Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»
г.Саки Республика Крым
План-конспект занятия
педагога дополнительного образования
Танской Ирины Яковлевны
на тему: «Татарский орнамент»
Тема занятия: «Татарский орнамент»
Вид занятия: Изображение на плоскости.
Цель занятия:
Воспитание у детей интереса к предметам быта, обычаям, праздникам и искусству крымско-татарского народа.
Передача простыми приёмами элементов растительного и геометрического узоров, наиболее часто встречающихся в крымско-татарском орнаменте.
3. Обучение детей композиционному построению узора на бумаге.
4. Воспитание у детей художественного вкуса при подборе элементов и цвета в национальном узоре.
Характеристика воспитанников: третий год обучения, 4-5 класс.
Источники информации:
Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М.: Просвещение, 1982
М.Чурлу. Вышивка и творчество в крымско-татарском народном декоративно-прикладном искусстве. Крымучпедгиз, 1995.
Южнобережные татары Крыма. Казань, 1992.
Т.Сакирдонова. Методические рекомендации к изучению орнаментальной основы крымско-татарского искусства. Крымучпедгиз, 1995.
Ход занятия
1.Организация рабочего места.
2.Объяснение темы.
Крымско-татарское народное декоративно-прикладное искусство является одной из ярких страничек мировой художественной культуры.
Ткать и вышивать считалось почётным для ханских жён, жён беев и мурз. Этим всегда владела женщина простого происхождения. Девочки с ранних лет садились за пяльцы, ткацкий станок и приобщались к ремеслу. К свадьбе девушка должна была выткать и покрыть вышивкой большое количество предметов приданого; много расшитых предметов входило в подарок невесты жениху «докуз», включающий девять изделий. Крымские татарки щеголяли друг перед другом мастерством владения ремеслом, соревновались в знании старых и изобретении новых орнаментов.
Встречается изображение солнца, звёзд, оплетённых ветками и цветами.
Из предметов обихода часто изображались вазы, кумганы, подносы вместе с цветами и фруктами, в основании букета нередко вышивался треугольник - амулет (дуа).
Большая группа вышивок посвящена архитектурным сюжетам, в которых могла быть изображена гробница Магомета, город с домами, деревья и минареты, шатёр кочевника, обвитый растениями.
В ряде случаев встречаются изображения парусных кораблей.
В старину мастерицы часто вносили в вышивку надписи арабскими буквами, иногда из крупных букв составлялось изображение корабля, нередко встречались знаки родов - тамги.
Рисунок орнамента первоначально создавался на бумаге, а затем переносился на ткань. Он мог быть получен от опытной мастерицы, а также быть личного сочинения. Каждая мастерица по собственному вкусу подбирала сочетание из трёх-четырёх цветов.
В старых орнаментах часто применялись светлые, нежные тона розового и зеленоватого, голубого и охристого, коричневатого и золотистого цветов. Это была гамма растительных красителей.
Вышивки, созданные по времени ближе к нам, насыщаются более ярким цветом, что связано с появлением анилиновых красителей.
3.Постановка учебной и творческой задачи. Изучение и зарисовка понравившегося крымско-татарского орнамента.
При рисовании какого-либо узора нужно определить, как идут элементы: они или чередуются от края к краю, или расходятся от середины к краям (от этого будет зависеть последовательность их исполнения).
При выполнении орнамента следует расположить элементы от середины к краям. Сначала надо найти середину всей полосы и на ней нарисовать вазу, цветок в центре, затем от него влево и вправо – наклонные веточки, которые заканчиваются цветами.
.
Следует остановиться на изображении такого элемента, как «коготок птицы», который встречается практически во всех узорах крымско-татарской вышивки и наиболее любим мастерицами, так как они этой деталью украшают цветы, бутоны, деревья, здания. Можно рисовать его кончиком кисти и закрашивать или приёмом примакивания
Большую роль вышитые изделия играли во время свадебного обряда. У крымских татар от обучения до свадьбы проходило 4-5 месяцев, за это время необходимо было приготовить около сотни изделий. Ими невеста одаривала жениха и его родню, победителя на свадебных скачках, свах, цирюльника, брившего жениха, всех встречающих, которые по обычаю загораживали ей путь в дом жениха.
Содержание узоров крымско-татарской вышивки необычайно разнообразно. Основная часть рисунков - это цветы и листья, собранные в букеты, кусты. Крупные и мелкие, они располагаются на свободно гнутых ветках, нанизываются на стебель, выходят из вазы, кумгана, лежат на подносе, растут вокруг домов, дюрбе.
Растительные мотивы придают крымско-татарской вышивке неповторимую грациозность и изящество. Некоторые из цветов и растений нетрудно узнать: это гвоздики, мальвы, розы, хризантемы, ландыши, колокольчики, тюльпаны, морские водоросли, которые чаще всего изображаются в профильном положении. Сказочный фантастический характер придают веткам и кустам растущие на них одновременно разнообразные цветы и плоды, в реальности несовместимые ни на одном растении, ни в одно время года.
Реже, чем цветы и листья, в крымско-татарской вышивке используются сюжеты с плодами миндаля, груши, вишни, сливы, айвы. Некоторые из них располагаются на подносе, иногда напоминающем лодку, некоторые висят на ветках рядом с цветами.
Ещё реже встречаются изображения живых существ. Отдельным мотивом может быть представлена птица, скорее напоминающая петуха. Над цветочными кустами могут быть вышиты птички, а внутри кустов - рыбки. Дерево - нередкий гость в крымско-татарской вышивке, например, кипарис может быть частью архитектурного орнамента; из нескольких деревьев, кустов составляется мотив рощи, леса.
Используется смешение двух или нескольких красок для получения нужного тона, чтобы полнее передать цветовую гамму крымско-татарского орнамента. Также в узорах крымско-татарских мастеров преобладают все оттенки золотого. (Ребята приступают к выполнению орнамента. Во время самостоятельной работы провожу индивидуальную работу.)
4.Итог занятия.
Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведённое время, оцениваем с детьми:
-целостность композиции; -выразительность исполнения цвета, рисунка;
-умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
-декоративность композиции;
-аккуратность исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям, отмечаем вместе с ребятами.