СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с биографией И.С. Тургенева, историческая справка о времени, изображенном в рассказе, работа с текстом рассказа "Муму"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по рассказу И.С. Тургенева "Муму"»

Конспект урока

Дата 27.12.2012


Предмет: литература

Авторы:

Вишнякова Нина Ильинична, учитель русского языка и литературы.

Тема: Рассказ о страдающих душах (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»).


Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс: 5.

Технологии: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Microsoft Office PowerPoint 1997-2003.

Аннотация: Разработка представляет урок по литературе. Урок рассчитан на учащихся 5 класса. Продолжительность урока 45 минут. Это урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся получают знания о биографии писателя, историко-культурном контексте рассказа. Предлагаемый на уроке материал доступен учащимся, соответствует уровню их подготовки.



Цели:

  1. Познакомить с биографией И.С.Тургенева, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.

  2. Обучать анализу литературного произведения.

  3. Воспитывать чувства сострадания, человечности, милосердия.



Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Слово учителя о теме урока и показ слайдов с иллюстрациями к «Муму».

  3. Беседа.

- Ребята, вам знакомы были эти картины? Откуда они? Кто автор рассказа?

- Что вы знаете о Тургеневе? (Устные рассказы учеников).


- Где родился автор?

Посмотрите, это родовое имение матери Тургенева.

  1. Просмотр фрагмента фильма.


  1. Знакомство с биографией Тургенева.

Здесь жили родители Тургенева.

А) Отец (слайд)

Б) Мать (слайд)

Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Отец был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего.

Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.

Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся». Мать держала в строгости не только своих детей, но и крепостных.


  1. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

- Что же такое крепостное право? (Слайд 14)

Учитель: Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, т. е. крепостные, жившие с хозяевами в городе.



Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва».

От имени карфагенского полководца Аннибала (или Ганнибала, 247-183 гг. до н.э.), который, по преданию, еще мальчиком поклялся быть всю жизнь непримиримым врагом Рима. Аннибал сдержал свою клятву: во время Второй Пунической войны (218-210 гг. до н.э.) войска под его командованием нанесли ряд тяжелях поражений войскам Рима.??


- Итак, маленького Тургенева с раннего детства окружали крепостные. Он видел жестокость матери к простым людям, и ему это совсем не нравилось. Спустя много лет, став писателем Тургенев напишет об этом в рассказе «Муму». Для того, чтобы рассмотреть эту проблему, обратимся к рассказу.

- Ребята, а вы помните, кто главный герой рассказа?


Сообщение ученика

  • «Герасим-невыдуманный герой рассказа И.С.Тургенева. У богатой московской барыни (матери писателя) был дворник Андрей. Как и Герасим, был он немым, отличался огромным ростом и силой, преданностью своей барыне. Андрей был одинок. Единственным существом ,которое он трепетно любил, была маленькая собачка. И так же, как и Герасиму, по приказу безжалостной и капризной барыни Андрею пришлось ее утопить. В отличие от Андрея, Герасим не простил своей госпоже смерти Муму и ушел в деревню. А Андрей остался у барыни. Наверное, он признал, что слуг всегда должен подчиняться своему хозяину, и смирился с несправедливостью. А Герасим ,мне кажется, в конце концов, взбунтовался. Я думаю, что Тургеневу хотелось убедить своих читателей, что и слуга имеет чувство гордости и собственного достоинства».



  1. Комментированное чтение

А сейчас познакомимся не с настоящим Андреем, а образом, созданным писателем. Для этого прочитаем начало рассказа и погрузимся в атмосферу того времени. (Слайд- прототип и дом).

(Читает рассказ И. С. Тургенева «Муму» учитель. На первом уроке читаем описание первого года жизни Герасима в Москве до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили» (с. 211)).



  1. Домашнее задание

Прочитать рассказ до встречи Герасима с Муму и подготовить выразительное чтение.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!