«Коррекционно – развивающее занятие педагога - психолога»
по теме: « ДАРЫ ОСЕНИ»
Цель: Развитие восприятия, операций логического мышления и мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания обучающихся по теме «Осень».
Коррекционно – развивающие:
- Развитие внимания, мыслительных операций ( сравнения, анализа, синтеза, классификации);
- Развитие тактильного и слухового восприятия, расширение объема, развитие точности и полноты зрительного восприятия;
- Коррекция эмоционально – волевой сферы;
-Развитие двигательной активности и мелкой моторики рук, подражательности
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям;
- Воспитывать дисциплинированность и аккуратность;
-Воспитывать умение согласовывать свои действия с товарищами, умение работать в группе.
Оборудование и материалы:
-ноутбук, проектор, презентация по теме мероприятия;
-раздаточный материал( шаблоны яблок, карточки с овощами и фруктами, карточки с изображением солнышка и облачка, пластилин);
- корзинки и карточки на классификацию ( овощи, фрукты, цветы);
- корзина с настоящими дарами осени;
-волшебный мешочек с овощами и фруктами;
-дидактическая игра: « Отгадай и собери»;
- нарисованные солнышко, яблонь;
- тарелка с кусочками овощей и фруктов;
- тема занятия и плакат с изображением осени;
- мяч –еж по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент.
I.1.Приветствие педагога
- Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
I.2.Создание хорошего настроения
- Все с улыбочкой вздохнем и занятие начнем.
Введение в тему занятия.
- А теперь, мои друзья,
Все внимание на меня
Загадаю вам загадку:
- Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели,
Дождь поливает,-
Когда это бывает? ( осенью)
- Верно, ребята, эта загадка про осень.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет про осень.
- Ребята, я вас попрошу смотреть внимательно и постараться угадать о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии.
-Молодцы! Верно! Мы будем говорить о том, что принесла нам осень.
Давайте вместе прочитаем тему занятия.
Тема занятия: « Дары осени».
-Ребята, на улице наступила осень , дни стали короче, солнышко мы видим все реже и реже, и поэтому само солнышко решило прийти к нам в гости, но не просто так, а принесло нам задания, с которыми мы должны сегодня обязательно справиться.
-Итак начнем выполнять задания, которые нам приготовило солнышко.
Основная часть.
1.Игра на развитие внимания и восприятия:
«Какой формы овощи и фрукты»
-Цель игры: развитие восприятия формы предметов, закрепление названий овощей и фруктов, обогащение активного словаря.
(детям предлагается сначала перечислить овощи и фрукты , которые бывают круглыми, а затем назвать овощи и фрукты овальной формы). Устные ответы детей подкрепляются картинкой из презентации.
2. Игра на развитие внимания и восприятия:
«Какого цвета овощи и фрукты»
-Цель игры: развитие восприятия цвета предметов, закрепление названий овощей и фруктов, обогащение активного словаря.
(детям предлагается сначала перечислить овощи и фрукты , которые бывают зеленого, желтого, красного, оранжевого, синего цвета). Устные ответы детей подкрепляются картинкой из презентации.
3. Самостоятельная работа детей.
-Индивидуальная работа: Игра: «Что лежит в корзинке?»
Цель: Развитие внимания, восприятия, закрепление названий овощей и фруктов, развитие операций обобщения и классификации.
Ребенку предлагается разобрать корзину с дарами природы. Перечислить, что в ней лежит, назвать содержимое одним ( обобщающим) словом, определить, что в ней лишнее и почему. Предлагается корзина с овощами, лишний – фрукт, яблоко.
- Интерактивная работа
Первая микрогруппа – игра: « Собираем фрукты».
Цель: восприятия, внимания, развитие операций анализа, синтеза, классификации.
Детям предлагается нарисованная корзина и карточки с изображением овощей и фруктов, дается задание заполнить корзину фруктами.
Вторая микрогруппа – игра: « Сортировка урожая»
Цель: развитие восприятия, внимания, классификации.
Детям предлагаются карточки с изображением овощей, фруктов, цветов и три корзинки с названием ( фрукты, цветы, овощи), задача детей правильно распределить урожай.
4. Игра: « Волшебный мешочек».
Цель: формирование интереса к занятию, развитие тактильного восприятия.
Детям предлагается мешок с овощами и фруктами. Каждый ребенок по очереди должен с закрытыми глазами взять предмет, определить его на ощупь и назвать.
5. Игра: « Определи на вкус».
Цель: развитие обоняния, вкусовых рецепторов , умения по характерным вкусовым особенностям определять объект.
Детям предлагаются кусочки овощей и фруктов, которые они должны попробовать на вкус. Дегустация происходит с закрытыми глазами. Дети должны назвать какой вкус, и что они пробовали.
6. Ф И З М И Н У Т К А
Пальчиковая гимнастика « Будем мы варить компот»
- Будем мы варить компот ( левая ладошка ковшиком, указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много ( руки в стороны)
Вот: ( загибают по очереди пальчики правой и левой руки и показывают , что получилось)
Будем яблоки крошить ( стучим ребром правой руки по левой ладони),
Груши будем мы рубить ( стучим ребром левой руки по правой ладони),
Отожмем лимонный сок ( сжимают руки в кулачки),
И положим мы песок ( собирают пальцы в щепотку),
Варим, варим мы компот( левая ладошка ковшиком, указательным пальцем правой руки «мешают»),
Угостим честной народ ( руки в стороны).
7. Дидактическая игра: « Отгадай и собери»
Цель: развитие операций логического мышления( анализ, синтез), целостности восприятия.
Детям предлагается отгадать загадки про овощи, а ответы в виде картинок разместить в определенной последовательности. Если задание выполняется верно, то перевернув отгадки, дети соберут картину.
Загадки:
Картошка:
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
Лук:
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
Помидор:
Как на нашей грядке
Выросли загадки-
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Капуста:
Лоскуток на лоскутке-
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
Молодцы, ребята! Верно справились с заданием, которое приготовило нам солнышко. Скажите, что изображено на нашей картине? Как называют плоды яблони? Верно, на яблоне растут яблоки.
- Солнышко для нас приготовило еще одно задание. Солнышко просит украсить его яблоню яблоками. Но только украшать ее мы будем не обычными яблоками, а сделаем их при помощи пластилина. В этом нам помогут наши пальчики. Для работы все готово. Я хочу вам напомнить, что пластилин пробовать на вкус нельзя, он не съедобный.
- Ребята перед работой давайте разогреем наши пальчики и поиграем с мячом, который называют ежиком.
8. Ф И З М И Н У Т К А
Пальчиковая гимнастика «Ежик»
-Я с ежонком поиграю,
Меж ладошек покатаю,
А потом сожму рукой,
Ой, колючий ты какой!
Ёжик, ежик ,не колись !
Ты со мною подружись!
9. Практическая работа
Выполнение поделки « Яблоко» в технике пластилинографика.
Демонстрация образца.
Объяснение техники выполнения работы:
- Ребята, яблоки будем делать из красного пластилина, листочки- зеленые. Будем отрывать небольшие кусочки пластилина, разминать их пальчиками. Пластилин нужно аккуратно, тоненьким слоем размазать по заготовке, соблюдая края. Делать нужно вот так: левой рукой придерживаем заготовку, большим пальцем правой руки размазываем пластилин.
- Индивидуальная работа: раскрасить яблоко с помощью карандашей.
10. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! У всех красивые яблоки! Дети, подойдите со своими работами к яблоне. Давайте украсим ее.
Молодцы! Все хорошо потрудились. Посмотрите сколько много яблок на дереве и все очень аппетитные! Вам нравится наша яблоня? И мне она очень нравится.
- Упражнение: « Нравится – не нравится»
-Какие задания вам понравились?
- Какие задания были для вас не интересными?
- Что бы вы хотели выполнить еще раз?
- Какие задания для вас были сложными?
- Что вам не понравилось?
- Ребята, а сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с занятия? У вас на столах лежат карточки с изображением тучки и солнышка. Если у вас хорошее настроение, то покажите мне солнышко, а если плохое – тучку. А вот с каким настроением ухожу я с занятия. Молодцы! Мне очень понравилась ваша работа на занятии. На этом наше занятие окончено.
До свидания, ребята!
Литература и интернет ресурсы:
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
3. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
4. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
5. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
- www.djebel-club.ru
- www.yandex.ru.