СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспекта лекции с применением дистанционных образовательных технологий по теме: "Социальные группы и общности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспекта лекции с применением дистанционных образовательных технологий по теме "Социальные группы и общности" предназначен для студентов 1 курса ГБПОУ ИО "Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства", изучающих учебную дисциплину "Обществознание"

Просмотр содержимого документа
«План конспекта лекции с применением дистанционных образовательных технологий по теме: "Социальные группы и общности"»

УРОК 63-64

Учебное дистанционное занятие по теме:

« Социальные группы и общности»

Преподаватель: Гнатюк Марина Владимировна

Учебная дисциплина: Обществознание»

Группа: ЗИ-1931, 1 курс

Тема занятия: «Социальные группы и общности»

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: Лекция

Инструменты виртуальной коммуникации:

Ссылка на сайт: https://multiurok.ru/marina-35-gnatuyk

Используемые материалы на уроке:

Конспект учебного занятия

Видеолекция «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/videolektsiia-distantsionnogo-uroka-po-distsipline-obshestvoznanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti.html

Презентация к уроку: «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/prezentatsiia-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti-dlia-studentov-gbpou-io-ikatids.html

Онлайн- тестирование: https://multiurok.ru/tests/onlain-testirovanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshnosti.html

























План урока с применением дистанционных технологий посредством персонального образовательного сайта преподавателя на образовательной площадке Мультиурок. ру

Урок в режиме дистанционного обучения – это способ устранения отставания по программе в условиях вынужденной самоизоляции, экстерната, неблагоприятных эпидемиологических условий. Применение дистанционного обучения в ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» – это дополнительный способ обеспечения непрерывности учебного образовательного процесса. Уроки дистанционного обучения могут проводиться в соответствии с расписанием и вноситься в учебный план в соответствии с Методическими рекомендациями о дистанционном обучении.



Дистанционный урок должен иметь чёткую структуру. При подготовке к дистанционному уроку преподаватель определяет, что конкретно должен сделать студент в каждой из частей урока.

Структура дистанционного урока (по Гвоздиковой Е.И.)

Части

Содержание

1

Ориентировочная часть

Обучающийся знакомится с целями

2

Информационная часть

Обучающийся изучает информационные материалы

3

Диагностическая часть

Обучающийся выполняет тестовые и практические задания

4

Рефлексивная часть.

Обучающийся заполняет рефлексивную анкету





Добрый день, студенты! Тема нашего урока «Социальные группы и общности»

Ориентировочная часть

Цели урока:

1. Представить общую типологию социальных групп

2) Изучить особенности  социальных групп

3) Формировать навыки работы с материалами ЕГЭ по теме «Социальные группы и их классификация



Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Информационная часть

Информационная часть урока состоит из авторской видеолекции преподавателя «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/videolektsiia-distantsionnogo-uroka-po-distsipline-obshestvoznanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti.html

Презентация к уроку: «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/prezentatsiia-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti-dlia-studentov-gbpou-io-ikatids.html

Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.

Во-первых, социальные общности не являются абстракциями, выделяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

Во-вторых, социальные общности — это не сумма Индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками.

В-третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношен

Каковы же критерии выделения общностей, те необходимые и достаточные основания, которые позволяют сформироваться и функционировать общности? Если систематизировать взгляды социологов по этому вопросу, то можно выделить шесть таких оснований:

1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей как потенциальная предпосылка возникновения солидарности между людьми;

2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими своих интересов как реальная предпосылка возникновения солидарности между ними;

З) наличие связей, взаимодействия, совместной деятельности и обмена этой деятельности;

4) формирование своей собственной культуры, системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и т.д.;

5) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами

— от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды )

Однако значительно более существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.

Массовые общности характеризуются следующими признаками: они представляют собой структурные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; для них характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной области.

Типичным образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам.

Виды социальных групп

Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики субъектов общественных связей.

Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы.

В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность- общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе, посредством которой он участвует в жизни общества. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.

Под социальной группой принято понимать совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным классификационным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа — социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах социально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цел

Что бы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т.д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы является футбольный клуб, так называемые «команды мастеров», профессиональные объединения спортсменов (в данном случае футболистов), объединенных в команду для получения определенных спортивных результатов, зарабатывания денег для клуба и его членов.

Вторичные группы практически содержат в себе некоторое число первичных групп (в команде мастеров всегда имеются небольшие группы симпатизирующих друг другу игроков, контакты между которыми носят эмоциональный и более частный характер). Основным видом больших социальных групп являются организации (политические, производственные и т.д.).

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа — это малочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада).

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальная группа — это социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируются нормативными документпми (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т.д).

Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия — для обороны страны, предприятие — для выпуска определенной продукции и получения дохода и т.д

Формальная группа — это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников. Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп.

Неформальная группа возникает чаще всего стихийно. Для нее характерны дружеские доверительные отношения между ее членами. В этих группах отсутствуёт жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Неформальная группа может образоваться как в рамках формальной группы (организации), так и помимо нее.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтная группа — реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируется в своем поведении и самооценке. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Диагностическая часть

На этом моя лекция по теме «Социальные группы» подходит к концу. По ссылке перейдете на персональный сайт преподавателя Онлайн- тестирование: https://multiurok.ru/tests/onlain-testirovanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshnosti.html

и выполните тест «Социальные группы и общности» и отправите на электронную почту преподавателя или в личные сообщения в контакте. Желаю удачи в дистанционном обучении! До новых встреч!

Ссылка на сайт: https://multiurok.ru/marina-35-gnatuyk

Используемые материалы на уроке:

Конспект учебного занятия

Видеолекция «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/videolektsiia-distantsionnogo-uroka-po-distsipline-obshestvoznanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti.html

Презентация к уроку: «Социальные группы и общности» https://multiurok.ru/blog/prezentatsiia-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshchnosti-dlia-studentov-gbpou-io-ikatids.html

Онлайн- тестирование: https://multiurok.ru/tests/onlain-testirovanie-po-teme-sotsialnye-gruppy-i-obshnosti.html

Рефлексивная часть



Рефлексивная анкета в любом дистанционном уроке должна установить достижения обучающегося и трудности, возникшие в процессе изучения материала и выполнения заданий.



Пример рефлексивной анкеты в дистанционном уроке



Утверждения Оценка



Мне понравилось работать с материалами урока От 1 до 5



Какую новую информацию я узнал(а) на уроке?



Что было особенно трудным?



За урок я ставлю себе отметку От 1 до 5



Анкеты ориентированы на развитие рефлексивных способностей обучающихся. Вопросы в анкете формулируются так, чтобы помочь детям осмыслить собственный опыт учения.



Дистанционные уроки с чётко определённым содержанием способствуют достижению планируемых результатов обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!