзвpaщaeтcя в пpocтpaнcтвo, a нaкaпливaeтcя нa пoвepxнocти).

  • Пo мacce aтмocфepa пpeвocxoдит зeмную в 9З paзa, a дaвлeниe вoздуxa – 92 бap. Bы бы дaжe шaгa нe cдeлaли в тaкиx уcлoвияx, пoтoму чтo вac пpocтo paздaвит.

  • cpeди ocaдкoв пpиcутcтвуeт лишь дoждь из cepнoй киcлoты.

  • пoгoдa? Hу, кaтacтpoфичecки ужacнaя. Bы cтoлкнeтecь c нeвынocимoй жapoй, мoщными вeтpaми и cмepтeльными киcлoтными ocaдкaми. Taк чтo eдинcтвeнный вapиaнт для пocтpoйки кoлoнии – плaвaющиe гopoдa нaд oблaкaми.

  • у планеты нeт кoлeц.

  • Ломоносов открыл атмосферу планеты.

Приложение 3

  • По своим размерам примерно в два раза меньше Земли

  •  сила тяжести также намного меньше – всего 38% от земной

  • ощущение собственного веса уменьшится на 62%.

  • продолжительность года примерно вдвое превышает земной год (668 суток против 365 земных)

  • отмечены большие скачки температуры на протяжении года: от +20 до -120°.

  • на поверхности нет воды в жидком виде, но есть большие залежи льда

  • поверхность очень напоминает Земную. Здесь есть равнины и горы, расщелины и вулканы.

  • долина Маринера – эти каньоны получили в честь одноименной космической станции, которая зафиксировала их в 1971 году.

  • самый большой вулкан Солнечной системы – Олимп. Его высота достигает 27км, что в 3 раза превышает высоту Эвереста. 

  • На поверхности равнин ученые обнаружили углубления, похожие на следы протекавших здесь рек.

  •  диаметр спутников всего 27 и 25 км.

  • Если космический корабль отправится в путь от планеты до Земли, то ему предстоит пролететь примерно 228 млн км.

  • Гравитация на планете мягче примерно в 2,5 раза ниже, чем на Земле. По этой причине, например, пыль, поднятая штормом, будет намного дольше висеть в воздухе, чем мы привыкли.

  • При самом близком расположении планет и на самом быстром космолете до планеты можно было бы долететь за 160 дней.

  • Лучшее время для наблюдения за планетой– когда расстояние между планетой и Землёй будет минимальным. Такое случается раз в 15 лет. Последнее великое противостояние произошло– 27 июля 2018г.



Приложение 4

  • планета без твердой поверхности

  •  самая большая планета Солнечной системы.

  • температура на его поверхности составляет около -140 градусов.

  • Еще одной особенностью планеты является чередование темных и светлых полос на ее поверхности.

  • Продолжительность суток: почти 10 часов (земных)

  • Продолжительность года: 12 лет (земных)

  • Если бы планета был пустой, в неё поместилась бы 1321 планета размером с Землю.

  • 3 кольца.  Кольца обращены к Земле ребром и поэтому не видны

  • 79 спутников

  • Форма не совсем шарообразная, так как планета состоит из газа и жидкости и очень быстро вращается.



Приложение 5

  • планета, чья природа прекрасна и неповторима.

  • Мы не перестаем восхищаться ее бескрайними степями, одинокими островами, величественными и недосягаемыми горными вершинами и неизведанными водными глубинами.

  • Спутник вращается вокруг планеты и делает один оборот за 27 суток.

  • это самая изученная планета, которая, однако, хранит в своих недрах немало загадок.

  • имеет шарообразную форму, приплюснутую на полюсах.

  • Период, за который обращается по эллиптической орбите Земля, происходит со скоростью 29,8 км/с и длится 365 суток.

  • Ось вращения наклонена на
    66,5 градусов по отношению к плоскости орбиты, и в результате такого движения происходит смена дня и ночи

  • На экваторе самые высокие температуры, доходящие до + 70, а холоднее всего в Антарктиде, где столбик термометра опускается до -85.

  • единственная имеющая гидросферу.

  •  планета имеет спутник, который благодаря своему магнитному полю, вызывает на планете отливы и приливы в океанах и морях.

  • Для многих астрономов Средневековья планета представляла собой центр Вселенной, вокруг которого вращаются и Солнце, и весь остальной мир.

V. Рефлексия. Итог занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!