СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия работы с ансамблем

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разраотка конспекта урока с вокальным ансамблем 4-7 классов

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия работы с ансамблем»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества «Свежий ветер»

городского округа Тольятти












План-конспект занятия

на тему: Ансамбль и строй. Звуки, живущие в единстве.







Составитель: Арефьева Н.А.

педагог дополнительного образования

















Тольятти, 2016


План-конспект занятия

Тема занятия: Ансамбль и строй. Звуки, живущие в единстве.

(1-4 классы)


Предмет (профиль): вокальный ансамбль

Дата: 24 апреля 2017 года

Форма проведения занятия: практическое занятие

Возраст учащихся: 7-12 лет

Цель:

познакомить с понятиями в пении – ансамбль и строй;

музыкально-эстетическое развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через пение в ансамбле;

формирование вокально-ансамблевых навыков, овладение художественным исполнением произведения во взаимосвязи с развитием качеств личности участников коллектива.

Задачи занятия:

  1. Обучающая:

-закреплять понятие «вокальная дикция»;

-овладение навыков пения сидя и стоя;

-научить удерживать ровное звучание на всем протяжении диапазона;

2. Развивающая:

-работа над естественным, свободным звуком без форсирования;

-добиваться устойчивого интонирования одноголосного пения;

-развивать умение контролировать свое исполнение в общем звучании ансамбля и индивидуального исполнения;

-развивать эмоциональную выразительность исполнения;

  1. Воспитательная:

-воспитывать музыкально-эстетический вкус, ответственное отношение к учебным занятиям, педагогу;

- воспитывать осознание собственной ответственности за результат работы в ансамбле и нужности, необходимости каждого исполнителя - участника ансамбля.

Оборудование: пианино,

музыкальный центр, компьютер,

музыкальное сопровождение на флэшносителе,

маракасы, нарезанные полоски бумаги.

Соблюдение правил техники безопасности и санитарной гигиены:

1. Проветривание до занятия и во время перерыва.

2. Использование здоровьесберегающей технологии.

3. Соблюдение техники безопасности на занятии и перерыве.

4. Система педагогического контроля (наблюдение).

5. Динамические паузы в качестве профилактики утомления.

6.Создание положительного психологического климата в коллективе.

7. Использование технологии музыкального воздействия, как вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.


Список литературы, используемый при составлении конспекта:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989

  2. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990

  3. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. - М.: изд-во МГОПИ "Альфа", 1993

  4. Вокальный ансамбль. Индивидуальная певческая практика. ГОУ ДО Санкт-Петербургский учебно-методический центр Комитета по культуре, 2009

  5. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону. Феникс, 2008.

  6. Сальваторе Фучито, Барнет Дж. Бейер. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо, изд-во «Композитор .С-П», 2005.

  7. Мир вокального искусства (1-4 классы). Дополнительное образование. Автор-составитель Г. Я. Суязова, изд. «Учитель», Волгоград, 2009.


Ход занятия


1. Организационный момент.

1.1.Организация рабочего места.

1.2. Музыкальное приветствие учащихся, подготовка к занятию, создание эмоционального настроя на активную деятельность (2 мин.)

2. Основной этап

2.1. Теоретическая часть:

2.1.1. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

На прошлом занятии мы с вами учились четко и ясно произносить слова во время пения, то есть занимались вокальной дикцией.

-Что такое «вокальная дикция»?

(Отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки).

-Что значит красиво петь?

(Вдохнуть так, как будто «нюхаем» цветок. Мягко, аккуратно «ставим» гласную на «звуковую ленту, держим звук и снимаем его», как будто ставим точку. При вдохе и при выдохе стараемся не «толкать» звук.)

Тема нашего занятия:

Понятия в пении – ансамбль и строй. «Звуки, живущие в единстве».

Слушают стихотворение:

Пять линеек, как дорога, по которой ты идешь.

Пять линеек - это волны, по которым ты плывешь.

Это- пальцы и морщинки, что на мамином лице,

Это –нити-паутинки, те, что прячутся в листве.

Это провода и струны, море, солнышка лучи.

Это- пашня, это- поле, где весной кричат грачи.

Пять линеек - это дом. Звуки поселились в нем.

-Какую музыку рождают звуки? (Звуки, которые не будут спорить, а будут слушать друг друга и подчиняться главному.)

Голосом можно изобразить многое. Даже то, как множество маленьких ручейков вливаются в одну реку. Один голос – основной - ведет мелодию, остальные должны будут постепенно «вливать» свой голос в общее звучание, но при этом, не перебивая друг друга и слушая главный. При таком стройном, слаженном пении получится «полноводная, полнозвучная река».

В известной песне поется: - «И конечно припевать лучше хором».

Почему петь лучше хором? (Хор – хорошо!)

А что такое хорошо? Когда человеку хорошо? (Тогда, когда его окружают друзья, когда между людьми есть взаимопонимание, их связывают добрые отношения, забота друг о друге. Когда в обществе, коллективе царят мир и дружба, тогда все счастливы.

С-ЧАСТЬ-Е. С-оединение ЧАСТей в Е-диное.

Ансамбль в переводе с фр.- совместное исполнение. В соответствии с количеством исполнителей ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для 4-х), квинтетом (для 5-ти) и т. д. Ансамбль может состоять из разных голосов, партий. У каждой партии своя роль. Все в ансамбле друг друга слушают, дополняют и обогащают друг друга. Голоса у певцов разные, но при этом они не выделяются. Они утверждают не себя, а целое. Когда всё взаимосвязано, всё вовремя и к месту, то рождается гармония и красота. Когда между звуками возникает согласие, они друг друга дополняют и тем самым рождается благозвучие. (Приложение).

2.2. Практическая часть:

2.2.1. Вокально- ансамблевые навыки (10 мин.)

1.Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

2. Певческая установка.

Укрепление навыков певческой установки: правильное положение корпуса, головы, плеч и ног при пении сидя и стоя (повторение в качестве закрепления пройденного материала) (1 мин.).

3. Работа над строем и ансамблем.

Выравнивание унисона в интонационном отношении с сопровождением и a capella: 1.«Таря-Маря в лес ходила», 2.Игра-упражнение «Смени логическое ударение»: «Скушай эту конфету» (помогает проконтролировать умение интонировать).

4.Подготовка вокального аппарата.

Упражнения по выбору педагога.

Подготовка вокального аппарата: разминка, вокально-речевые упражнения, направленные на разогрев всех групп мышц певческого аппарата (5 мин.): «Сова» - надувание щек; «Самолетики» - работа нижней челюстью; «Пятачок» - губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность вправо и влево», «Шпага»- кончиком языка наносить быстрые «уколы» в щеки»; «Счет от 1 до 10» , начиная с шепота до крика; «Глиссандо»- взлет вверх и спуск вниз до 1-й октавы – до 2-й октавы.

5.Работа над дикцией.

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приемы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение гласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце одного и в начале другого слова.

6. Работа над дыханием.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (5 мин.)

-Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

-Упражнение-игра «Взрывной алфавит»: все согласные алфавита произносятся как «взрывные» в достаточно быстром темпе, что вызывает толчковое движение диафрагмальной мышцы и способствует формированию чувства мышечной опоры звука. Упражнение «Свеча» - продолжительный выдох с произнесением взрывных согласных «пф» на полоски бумаги и снятие воздушной струи диафрагмальным толчком.

7. Вокальные упражнения-распевания.

- Усвоение новых знаний и способов действия. Демонстрация новых упражнений, попевок, которые приемлемы для воспитания вокально-ансамблевых навыков (5 мин.)

- А сейчас мы будем стараться выстраивать унисон при распевании. «Андрей-воробей, не гоняй голубей»

Следите за тем, чтобы звук не ослабевал к концу фразы. Для чего нужно распевание?

(Для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции, чтобы «разогреть» горлышко», чтобы перед пением песни «горло сделало зарядку».)

Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время - наилучшему усвоению изучаемого репертуара:

-смена гласных на повторяющемся звуке (а-о-а-о-у от до1-й октавы и в хроматическом порядке до до2-й октавы полным голосом);

-гамма в восходящем и нисходящем движении;

-трезвучие по прямой линии вверх и вниз;

-небольшие мелодические обороты (попевки, наиболее трудные отдельные музыкальные фразы, отрывки песен).

8. Работа над звуком

В меру открытый рот, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных, твердая атака, ровное звуковедение, протяженность отдельных звуков, пение закрытым ртом. Достижение чистого, красивого, выразительного пения. Постепенное расширение общего диапазона (до 1-й октавы- ми 2-й октавы).

-«Мягкое нёбо» Цель: формирование подвижности «нёбной занавески» для быстрого образования зевка (к, к-а-а). и полного закрытия нёбно-глоточного клапана ( с зажатым носом толчковым движением произносить группу слогов с сонорными согласными: ма, на, ла, ра. Дыхание фразовое.

-Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе будущее звучание. Пропоем мелодию припева песни «Лев и Брадобрей» так:

1-я фраза – на звук «м», 3-я – на звук «о»,

2-я - на звук «у», 4-я – на звук «а».

Все гласные поем в правильной вокальной позиции - ощущение зевка, овальный рисунок рта. Обращаем снимание на освобождение нижней челюсти, особенно при гласной «а».

2.2.2. Работа над песней «Лев и Брадобрей»

-Во что мы сейчас превратили песню?

(В вокализ, в котором напевная мелодия исполняется на какой-либо слог или гласный звук.)

Получилось ли нам сейчас передать содержание и характер песни?

(Не совсем, из-за отсутствия текста не совсем понятно содержание).

-Тогда получается, что в песне важно и стихотворение, и музыка. Вспомним литературный текст песни. Что вы почувствовали в этом стихотворении? Какое оно по характеру? Вы помните, что мелодию песни мы разучиваем по отдельным ее частям, которые звучат почти законченно. Как они называются? (Фразы).

Разделите первый куплет на фразы.

Работа над вокальным произведением в ансамбле и работа с солистами (беседы о произведении, анализ музыкальной партитуры).

2.2.3. Закрепление и обеспечение новых знаний, способов действий и их применение.

1. Работа над текстом песни «Кашалот» (5 мин.)

Знание текста как предпосылка для более свободного пения и чистого интонирования.

Работа с музыкальным сопровождением: демонстрирование на практике, как по ритму, звучанию музыкальных инструментов узнать фольклорное направление и подобрать соответствующий этому стилю набор движений или шумовые инструменты.

2. Импровизированный концерт (10 мин.)

Работа над репертуаром учащихся ансамблем, сольно и дуэтами («Песня Колобка», «Зачем мы ходим в школу?», «Школьный корабль»).

2.4. Обобщение и систематизация знаний, выделяем главную мысль, заложенную в материале, основные правила (2 мин.).

2.5. Выявление качества и уровня овладения знаниями по теме. Использование тестовых заданий разного уровня сложности (3 мин.).

3. Подведение итогов занятия.

3.1. Подведение итогов, анализ и оценка успешности достижения цели, привлечение учащихся к самоанализу (3 мин.).

-Понравилось ли вам ваше исполнение? (Можно обсудить, что понравилось и что не получилось).

- Что сегодня узнали нового?

Отметить успехи детей.

3.2. Советы и рекомендации по практическому применению материала. Домашнее задание: выучить текст песни; поискать нужные жесты, мимику к песне, стоя перед зеркалом; упражнения на дыхание с взрывными согласными (игра «Свеча») (2 мин.); в игре «Смени логическое ударение» поработать над умением интонировать, придумать свою фразу.

3.3 Музыкальное прощание с учащимися в нисходящем порядке пение тонического трезвучия от разных звуков.



Приложение №1

Словарь музыкальных терминов

Учащиеся, занимающиеся в классе вокального ансамбля, должны знать часто используемые на уроках термины и понятия такие, как: a capella, сопрано, альт, тенор, бас, соло, аккомпанемент, ансамбль, артикуляция, дикция, диапазон, динамика, дирижер, диссонанс; дыхание, жанр, интервал, канон, лад, ритм, многоголосие, распевание ансамбля, регистр, резонаторы, репертуар, репетиция, синкопа, тембр, унисон, форсирование звука, фразировка.

Ансамбль (фр.- вместе) – совместное исполнение. В соответствии с количеством исполнителей ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для 4-х), квинтетом (для 5-ти) и т. д. Ансамбли могут быть вокальными и инструментальными.

А capella - исполнение без музыкального сопровождения.

Аккомпанемент - музыкальное сопровождение.

Бас (итал. низкий)- самый низкий мужской голос.

Мелодия - голос, голосоведение.

Приложение №2

Вокально-ансамблевые навыки

Понятия в пении - ансамбль и строй.

Стройное в интонационном и ритмическом отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего звучания.

Вокальная дикция – отчетливое произношение слов, которое не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.

Характер музыки и ритм меняются, а значит, меняется и манера исполнения песни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!