СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспекта по Окружающему миру на тему «Глаголы-исключения I и II спряжения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспекта по Окружающему миру на тему «Глаголы-исключения I и II спряжения»

Просмотр содержимого документа
«План конспекта по Окружающему миру на тему «Глаголы-исключения I и II спряжения»»

Тема урока: Глаголы-исключения I и II спряжения

Тип урока: освоение и первичное закрепление новых знаний

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский), наглядный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, карточки с заданиями, учебник «Русский язык»


Цель: Ознакомление учащихся с глаголами-исключениями и способом выбора определения спряжения глагола.

Задачи:

Образовательные: 

Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

Планируемый результат:

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

ХОД УРОКА 

I. Организационный момент. (1 мин)

– Я рада приветствовать сегодня на уроке вас ребята, а мы в свою очередь поприветствуем наших гостей. Гости всегда приходят в дом с добром. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Поздоровайтесь.

Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску и давайте прочтём все вместе стихотворение:

Глаза готовы смотреть ( 2 спр.) и всё видеть (2 спр.).

Уши слушать (1 спр.) и всё слышать (2 спр.).

Сначала думаем (1 спр.), а потом говорим(2 спр.).

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.


II. Этап формулирования темы урока.


1) Что вы можете сказать про выделенные в стихотворении слова ?

Дети Глаголы 1 и 3 лица множественного числа.

2)Поставьте ударение в глаголах. Какие окончания?

Дети Окончания в глаголах безударные.

3) Определите спряжение выделенных глаголов.

Дети Смотреть, видеть, слышать – 1 спряжение?

Учитель. НЕТ. Смотреть, видеть, слышать – глаголы 2 спряжения.

Учитель. С какими трудностями вы столкнулись при определении спряжения этих глаголов? (окончания глаголов в неопределенной форме говорят о 1 спряжении, а глаголы эти относятся ко 2 спряжению) Из каждого правила есть исключение и сегодня темой нашего урока будут глаголы-исключения.


Дети записывают в тетрадь тему урока: "Глаголы-исключения" (ЗЕЛЕНОЙ РУЧКОЙ)

(число, классная работа уже записаны)

III. Этап актуализации знаний учащихся.


Учитель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголах. Сейчас мы проведем игру «Заморочки из коробочки». Каждый ряд становится единой командой. Вы по очереди достаёте из коробочки задания, зачитываете их и выбираете все вместе верные ответы. Букву каждого ответа записываем на листочках – черновиках. (розданы на подставках)


1. Глагол – это…

А) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: что делал? Что делает? Что будет делать?

Б) служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

В) самостоятельная часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы что делал? Что делает? Что будет делать?


2. В настоящем и будущем времени глаголы….

Е) спрягаются

Г) склоняются

Д) изменяются по падежам


3. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяем по….

Ж) окончанию

С) начальной форме

О) 1 лицу единственного числа


4. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами…

К ) – е, -ть

Н) - и, - ть.

М) –о , -ть


5. На конце глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени Ь

Р) не пишется.

А) пишется


Учитель. Какие буквы ответов у нас получились? Давайте составим из них слово. Какое слово у вас получилось? ВЕСНА


Чистописание.

А теперь мы аккуратно пропишем это слово в рабочих тетрадях до конца строки, следуя образцу на доске ______________________________


IV. Этап овладения новыми знаниями.


Учитель. Сейчас я хочу рассказать вам про глаголы одну интересную сказку (презентация)

(Слайд 1)

Жили-были глагольчики-лилипутики. Однажды в город прилетел огромный дракон и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков. Трусишки вытолкнули ему двух глагольчиков и сказали: «ЕШЬ!» «ЕШЬ!»
«Да я уж ЕМ!ЕМ!»- улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку.

(Слайд 2)

Но самые смелые глагольчики-лилипутики не испугались дракона, они крикнули: «ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город съедят!
С тех пор лилипутики-трусишки живут в городе Первоспряженске, а лилипутики-смельчаки в новом городе Второспряженске. И так как эти глагольчики были не только смелые, но и очень хитрые, то….

(Слайд 3)

Когда-то, ребята,
Во времечко одно
ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ
Имело шпиона.
Здесь его инструкции.
В них – шпиона функции.
Вот они, спешите ВИДЕТЬ:
От связного не ЗАВИСЕТЬ,
Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ,
Побольнее их ОБИДЕТЬ.
Стойко трудности ТЕРПЕТЬ,
Над собой лассо ВЕРТЕТЬ,
Через щёлочку под дверью
За врагом своим СМОТРЕТЬ.
По шоссе машину ГНАТЬ
И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ,
Чтоб за стенкой СЛЫШАТЬ,
Совершенно не ДЫШАТЬ.

Учитель. Ребята, обратите внимание на выделенные в этом стихотворении глаголы. Это глаголы-исключения 2 спряжения. Их всего 11: 7 на – ЕТЬ, 4 на –АТЬ. Назовите их. Давайте запишем их в наши тетради в виде таблицы. Разделите страницу пополам, записываем в левый столбик. (пишу на маркерной доске, суффиксы записываем зеленой ручкой)

II спряжение

Все глаголы на – ИТЬ

+ 7 глаголов на – ЕТЬ:

Смотреть

Видеть

Обидеть

Ненавидеть

Зависеть

Терпеть

Вертеть

+ 4 глагола на – АТЬ:

держать

гнать

дышать

слышать


Учитель. Молодцы! Мы познакомились с вами глаголами- исключениями II спряжения и как вы уже, наверное, догадались, что не все так просто и с I спряжением. В нем тоже есть глаголы – исключения, но узнаем мы о них чуть позже, а сейчас немного отдохнем и проведём физкультминутку .

Фикультминутка

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела.

Учитель. Сейчас я познакомлю вас с шуточным стихотворением (слайд 4)

Если курицу соседки

Будешь наголо ты брить,

Надо бы на табуретке

Тебе салфеточки стелить.

Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы, которые нам сегодня интересны – брить, стелить.

Учитель. Выпишите эти глаголы и запишите их в форме 2 лица, ед. числа и в форме 3 лица, множественного числа по образцу, как на презентации.

(1 ученик работает у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Зеленой пастой выделяют окончания глаголов).

Учитель. Запишите зеленой ручкой окончания глаголов.


Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

брить

бреешь (побреишь)

бреют (побреят)

стелить

стелешь (постелишь)

стелют (постелят)


Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

Прочитайте вслух алгоритм определения безударного окончания глагола (презентация – слайд 5)

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Определи его спряжение по гласной букве перед суффиксом – ть.

3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

(правильный образец таблицы )

Учитель: У кого возникли трудности при выполнении этого задания? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом, но здесь он не нам не помог. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

Учитель. Давайте запишем их в нашу таблицу в правый столбик: два глагола - исключения на - ить, которые относятся к I спряжению: «брить» и «стелить».

I спряжение

Все остальные глаголы

на – АТЬ, - ОТЬ, - ЕТЬ…

(зеленой рукчкой)

+

брить, стелить

6. Этап закрепления изученного.

Учитель. Мы с вами составили таблицу глаголов-исключений, которая нам поможет выполнить следующее задание на зелёных листочках, которые лежат у вас в подставках.

Прочитайте задание. На выполнение я вам даю 3 минуты.

Найдите и подчеркните в каждом отрывке глагол-исключение, определите его спряжение.

1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит (2) будто стон...”

2. “Смотрит – видит (2), дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать(2)велит…”

4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал (2)…”

5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться (2), подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

Учитель: Готовы? Давайте проверим. Какие глаголы вы выделили? (дети встают и «по цепочке» читают отрывки, называют глаголы и их спряжение)

Гимнастика для глаз (презентация)

7. Рефлексия.

Упражнение 483 ( 2-е работают у доски, выписывают 1 и 2 спряжение по столбикам)

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с глаголами-исключениями 1 и 2 спряжения.
- Чтобы вам было легче запомнить эти слова, предлагаю вам выучить следующее стихотворение (слайд 6) Давайте вместе его прочитаем

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
(Исключая: брить, стелить)
Все глаголы, что на “-ить”,
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть, и вертеть. 

Учитель. Стихотворение есть у вас в подставках на белом листе. Если хотите, вы можете поискать другое стихотворение на глаголы-исключения, которое вам больше может понравиться.: в интернете, в книгах или сочинить своё собственное.

9. Итог урока.

  • О чём мы сегодня говорили на уроке?

  • С чем познакомились? (с глаголами –исключениями)

  • Почему эти глаголы являются исключениями? (в неопределенной форме на –ЕТЬ, -АТЬ относятся ко 2 спряжению, брить, стелить – к 1-спряжению)

  • Что нужно сделать, чтобы запомнить их? (выучить )

Оценки за урок (самооценка)

Ребята, кто из вас считает, что он работал на уроке максимально активно?

Кто может поставить себе оценку «Отлично»?

Кто думает, что ему еще нужно немного доработать эту тему?

Спасибо за откровенность.

Вы сегодня все молодцы!

Домашнее задание. (слайд 7)

Упражнение 481, стр. 45 выучить глаголы-исключения.


Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!