СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока "Сергей Есенин. Лирика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по русской литературе на тему " Сергей Есенин. Лирика"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока "Сергей Есенин. Лирика"»

Тема урока: Сергей Есенин.Лирика.

(Урок-рандеву, посвящённый лирике С.Есенина).

Цели урока: -дать представление о жизни и творчестве С.А Есенина;

определить основные темы его творчества;

-показать своеобразие лирики поэта;

-развивать критическое мышление,

умение выразительно читать стихи наизусть;

-воспитывать любовь к Родине через любовь к

природе;

Тип урока: вводный урок

Форма работы: индивидуальная, в группе

Методы и приёмы: репродуктивный, частично- поисковый,наглядный,

словесный,критическое размышление;

Межпредметная связь: казахская литература,музыка, изобразительное

искусство;

Наглядности: портрет Есенина, уголок Есенина, презентация урока,

сборник стихов, компьютер, интерактивная доска.

слайды о жизни С.Есенина.

Предварительная работа:1.Организовать уголок С.Есенина в аудитории «Есенин-это вечное». 2.Опережающие задания учащихся.

-подготовить компьютерные презентации.

-выучить наизусть стихотворения С.Есенина.

Ход урока


1.Организационный момент:3 мин.

-Приветствие учащихся,проверка посещаемости.

Эпиграф: «Всю душу выплещу в слова...» С.Есенин

ІІ. Актуализация опорных знаний студента: 5минут

-Что вы знаете о поэте?

-Какие стихи Есенина знаете наизусть?

-Какова тематика его стихотворений?

2 Вступительное слово учителя.

Свидание- всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, вы познакомитесь с биографией и творчеством поэта. В поэзии Есенина- его душа. Изучая его творчество мы вносим с вами маленькую лепту в бессмертие его души.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: Сергей Александрович Есенин. Лирика

ІІІ.Новая тема: 50мин.

Презентации студентов: 20мин.

1.Жизнь и творчество С.Есенина.

2.Тема Родины в лирике С.Есенина

3.Предельная искренность и лиризм.

4.Стихотворения Сергея Есенина

5.С.А.Есенин и М.Макатаев.

Словарная работа:

Выплещу-выскажусь

Богомольны- верующие

Дёготь –смолистый жидкий продукт на березе

Кроткий – маленький

Дебют- первый выход

Радуница- день поминовения умерших

Имажинизм –литературное напрвление

Олицетворение- воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Ностальгия- тоска, скука


1)Вступительное слово преподавателя.

Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает такое счастье волновать сердца людей. Сегей Есенин среди этих избранных. С.Есенина называют «поэтическим сердцем России». Особенно восхищают и трогают его стихи о природе, к которой он относится восторженно и бережно, чувствуя себя ее частицей. Природа у Есенина живет неповторимой поэтической жизнью. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется.

Стихотворение: «Сыплет черемуха снегом»

Сыплет черемуха снегом

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной,

Ой вы, поля и дубравы,-

Я одурманен весной.

Учитель: Любовь к Родине, к родному краю до конца жизни поэта стала главной темой его лирики. Он выражал свою любовь к Родине в образах родной природы.

Стихотворение: О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Учитель: Уже в ранний период творчества Есенина проявляется любовь, сострадание к животным. В таких стихотворениях как «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», поэт, воспевая любовь к живому, осуждает жестокость, бессердечность. Поэт воспринимает животных как «братьев меньших наших», как «родню» человека. Он гордится тем, что никогда не бил животных. С большой жалостью пишет Есенин о судьбе собаки в стихотворений «Песнь о собаке». У нее отобрали семерых шенят и утопили.

Стихотворение: «Песнь о собаке»

Учитель: Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью и горячим сочувствием. В эти годы он создает такие стихотворения как «Я последний поэт деревни», «Хулиган». В стихотворении «Русь уходящая» поэт пытается объяснить свои настроения.

Стихотворение: Я человек не новый,

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Учитель: Находясь далеко Есенин шлет свои послания, то есть стихотворения своим родным и близким. Для Есенина мать – олицетворение всего самого лучшего. Передь матерью он как перед Родиной исповедуется в радостях и горестях жизни. Он обращается к ней за советом и помощью.

Стихотворение: «Письмо к матери»

Учитель: В 1924г. С.Есенин приехал на Кавказ, а перед этим он побывал в Средней Азии, в Ташкенте, в Самарканде, в Бухаре. Но он был очарован экзотикой Кавказа. Здесь он испытал тоску по Родине, ностальгию. И она проявилась в его стихах. В последнюю поездку на Кавказ Есенин встретил учительницу Шагандухт Нерсесовну Тальян, которую нежно полюбил ей посвящено это стихотворение.

Стихотворение: «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!»

Учитель: В последние годы жизни за 1924-1925г. он написал около 100 стихотворений, также были созданы его эпические произведения: поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», и др.

Тягостные раздумья о судьбе русской деревни, о неверно прожитой жизни, об увядании своего таланта, об отсутствии счастья в личной жизни – все это угнетало психику поэта. В стихотворении «Мой путь» поэт говорит:

Стихотворение: Ну, что же?

Молодость прошла!

Пора приняться мне

За дело.

Чтоб озорливая душа

Уже позрелому запела.

И пусть иная жизнь села

Меня наполнит

Новой силой...

Учитель: В декабре 1925г. Есенин приезжает в Ленинград, чтобы переменить обстановку, избавиться от «московских друзей», здесь он предполагает пробыть до лето, но в ночь на 28 декабря в Ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством. За день до своего трагического конца, Есенин написал стихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья!»

Стихотворение: «До свиданья друг мой, до свиданья!»

Учитель: Поэзия Есенина пользуется большой популярностью в Казахстане. Его лирику можно поставит рядом с лирикой Магжана Жумабаева, много общего в творческой биографии С.Есенина и М.Макатаева. М.Макатаев посветил Есенину замечательное стихотворение «С.Есенинге».

Стихотворение: «С Есенинге»

ІV. Закрепление нового материала. 10 мин.

Проверка знаний теоретического материала.

Вопросы:

  1. Когда родился С.Есенин?

  2. Где родился С.Есенин?

  3. «Она любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ»,-признавался поэт. О ком идет речь?.

  4. Назовите источники, питавшие его творчество?

  5. Где было написано стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»?

  6. Какие стихотворения о животных он написал?

  7. Какие казахские поэты писали также как Есенин?

V.Подведение итогов:10мин.

Учитель: 1.Выразите свое личное отношение к творчеству С.Есенина.

Звучит музыка. Каждый студент получает зеленые листья, на которых они выражают и пишут личное отношение к творчеству замечательного поэта, прикрепляют их на березу, в результате получается «газета-плакат».

2.Наше свидание с С.Есениным подходит к концу. Его поэзия будет жить вечно. Хочу закончить наш урок этими строками:

Широки под Рязанью просторы родные,

И Есенин выходит на старый причал,

Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серега?»

Надолго ли? – он говорит «Навсегда».

VI. Домашнее задание: 3мин.

1.Написать эссе на тему: «Стихотворение С.Есенина, которое вам понравилось».

2.Выучить стихотворение С.Есенина «Письмо к матери»

3.Комментированное выставление оценок.2мин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!