СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по специальности «Баян». Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока поспециальности "Баян" с учеником 1 класса Саловым Константином.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по специальности «Баян». Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах»

Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______




План-конспект открытого урока по специальности «Баян» с учеником 1-го класса отделения «Народные инструменты»

Саловым Константином


Тема: «Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах».




Преподаватель: 
первой квалификационной категории

Барановский Е. А.



Г. Обоянь







Тема урока: «Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах».
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Задачи урока: 
Образовательные: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.
Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.
Воспитательные: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающегося);

- развивающие;

- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).
Форма урока:  индивидуальная.

Оснащение урока:
Средства обучения: пульт, сборник пьес, наглядные пособия..
Инструменты: баян.

Технические средства обучения: ноутбук, колонки.



Структура урока

  1. Организационный этап. Приветствие.



  1. Мотивация, постановка цели урока.  Объявление темы урока.

  2. Актуализация знаний по теме: «Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах».


   4. Первичное усвоение новых знаний. Практическая часть.

а) Игра позиционных упражнений;
б) Гамма до мажор, арпеджио.

  1. Закрепление темы. 

а) Р.Н.П. «Василек»;

б) «Русская частушка»;

в) проведение физкультминутки; 

г) игра пьес под фонограмму.


6. Домашнее задание: играть пьесы «Василек», «Русская частушка» наизусть с динамическими оттенками в подвижном темпе.

  7. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы).

8. Отметка.


Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Мотивация, постановка цели урока. 

3. Актуализация знаний по теме: «Развитие технических навыков и творческих способностей баяниста на уроке специальности в младших классах». Сообщение педагога.

    С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.
     Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
     Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.
     Освоение основ меховедения,  извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
    Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
    Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы поднимать не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.   
 
            При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.
      Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.
     Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

4. Первичное усвоение новых знаний. Практическая часть.

а) Игра позиционных упражнений.

На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

б) Гамма до мажор, арпеджио.

Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.

  1. Закрепление темы. 

а) Р.Н.П. «Василек»;

б) «Русская частушка».


      Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», «Русская частушка».


          в) Проведение физкультминутки. 
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.


г) игра пьес под фонограмму.


    6. Домашнее задание: играть пьесы «Василек», «Русская частушка» наизусть с динамическими оттенками в подвижном темпе.

  7. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы).

Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- развитие мышления (игра в ансамбле).
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений.

8. Отметка.

Используемая литература:

1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»
3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».
5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!