Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе группе «Салфетка под вазу»
Программное содержание:
Цель: Развивать интерес аппликации как виду деятельности: продолжать вырезать узор из бумаги , закреплять умение наклеивать узор на бумажную основу;
Задачи:
Область «Познание»
1.Расширять знания детей об узорах в народном творчестве (полотенца ,одежда);
2.Закреплять навык счета, устанавливать соотношение «больше», «меньше», «поровну»;
3.Способствовать развитию любознательности, мышления.
Область «Коммуникация»
1.Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. 2.Учить отгадывать загадки;
Область «Художественное творчество»
1.Учить создавать, формировать желание взаимодействовать с детьми и взрослым при ее создании.
2.Воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.
Область «Социализация»
Воспитывать настойчивость в достижении цели, аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование и материалы:
Конверт со стихами;
Иллюстрации узоров в народном творчестве (одежда ,полотенца);
Салфетка, клей, карандаш простой, клеенка (на каждого ребёнка);
Заготовки, вырезанные из бумаги (два листа бумаги прямоугольной формы разного размера и цвета; (на каждого ребенка);
Мольберт, магниты, «волшебная палочка»;
Магнитофон, запись музыки «Звуки леса».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих узоры;
Рассматривание тематических альбомов;
Беседы об узорах;
Загадывание загадок об узорах, чтение художественных произведений, стихотворений ;
Изготовление снежинок из бумаги, раскрашивание и рисование узоров в свободной деятельности.
Работа с родителями:
Предложить родителям разучить с детьми в домашних условиях об узорах;
Изготовить совместно с ребенком узоры различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала.
Организовать выставку совместных работ по теме «Разноцветные узоры»
Ход мероприятия:
Дети сидят на ковре вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я обнаружила письмо для детей подготовительной группы. Прочла на конверте и знаю от кого письмо.
Я знаю, что вы хотите узнать, кто его написал, для этого мы поиграем в игру «Горячо-холодно» (Один ребенок выходит за дверь, потом заходит ,а другой заранее знает ,где прячется Дед Мороз и говорит : «Горячо-холодно»)…………………………….
Хотите узнать, что лежит в конверте?
Здравствуйте ,ребята!
Пишет Вам Дед Мороз
Послушайте, пожалуйста, стихи поэта Гиляжиева и подойдите к месту, где в вашей группе находится мое зимнее творчество
Узоры на стекле Х. Гиляжиев
Айдар уставился в окно,
Не отрывает взор —
Там даже лучше, чем в кино,
Огнём горит узор.
Вон — куст малины,
А за ним
Черёмуха цветёт.
На дне реки Лежит налим,
Хвостом не шевельнёт...
Но кто —
Ответьте на вопрос —
Придал им белый цвет?
А это просто Дед Мороз
Здесь свой оставил след.
Что можно сказать про узоры, которые рисовал Дед Мороз ?
Отгадайте загадку и скажите, пожалуйста, а как называется профессия человека, который рисует, в том числе и узоры?
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
Но узоры можно не только рисовать, но и вырезать и вышивать
Летают пальцы птицами –
Поток струится ситцевый.
Летают пальцы пчёлками –
Поток струится шёлковый.
Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется человек ,который шьет ,вышивает
Мама - золотые руки -
Шьет рубашки, платья, брюки,
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты!
(Портниха)
Встаньте напротив экрана и посмотрите, какие узоры на разных изделиях: на полотенцах, скатертях, одежде, и даже на деревянных изделиях создавали народные умельцы.
Рукодельницы
Евгения Краснова
Простой крючок из стали
И нитки – раз и два! –
Нужны, чтоб возникали
Ажуры-кружева.
Подвластны все узоры
Крючку или игле:
Так делали уборы
И раньше на земле.
Приданое невеста
И шила, и плела,
Работали с ней вместе
Крючочек да игла.
Ну а потом с терпением
Учила дочек мать
Хранить своё умение,
Чтоб дальше передать.
Физкультминутка .Игра «Создай узор»(Девочки встали в один круг, а мальчики в другой .Кто быстрее?
Мальчики вытянули руки вперед, а девочки –руки назад. А потом наоборот. Девочки встали в одну линию .напротив левой руки, а мальчики напротив правой руки воспитателя
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, для чего нужны узоры на бытовых вещах?
«Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит…» – и так говаривали бабушки – рукодельницы. Вышивали по – разному:
- Что же обозначают рисунки – символы
В вышивку большая часть узоров и рисунков пришла из глубокой древности, когда многие из них имели магический смысл. Недаром их применяли в украшении праздничных и обрядовых предметов. Знаки – узоры, вышитые на одежде, обрядовых предметах и предметах домашнего обихода играли роль оберегов; одни охраняли от злых духов, колдунов; другие помогали в охоте, рыбной ловле, домашнего хозяйства, способствовали урожаю.
На каждой вещи в доме, будь то полотенце или скатерть или что-то из одежды имелась вышивка. Только вышитые вещи имели магическое свойство оберегать дом и хозяев от беды. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни еда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Рукоделие - дело трудоёмкое, результат кропотливого и длительного труда. Но как говорит пословица «Терпенье и труд всё перетрут».
2.Практическая часть.
- А теперь рукоделием займемся и мы с вами. Каждый из вас сейчас изготовит салфетку под конфетницу , которую мы и подарим мамам на 8 марта.. У меня получилась вот такая салфетка. Из чего она сделана?
Проходите в нашу мастерскую.
Вместе с воспитателем дети садятся за столы (на столах заранее разложены заготовки )
Воспитатель:(показывает заготовку из бумаги разного цвета). Посмотрите ,сколько цветов бумаги будет у нашей салфетки- 1 нижний прямоугольник и 1 верхний прямоугольник меньшего размера .
Возьмите меньший прямоугольник ,сложите в два раза.
Загните бумагу так, чтобы края были длиннее, чем сгиб. Затем на сгибе рисуйте половинку узора в виде полумесяца, уголка, полукруга. Вырезайте.
Выкладывайте на вырезанную часть на большой лист по центру .Приклеиваем Верхнюю деталь промазываем клеем, не забываем хорошо промазать края . Промакиваем детали аккуратно салфеткой, убирая лишний клей.
(дети одновременно с воспитателем выполняют все действия.
Слова воспитателя сопровождаются показом, по необходимости воспитатель оказывает помощь детям
Совместно с воспитателем дети выполняют работу под устные указания.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые салфетки у нас получились! Посмотрите, ребята, какие красивые и разные у нас получились салфетки, нет ни одной похожей. Они будут радовать нас и ваших мам на 8 марта. А я очень рада за вас – вы все старались, были активные, внимательные .Молодцы!
Давайте прикрепим их к доске на магниты .
Даня сосчитай салфетки,? Эля, сосчитай вазочки.
Что можно сказать о количестве вазочек и салфеток? (их одинаковое количество или нет )
Посмотрите, чего больше –салфеток или вазочек? Что нужно сделать, чтобы вазочек и салфеток было поровну
-Ребята кто закончил, приводим в порядок своё рабочее место. (выставка детских рисунков)
Вопросы к детям:
Чему мы научились сегодня на занятии? Что нового узнали об узорах?