СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия на тему: «Роспись писанок. Солярные знаки и символика цвета»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

- познакомить учащихся с народными традициями и обрядами;

- прививать любовь и бережное отношение к народному творчеству;

- научить детей расписывать писанки;

- развивать моторику руки, аккуратность, терпение в работе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия на тему: «Роспись писанок. Солярные знаки и символика цвета»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»

г.Саки Республика Крым









План-конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования

Танской Ирины Яковлевны

на тему: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»







Тема занятия: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»

Цель: Приобщение к народному творчеству посредством знакомства народных традиций, художественных росписей крестьянских предметов быта

Задачи:

  1. Обучающие: формирование знаний о назначении прялки и ее роли в крестьянском быту, особенностях ее декора и его взаимосвязи с формой предмета, учить обучающихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии.

  2. Развивающие: развивать образное мышление, чувство цвета, формы, навыки работы с ножницами, кистью и красками

  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, гордость за народное творчество, чувство патриотизма, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков, любовь к русскому народному творчеству, трудолюбие, умение доводить дело до конца

Оборудование: наглядный материал по теме «Прялка», записи русских народных песен, наглядное пособие, бумага, картон, кисти, краски, ножницы, баночки с водой

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  2. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок

1.

Тема нашего занятия сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

2.

Учитель. Зимний вечер… деревня… избы, утонувшие в сугробах снега. Тусклый огонек чуть брезжит из одного окна. Мерцающий огонек лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено.

- Скажите, чем занимается крестьянка? (прядет)

3.

Давайте прослушаем фрагмент русской народной песни «Пряха» в исполнении мужского хора Данилова монастыря.

(текст песни)

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Молода, красива,

Карие глаза.

По плечам разлита

Русая краса.

Русая головка

Кудри без конца.

Ты о чем вздыхаешь,

Девица – краса?


- Что вы себе представляли, когда слушали эту песню? (ответы детей)

- Вспомните, в какой сказке А.С.Пушкина можно встретить стихи об этом же? (ответы детей).

4.


- А что значит прясть? И почему прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни? (дети размышляют, высказывают свои предположения)

Учитель. Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Ручное прядение было очень медленным. Вы сейчас и представить себе не можете, сколько времени и труда нужно было затратить, чтобы соткать один аршин холста. Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды – из овечьей шерсти.

5.

Работы начинались ранней весной: сеяли семена льна, проросшие всходы в начале июня пололи, а в августе лен поспевал, и его выдергивали руками с корнем. Потом лен обмолачивали, а стебли выстилали: раскладывали в поле тонкими слоями и оставляли на всю осень. Вымоченные дождями стебли становились мягче. Затем лен высушивали, мяли, трепали. Мягкая сердцевина шла на нить.

Чтобы сделать волокно еще мягче его несколько раз прочесывали гребнями. Подготовленное таким образом волокно – кудель пряли: вытягивали и скручивали в нить. Прядение начиналось осенью и продолжалось всю зиму. Маленькие замерзшие окна избы пропускали мало света. Поэтому неизменным спутником пряхи была горящая лучина.

Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно протягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой и рыхлой, неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха наматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 000 метров пряжи!

6.

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала с 6-8 лет!

Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.


Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил ее в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. И каждый стремился сделать подарок на радость и удивление. Прялка становилась гордостью владелицы. Прялку – подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. Сейчас многие их этих прялок хранятся в музеях нашей страны.


Ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки всех уголков России!


7.

В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность. На прядку наносились причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге – солнце, опоясанное лучиками – треугольниками. Царственная птица сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что эта птица обитает в райских садах и своим сладкоголосым голосом может усыпить любого, что она приносит счастье.

8.


Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.


Ручная прялка состоит из вертикальной части, куда привязывалась кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состоит из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей: горизонтальной и вертикальной).

9.

10.


Основные элементы прялки:

11.


Существует множество пословиц и поговорок о прядении:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

  • Прялка не Бог, а рубаху дает

  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

  • Не ленись прясть, хорошо оденешься

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен.


  1. Подготовка к выполнению практического задания.

Самая нарядная часть прялки – лопасть. Я вам предлагаю побыть в роли мастера, украсить прялочку узорами, знаками, символами не бездумно, а со смыслом. Может быть, придумать какой-то сюжет, рассказ. А сейчас давайте посмотрим на примере, как мы будем работать дальше.


  1. Педагогический рисунок

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.


  1. Практическая работа

  • Изобразите один из основных типов русской прялки – прялки с лопастью.

  • Определите форму, пропорцию лопасти

  • Выберите композиционную роспись: растительность вертикально по середине лопасти или ярусную композицию, каждый ряд которой отделен горизонтально орнаментальной полосой

  • Самостоятельно придумать мотив росписи

В практической работе придерживаться будем плана работы:

  • Определим цветовой фон

  • Подберем гармоничные цвета для росписи

  • По цветовому фону рисуем крупные и мелкие цветные элементы узора, согласно подобранному сочетанию цветов

  • Завершаем рисунок росписи с помощью белильных «оживок» и черных или цветных «приписок»


  1. Самостоятельная работа учащихся. Во время работы звучит русская народная песня.


  1. Итоги урока. Выставка работ.

Отвечаем на вопросы:

- Прялка – предмет или произведение искусства? (ответы детей)

- Украшая прялку, что вы хотели выразить? (ответы детей)

- Из каких частей состоит прялка? (ответы детей)

- Почему говорят, что прялка сопровождает крестьянку всю жизнь? (ответы детей)


Используемая литература и интернет ресурсы:


  1. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки, Ленинград, "Аврора", 1970

  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Материалы курса «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  3. http://www.detiperuna.ru/?p=4279

  4. http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka2.htm

  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=56&rpt=simage&lr=63&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ollelukoe.ru%2Fimages%2Fstories%2Frussian%2Fsbor3chb%2Frus066.jpg

  6. http://dptf.drezna.ru/theory/articles/05_00/

  7. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/konstruktsiya-i-dekor-predmetov-narodnogo-byta-i-truda-%C2%ABruss



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!