Интегрированный урок географии, МХК, музыки, ИЗО, художественного труда на тему: «Художественная культура Японии».
Цели:
Образовательные:
формирование представления о многообразии художественных культур народов земли и единстве представлений о духовной красоте человека;
знакомство с особенностями культуры Японии;
формирование целостного представления о культуре Японии и нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Развивающие:
Воспитательные:
Материал: бумага, гуашь, ножницы, клей, шаблоны для аппликации, ткани, кисти, фломастеры, шаблоны деталей аппликации.
Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, веб-сайт.
Зрительный ряд: гравюры женских образов, пейзажей К. Утамара и К. Хокусая, слайды современных городов Японии.
Литературный ряд: японская поэзия.
Музыкальный ряд: японские народные мелодии.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в далекое путешествие, в загадочную страну. Что это за страна? Попробуйте догадаться. Я буду давать маленькие подсказки.
• В этой стране: зарождается солнце, есть необычные сады, в школе введен предмет - искусство любования...
Догадались? Правильно — это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Сколько необычного можно встретить здесь! Это и природа, и люди, и одежда, и постройки. Кто может рассказать нам об этой стране лучше и красочнее, чем сами японцы.
Сообщение темы урока. (см. слайд 1)
(Звучит японская народная мелодия. В класс входят дети в национальных японских костюмах. Они делают несколько танцевальных движений, а затем подготовленные дети по очереди начинают рассказывать о «своей» замечательной стране. Рассказ детей сопровождается показом слайдов презентации, посвященной Японии.)
2. Работа над темой.
Название страны Япония можно записать двумя иероглифами. Первый из этих знаков обозначает солнце, второй - корень, основа. Отсюда иносказательное название Японии – Страна восходящего солнца. (см. слайд 2)
Япония расположена на островах. Горы и море составляют живописные картины природы. Горы занимают большую часть территории. На острове Хонсю находится самая высокая гора Японии – Фудзияма. Ее считают священной. Это действующий вулкан. Десять месяцев в году вершина его покрыта снегом. (см. слайды 3, 4)
В Японии существует много интересных культурных традиций. Например, здесь существует традиция воссоздания природы в миниатюре — создание крошечного, карликового сада при доме; или искусства выращивания дерева в цветочном горшке — бонсай (см. слайды 5).
В Японии существует искусство составления букетов — икебана (см. слайд 6, 7).
Древние традиции являются частью современного образа жизни. Весной, например, семьи выезжают за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни - сакуры. День сакуры стал национальным праздником в стране. Крошечные садики с прудами и камнями часто устраивают в современных гостиницах, офисах компаний, учебных заведениях. Красота природы всегда была основной темой японской живописи (см. слайд 8).
Японские здания – это тоже чудо. Храм (пагода) похож на изящную легкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность -поднятые кверху концы, как будто они улыбаются или юбочками кружат на ветру. На концы кровли иногда вешают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят (см. слайд 9).
Внутри домика все просто: нет стен, а есть только ширмы, которые передвигаются в любом направлении. Отодвинув стенку-ширму, легко впустить в дом ветки сада. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик. (см. слайд 10).
А вот как выглядит современная Япония (см. слайд 11).
3. Объяснение задания.
- Какой интересный рассказ мы услышали о Японии! Поблагодарите рассказчиков и попробуйте изобразить, что больше всего вам запомнилось и понравилось.
Какие особенности этой страны вы запомнили? ( Горные хребты с заснеженными вершинами, зеленые садики, цветущие вишни, дома с улыбающимися крышами.)
Выполняя работу, помните, что японцы тонкие ценители красоты. Каждая деталь в вашем рисунке должна быть продумана. Художник должен обладать умением видеть невидимое.
Также могу предложить вам составить наряд японской девушки. Для этого вы должны ознакомиться с дополнительным материалом, изложенном в виде веб-сайта на компьютерах.
(Часть детей рассаживается за компьютеры и изучает предложенный материал.)
Сейчас попробуйте сделать аппликацию прекрасной девушки-японки. Какие основные части можно выделить в аппликации? (Фон; Девушка: голова, кимоно, юбка.)
Фон лучше подберите светлых оттенков либо контрастных цветов по отношению к цвету кимоно. Остальные детали сделайте по шаблону: лицо - из белого картона; черной ручкой нарисуйте глаза, рот. Кимоно вырежьте из цветной ткани или из белой, раскрашенной самостоятельно. Так кимоно будет выглядеть более оригинально. Аналогично вырежьте юбку и составьте с кимоно так, чтобы оно находилось над юбкой. Далее приклейте голоу. Аппликацию поместите на картон, который можно украсить цветущими нитками сакуры и кимоно ленточками, бисером, аппликацией. Всю аппликацию можно оформить красивой рамкой. Все зависит от вашей фантазии.
4. Анализ работ.
Как правило, в изготовлении таких работ неудачных нет. Дети работают с удовольствием. Недостатки бывают в неаккуратности выполнения аппликаций и рисунков.
Итог урока.