СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеурочного занятия по крымоведению "Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке интересный материал о  зимующих и перелетных птицах Крыма

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеурочного занятия по крымоведению "Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы"»



Внеурочная деятельность

Крымоведение

Класс 3

Тема урока: Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы

Личностные УУД:

- формирование положительного эмоционального настроя;

- умение оценивать жизненные ситуации, выражать своё отношение к экологическим проблемам;

- Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения своей работы;

- осуществлять контроль в форме сопоставления своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с моделью.

Познавательные общеучебные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- сравнивать предметы, объекты: находить сходства и различия;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

- анализировать, делать выводы, обобщать;

- высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний;

- переносить имеющиеся знания в жизненное пространство.

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя;

- аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать в паре, умение договариваться и уважительно относится к

позиции другого;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Оборудование: презентация













«Трудно птицам зимовать

Нужно птицам помогать!»

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня на нашем уроке мы расширим знания о птицах, их поведении и жизни, роли и месте в природе. Вы узнаете про обитателей лесов и степей Крыма – зимующих птицах.

  1. Мотивация

Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу.

Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным.

Птицы встречаются повсеместно. Некоторые из них распространены в основном в населенных пунктах, другие же совершают сезонные перелеты на различные расстояния. К оседлым птицам относятся особи, живущие круглогодично на одном месте. Они не совершают дальних миграций. Как правило, животные приспособлены к обитанию около человека. Многие из них нуждаются зимой в подкормке. Зерна или пищевые отходы – основная еда, которой питаются оседлые птицы. Кочующие птицы – особи, перемещающиеся из одной местности в другую. Перелеты осуществляются, как правило, в поисках корма.



  1. Рассказ с элементами беседы

Давайте вспомним о значении птиц в природе и жизни человека

Для человека:

1. Ограничивают рост растений.

2. Птицы - одно из важных компонентов живой природы.

3. Их роль в круговороте веществ велика.

4. Содействует опылению цветковых растений.

5. Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, и расселению растений.

6. Являются санитарами планеты - истребляют больных и ослабленных животных.

7. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов)

8. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих).



1. Ограничивают численность насекомых-вредитилей и мышевид-ных грызунов (насекомоядные и хищные птицы).

2. Привлечение птиц к реализации биологического способа защиты культурных растений.

3. Промысловые и домашние птицы - поставщики мяса, пуха, яиц.

4. Птичий помет - ценное органическое удобрение.

5. Эстетическое и научное значение.

В Крыму зимует около 30 видов птиц. Среди них: лысуха, чернеть, баклан, лебедь, гагар, кулик, крохаль, краснозобый казарок, утка-кряква, камышница, несколько видов чаек, иногда малые белые цапли.

Полевой лунь (Cyrcus сyaneus) хоть и занесен в Красную книгу, оказался достаточно обычным на зимовке в Крыму, встречаются в степи.

Болотный лунь (C. aeruginosus) является редким зимующим видом

Ястреб-тетеревятник (Accipiter gentilis) зимует в степи в небольшом количестве, хотя здесь для него существует хорошая кормовая база − домашние голуби, вяхирим, клинтухи и серые куропатки.

Ястреб-перепелятник (A. nisus) один из обычных видов, встречается в населенных пунктах. Хотя нередко наблюдают перепелятников, сидящих на деревьях и кустах среди агроландшафтов.

Зимняк (Buteo lagopus) преобладающий вид среди зимующих птиц Крыма. Достаточно высокую его численность в Крыму можно объяснить суровыми зимними условиями в более северных районах.

Курганник (B. rufinus) – вид занесен в Красную книгу. В последние годы на юге страны этот вид стал зимовать регулярно, хотя еще около 10 лет назад его зимние встречи были единичными.

Обыкновенный канюк (B. buteo) – один из наиболее многочисленных зимующих видов хищников, хотя регулярные зимовки этого вида в Крыму стали отмечать относительно недавно − только в середине 1990-х гг.

Могильник (Aquila heliaca) в степном Крыму зимует в небольшом количестве.

Орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla). О том, что данный вид может зимовать в степи, вдали от водоемов, известно давно. Птицы встречаются в северной части Крыма.

Балобан (Falco cherrug) является редким зимующим видом степного Крыма.

Сапсан (F. peregrinus) в степном Крыму зимует редко. Ученые наблюдали его дважды.

Дербник (F. columbarius) был встречается около скоплений жаворонков. Дважды наблюдали удачные охоты дербника − в одном случае на полевого жаворонка, в другом − на мелкую воробьиную птицу.

Обыкновенная пустельга (F. tinnunculus) оказалась весьма обычным зимующим видом Присивашья. Ушастая сова (Asio otus) распространена в степной зоне. Так, два наиболее крупных скопления этих сов найдены в Джанкойском районе.

Болотная сова (Asio flammeus) является редкой зимующей птицей.

Домовый сыч (Athene noctua) встречался нам достаточно регулярно. Чаще всего сычей можно было видеть греющимися на солнце на крышах домов, на печных трубах. Однако несколько неожиданными были встречи с этими совами за пределами населенных пунктов − нередко они сидели на бетонных колодцах, расположенных среди агроландшафтов.

  1. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо – поворот.

Отдохнули мы, - присели.

Всем улыбки подарили!


  1. Охрана птиц.

Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Зима – трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу.

Птиц можно прикармливать. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.

  1. Поможем зимующим птицам

Какие же виду зимуют у нас?

Совершенно верно. Это баклан большой, поганка серощекая, поганка черношейная, поганка большая, поганка малая, чернозобая чагара, кряква, лысуха, кулик, лебедь шипун, чайка озерная и сизая.

Баклан большой

Поганка серощекая

Кулик

Лысуха

Чайка озерная

Чайка сизая

Поганка черношейная

Лебедь шипун

Поганка большая

Поганка малая

Чернозобая чагара

Кряква


  1. Рефлексия. Что нового узнали?

Вы приготовили кормушки из подручного материала, расскажите о них.

А некоторые из Вас приготовили еду для подкормки птиц.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!