Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»
г.Саки Республика Крым
План-конспект занятия
педагога дополнительного образования
Танской Ирины Яковлевны
на тему: «Красота русского народного костюма»
Тема занятия: «Красота русского народного костюма»
Цели занятия:
Развивающая: способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчест-ве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художествен-ных задач.
Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
Оборудование для занятия:
Презентация с репродукциями картин.
Образцы русского костюма.
Набор материалов для практического задания.
Ход занятия 1. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычное занятие, но поскольку занятие – это совместное творчество учителя и учащихся, то я прошу вас поддержать меня и провести это занятие совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)
Педагог: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах, нам сегодня понадобится (педагог называет и показывает, группа проверяет): набор для практического задания, …и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Молодцы! Все готовы к занятию.
2. Объявление темы занятия
Педагог: Итак, начинаем работать: Тема нашего занятия - “Красота русского народного костюма”
Цель занятия: Продолжать знакомиться с особенностями русской народной одеждой.
Педагог: Родина, Россия, Русь. Какие гордые и красивые эти три слова. Россия – матушка, какая поистине прекрасная и многоликая твоя культура. Это, прежде всего язык и обряды. А обряды – это и песни, и танцы, и неповторимые по красоте русские костюмы. Наше русское искусство и декоративно-прикладное искусство в частности – могучий источник красоты, доброты и счастья.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Педагог: Сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники (просмотр наглядного материала)
Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебедушка, утушка- голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
– Назовите составные части русского праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье)
Педагог: Любите вы загадки? Я буду читать вам описание элементов русской народной одежды, а вы будете отгадывать.
Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой (рубаха)
Что держалось на коротких, плечевых лямках, подвязывался под грудью, по центру украшался вертикальной полосой (сарафан)
Какой элемент одежды был разной формы, символизировал небо и к нему подвешивались украшения из лент и бисера (кокошник)
Какую часть одежды богато украшали вышивкой, кусочками меха, бусинами, жемчугом, завязывали лентами или застегивали на потайную застежку (ожерелье).
Молодцы, вы правильно все отгадали.
3. Изучение нового материала
Педагог: Хотелось ли вам когда-нибудь попутешествовать на машине времени, посмотреть, как жили наши далекие предки? Во что они были одеты? Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю русского костюма
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
А может, вы сами ответите на эти вопросы?
Ответы учащихся :
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца.
Педагог: Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда
Так же, как и у мужчин, у женщин была рубаха (сорочка). Сорочка была длиной до пола. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. Рукава и подол женской рубахи украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам. Во время танца они придавали более четкий рисунок.
Рубаха являлась основой для женского костюма: поверх нее надевали понёву, сарафан. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний.
В южных районах носили- поневу, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой В основном поневу носили замужние женщины. Чем старше была женщина, тем темнее был цвет ее поневы. Поверх рубахи и поневы женщины надевали передник — запон, который мог быть с нагрудником, без нагрудника или закрытым с рукавами.
Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?
Ответы детей:
Кика- головной убор
Кокошник – головной убор
Армяк –фартук, украшенный узором
4. Самостоятельная творческая деятельность.
Дорисовать эскиз “Русского народного костюма”.
Определить цветовое решение костюма.
На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления, технику выполнения дети выбирают сами: цветной строй народного костюма, использование отделки.
5. Подведение итогов занятия.
Отметить активность учащихся.
6. Рефлексия.
Вопросы:
Как называлась тема занятия?
Какова его цель?
Как вы считаете, цель занятия выполнена?
Вам понравилось работать сегодня на занятии?
Все ли ребята были активны?
Что сложного было при выполнении работы?