СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия Трудное слово Нет!

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия Трудное слово Нет!»

Трудное слово «Нет!» (психологический тренинг для 3 класса)

Цель

Формирование волевых качеств личности


Задачи

1.Сформировать понятия «моя позиция», «сопротивление», «противодействие».

2.Формировать умение противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами.

3.Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.

4. Отработать навыки уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

5. Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Планируемые результаты

Личностные УУД: формирование самосознания и самооценки, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; способность к эмпатии и рефлексии


Регулятивные УУД: выполнение действий по инструкции, умение оценивать результаты коммуникации (своей – чужой)


Познавательные УУД: формирование понятий «моя позиция» «сопротивление», «противодействие», анализ ситуаций, в которых стоит сказать «нет»

Коммуникативные УУД: умение оценивать ситуацию, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, выражать свои мысли

Основное содержание темы, понятия и термины

моя позиция, сопротивление, противодействие, отказ













Этап занятия


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

(создание условий для возникновения у обучающихся потребности включения в деятельность)


Приветствие «Имена-качества»




Принятие правил

Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание условий.

Встреча обучающихся, создание доброжелательной атмосферы.



Приветствие.

Предлагает назвать свое имя и качество на букву, на которое начинается имя, н-р, Сергей – серьезный…


- Ребята, смотрите какие вы все разные, но не смотря на это, сегодня нам нужно работать слаженно и дружно. Для этого обратимся к правилам.

(Вывешивает ватман с уже написанными правилами)


1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Не перебивать говорящего.

3. Не бояться высказывать свое мнение.

4. Относиться друг к другу доброжелательно.

Обучающиеся настраиваются на занятие, приветствуют педагога, садятся на стулья по кругу.



Обучающиеся называют имя и качество на ту же букву, что и имя.



Обучающиеся знакомятся с правилами работы в группе.

Личностные: мотивация к обучению и познанию, формирование базовых ценностей.


Регулятивные: волевая саморегуляция, умение принимать правила

Вводная часть. Упражнение-активатор «Весёлый счёт» (снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения)

- А теперь постараемся проявить слаженность и внимание.


Объясняет задание (в выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться).


- Вы большие молодцы, действовали слаженно, внимательно, а теперь также активно попробуем выполнить следующее упражнение.




Обучающиеся называют какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает.

Регулятивные: волевая саморегуляция, умение действовать по правилам

Коммуникативные: взаимодействие в групповой игре

Познавтельные: тренировка внимания

Основная часть. Учимся говорить «Нет!» (формирование понятие «моя позиция»)





















Беседа с элементами тренинга

















Упражнение «Две шеренги»

(осознание понятия «противодействие»)















Упражнение «Бой словами»

(осознание понятия «сопротивление»)




















Упражнение-тренинг. Ситуации.

(развитие способности делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением;

отработка навыка уверенного поведения, отстаивания своей позиции)
































































Ответьте мне на несколько вопросов, проявите свою позицию.

- Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

- Вы хотели бы всю жизнь просидеть дома и не выходить на улицу?

- Вы любите очень горькую пищу?

- Просто ли было сказать: «Нет!»?

- Почему?



- А легко ли вам отказаться, сказать «нет», если вам предлагают:

  • обидеть кого-то,

  • сказать неправду кому-то,

  • покататься на машине с незнакомым человеком.

- В этих случаях что-то мешает быть решительным и сказать твердое: «Нет!». Но если не сказать, то…


- Если мы не сможем сказать: «Нет!», то потом будет гораздо хуже и другим, и нам. Мы за это в ответе.

- Легко ли вам было отказаться? Уже сложнее. Тут уже начинается борьба с самим собой, со своими мыслями: "Если я скажу "нет", то я кого-то обижу, если я скажу "нет", то со мной не будут играть, если я скажу "нет", то меня будут считать трусом". И в то же время вы представляете, что существует некая опасность. Что, например, может быть опасного в том, если вы покатаетесь на машине с незнакомым человеком?

- Итак, здесь борются желание сделать то, что предлагают с мыслями об опасности, что ты можешь лишиться жизни (н-р, это может быть террорист, похититель).


- А раз все приходит с тренировкой, мы сейчас тоже с вами потренируемся говорить «нет»... но необычным способом.

- Встаньте в две шеренги друг напротив друга. Подставьте ладони друг к другу. Один из вас будет молча давить на ладони, как бы заставляя согласиться с плохими действиями, другой будет молча сопротивляться. Обратите внимание на то, что не нужно очень сильно давить на ладони, т.к. у нас действует правило №4 (доброжелательного отношения друг к другу). Мы не стараемся кого-то унизить или обидеть, мы тренируемся! Остановитесь по сигналу «СТОП».


- Сейчас вы проведете бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - слово «нет». Весь ваш разговор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно говоря все настойчивее и тверже. Остановитесь по сигналу «СТОП».


- Какое слово проще произносить да или нет?

- Да вы правы. Труднее говорить нет, у нас даже прерывается дыхание. Вот и это упражнение нам говорит об этом.


- Какое качество вы проявляли, чтобы сопротивляться?

- Итак, большинство из вас считают, чтобы научиться говорить нет, нужно развивать в себе силу воли, упорство, твердость в характере…


- Но бывают в жизни сложнее ситуации и вам предложат не раз что-то плохое и за этим плохим напором может прятаться хитрость. Сейчас я с кем-то из вас проиграю ситуацию, в которой я буду плохим учеником. Задачей «моего одноклассника или одноклассницы» будет отказаться от плохого поступка. Ситуация.

-Ты знаешь, я увидела в портфеле у Васи пакет с конфетами. У него сегодня День рождения и он, видимо, будет нас угощать. Сколько можно ждать. Слушай, давай сейчас возьмем по одной.

-Нет.
-Да чего ты из себя правильного-то строишь. Ведь тебе тоже хочется.

-Нет.
-Да я бы и сама стянула, но это сразу все увидят. Давай я буду отвлекать класс, а ты в это время возьмешь конфеты.

-Нет.
-С тобой каши не сваришь! Вот ведь не повезло с одноклассниками!


- Итак, что я сейчас делала?



- К чему я склоняла, что просила сделать?

- А воровство наказывается по закону, за него судят.


- Что делал (имя)?


- А есть и такая схема отказа или шаги

(Знакомит с алгоритмом)

  1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.

  2. Оставаться спокойным и сказать «нет».

  3. Объяснить, почему вы говорите «нет».

  4. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.


Предлагает другую ситуацию



- Какой аргумент привёл (имя), когда сказал «нет».

- Какие аргументы привели бы вы?


- А теперь ребята предлагаю каждому из вас подумать какие ситуации были у вас в жизни, когда вам нужно было отказаться от плохого поступка. Я предлагаю вам написать или нарисовать в виде запрещающего знака то, от чего бы вы хотели научиться отказываться, чему бы вы хотели научиться говорить нет! Приглашаю вас к столу.

- А сейчас по кругу продолжите фразу

Я скажу «нет», если мне предложат…


- Да, ребята вы большие молодцы, привели много разнообразных примеров и теперь вы уже знаете несколько ситуаций в которых стоит сказать нет!



Обучающиеся отвечают на вопросы





Потому, что так никто не делает и это все неинтересно и скучно, и даже страшновато.








Обучающиеся высказывают свое мнение




Обучающиеся отвечают на вопросы

















Обучающиеся выполняют упражнения



























- Легче произносить да, труднее нет.





- Силу воли, упорство, смелость…
















Обучающиеся с педагогом разыгрывают ситуации

















- Оказывали давление, пытались подбить на плохие действия.

-Своровать





Он придерживался четкой линии отказа: «Нет!», «нет!»...











Обучающиеся прорабатывают схему на другой ситуации













Обучающиеся проходят к столу и выполняют задание,


продолжают фразу


Регулятивные: волевая саморегуляция, умение действовать по правилам

Коммуникативные: взаимодействие в групповой игре, умение оценивать ситуации, оценивать свои высказывания и других, высказывать собственное мнение

Познавтельные: тренировка внимания, анализ жизненного опыта в предложенных ситуациях,

присвоение понятия «моя позиция», «сопротивление»,«противодейсвие»


















































































































































Рефлексия

- Ребята, какие качества характера мы тренировали для того чтобы сказать нет?


- Поднимите руку, кто научился говорить «нет»?

- Я вижу, что вы научились говорить «нет», привели примеры разнообразных ситуаций. Вы большие молодцы!

- Спасибо!

- Сила воли, упорство, смелость…


Регулятивные: анализ полученных знаний и умений

Познавательные: воспроизведение понятий, используемых на занятии

Коммуникативные: выражают свои мысли




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!