СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия на тему: «Красота русского народного костюма»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

  • Образовательная: Продолжать знакомиться с особенностями русской народной  одежды.
  • Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчест-ве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художествен-ных задач.

Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия на тему: «Красота русского народного костюма»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»

г.Саки Республика Крым









План-конспект занятия

педагога дополнительного образования

Танской Ирины Яковлевны

на тему: «Красота русского народного костюма»

Тема занятия: «Красота русского народного костюма»

Цели занятия:

  • Образовательная: Продолжать знакомиться с особенностями русской народной одежды.

  • Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчест-ве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художествен-ных задач.

  • Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.

Оборудование для занятия:

  • Презентация с репродукциями картин.

  • Образцы русского костюма.

  • Набор материалов для практического задания.

Ход занятия 1. Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычное занятие, но поскольку занятие – это совместное творчество учителя и учащихся, то я прошу вас поддержать меня и провести это занятие совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)

Педагог: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах, нам сегодня понадобится (педагог называет и показывает, группа проверяет): набор для практического задания, …и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Молодцы! Все готовы к занятию.

2. Объявление темы занятия
  • Педагог: Итак, начинаем работать: Тема нашего занятия - “Красота русского народного костюма”

  • Цель занятия: Продолжать знакомиться с особенностями русской народной одеждой.


Педагог: Родина, Россия, Русь. Какие гордые и красивые эти три слова. Россия – матушка, какая поистине прекрасная и многоликая твоя культура. Это, прежде всего язык и обряды. А обряды – это и песни, и танцы, и неповторимые по красоте русские костюмы. Наше русское искусство и декоративно-прикладное искусство в частности – могучий источник красоты, доброты и счастья.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

Педагог: Сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники (просмотр наглядного материала)

Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебедушка, утушка- голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.

– Назовите составные части русского праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье)

Педагог: Любите вы загадки? Я буду читать вам описание элементов русской народной одежды, а вы будете отгадывать.

  1. Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой (рубаха)

  2. Что держалось на коротких, плечевых лямках, подвязывался под грудью, по центру украшался вертикальной полосой (сарафан)

  3. Какой элемент одежды был разной формы, символизировал небо и к нему подвешивались украшения из лент и бисера (кокошник)

  4. Какую часть одежды богато украшали вышивкой, кусочками меха, бусинами, жемчугом, завязывали лентами или застегивали на потайную застежку (ожерелье).

Молодцы, вы правильно все отгадали.

3. Изучение нового материала

Педагог: Хотелось ли вам когда-нибудь попутешествовать на машине времени, посмотреть, как жили наши далекие предки? Во что они были одеты? Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю русского костюма

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
А может, вы сами ответите на эти вопросы?

Ответы учащихся :

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца.

Педагог: Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда

Так же, как и у мужчин, у женщин была рубаха (сорочка). Сорочка была длиной до пола. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. Рукава и подол женской рубахи украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам. Во время танца они придавали более четкий рисунок.

Рубаха являлась основой для женского костюма: поверх нее надевали понёву, сарафан. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний. 

В южных районах носили- поневу, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой    В основном поневу носили замужние женщины. Чем старше была женщина, тем темнее был цвет ее поневы. Поверх рубахи и поневы женщины надевали передник — запон, который мог быть с нагрудником, без нагрудника или закрытым с рукавами.

Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?

Ответы детей:

Кика- головной убор

Кокошник – головной убор

Армяк –фартук, украшенный узором


4. Самостоятельная творческая деятельность.

  • Дорисовать эскиз “Русского народного костюма”.

  • Определить цветовое решение костюма.

  • На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления, технику выполнения дети выбирают сами: цветной строй народного костюма, использование отделки.

5. Подведение итогов занятия.

Отметить активность учащихся.

6. Рефлексия.

Вопросы:

  1. Как называлась тема занятия?

  2. Какова его цель?

  3. Как вы считаете, цель занятия выполнена?

  4. Вам понравилось работать сегодня на занятии?

  5. Все ли ребята были активны?

  6. Что сложного было при выполнении работы?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!