Тема урока: Сергей Есенин.Лирика.
(Урок-рандеву, посвящённый лирике С.Есенина).
Цели урока: -дать представление о жизни и творчестве С.А Есенина;
определить основные темы его творчества;
-показать своеобразие лирики поэта;
-развивать критическое мышление,
умение выразительно читать стихи наизусть;
-воспитывать любовь к Родине через любовь к
природе;
Тип урока: вводный урок
Форма работы: индивидуальная, в группе
Методы и приёмы: репродуктивный, частично- поисковый,наглядный,
словесный,критическое размышление;
Межпредметная связь: казахская литература,музыка, изобразительное
искусство;
Наглядности: портрет Есенина, уголок Есенина, презентация урока,
сборник стихов, компьютер, интерактивная доска.
слайды о жизни С.Есенина.
Предварительная работа:1.Организовать уголок С.Есенина в аудитории «Есенин-это вечное». 2.Опережающие задания учащихся.
-подготовить компьютерные презентации.
-выучить наизусть стихотворения С.Есенина.
Ход урока
1.Организационный момент:3 мин.
-Приветствие учащихся,проверка посещаемости.
Эпиграф: «Всю душу выплещу в слова...» С.Есенин
ІІ. Актуализация опорных знаний студента: 5минут
-Что вы знаете о поэте?
-Какие стихи Есенина знаете наизусть?
-Какова тематика его стихотворений?
2 Вступительное слово учителя.
Свидание- всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, вы познакомитесь с биографией и творчеством поэта. В поэзии Есенина- его душа. Изучая его творчество мы вносим с вами маленькую лепту в бессмертие его души.
Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему урока: Сергей Александрович Есенин. Лирика
ІІІ.Новая тема: 50мин.
Презентации студентов: 20мин.
1.Жизнь и творчество С.Есенина.
2.Тема Родины в лирике С.Есенина
3.Предельная искренность и лиризм.
4.Стихотворения Сергея Есенина
5.С.А.Есенин и М.Макатаев.
Словарная работа:
Выплещу-выскажусь
Богомольны- верующие
Дёготь –смолистый жидкий продукт на березе
Кроткий – маленький
Дебют- первый выход
Радуница- день поминовения умерших
Имажинизм –литературное напрвление
Олицетворение- воплощение чего-нибудь в образе живого существа.
Ностальгия- тоска, скука
1)Вступительное слово преподавателя.
Стихи писали и пишут многие. Но лишь избранным выпадает такое счастье волновать сердца людей. Сегей Есенин среди этих избранных. С.Есенина называют «поэтическим сердцем России». Особенно восхищают и трогают его стихи о природе, к которой он относится восторженно и бережно, чувствуя себя ее частицей. Природа у Есенина живет неповторимой поэтической жизнью. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется.
Стихотворение: «Сыплет черемуха снегом»
Сыплет черемуха снегом
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной,
Ой вы, поля и дубравы,-
Я одурманен весной.
Учитель: Любовь к Родине, к родному краю до конца жизни поэта стала главной темой его лирики. Он выражал свою любовь к Родине в образах родной природы.
Стихотворение: О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Учитель: Уже в ранний период творчества Есенина проявляется любовь, сострадание к животным. В таких стихотворениях как «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», поэт, воспевая любовь к живому, осуждает жестокость, бессердечность. Поэт воспринимает животных как «братьев меньших наших», как «родню» человека. Он гордится тем, что никогда не бил животных. С большой жалостью пишет Есенин о судьбе собаки в стихотворений «Песнь о собаке». У нее отобрали семерых шенят и утопили.
Стихотворение: «Песнь о собаке»
Учитель: Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью и горячим сочувствием. В эти годы он создает такие стихотворения как «Я последний поэт деревни», «Хулиган». В стихотворении «Русь уходящая» поэт пытается объяснить свои настроения.
Стихотворение: Я человек не новый,
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Учитель: Находясь далеко Есенин шлет свои послания, то есть стихотворения своим родным и близким. Для Есенина мать – олицетворение всего самого лучшего. Передь матерью он как перед Родиной исповедуется в радостях и горестях жизни. Он обращается к ней за советом и помощью.
Стихотворение: «Письмо к матери»
Учитель: В 1924г. С.Есенин приехал на Кавказ, а перед этим он побывал в Средней Азии, в Ташкенте, в Самарканде, в Бухаре. Но он был очарован экзотикой Кавказа. Здесь он испытал тоску по Родине, ностальгию. И она проявилась в его стихах. В последнюю поездку на Кавказ Есенин встретил учительницу Шагандухт Нерсесовну Тальян, которую нежно полюбил ей посвящено это стихотворение.
Стихотворение: «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!»
Учитель: В последние годы жизни за 1924-1925г. он написал около 100 стихотворений, также были созданы его эпические произведения: поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», и др.
Тягостные раздумья о судьбе русской деревни, о неверно прожитой жизни, об увядании своего таланта, об отсутствии счастья в личной жизни – все это угнетало психику поэта. В стихотворении «Мой путь» поэт говорит:
Стихотворение: Ну, что же?
Молодость прошла!
Пора приняться мне
За дело.
Чтоб озорливая душа
Уже позрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой...
Учитель: В декабре 1925г. Есенин приезжает в Ленинград, чтобы переменить обстановку, избавиться от «московских друзей», здесь он предполагает пробыть до лето, но в ночь на 28 декабря в Ленинградской гостинице «Англетер» Есенин покончил жизнь самоубийством. За день до своего трагического конца, Есенин написал стихотворение «До свиданья друг мой, до свиданья!»
Стихотворение: «До свиданья друг мой, до свиданья!»
Учитель: Поэзия Есенина пользуется большой популярностью в Казахстане. Его лирику можно поставит рядом с лирикой Магжана Жумабаева, много общего в творческой биографии С.Есенина и М.Макатаева. М.Макатаев посветил Есенину замечательное стихотворение «С.Есенинге».
Стихотворение: «С Есенинге»
ІV. Закрепление нового материала. 10 мин.
Проверка знаний теоретического материала.
Вопросы:
Когда родился С.Есенин?
Где родился С.Есенин?
«Она любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ»,-признавался поэт. О ком идет речь?.
Назовите источники, питавшие его творчество?
Где было написано стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ»?
Какие стихотворения о животных он написал?
Какие казахские поэты писали также как Есенин?
V.Подведение итогов:10мин.
Учитель: 1.Выразите свое личное отношение к творчеству С.Есенина.
Звучит музыка. Каждый студент получает зеленые листья, на которых они выражают и пишут личное отношение к творчеству замечательного поэта, прикрепляют их на березу, в результате получается «газета-плакат».
2.Наше свидание с С.Есениным подходит к концу. Его поэзия будет жить вечно. Хочу закончить наш урок этими строками:
Широки под Рязанью просторы родные,
И Есенин выходит на старый причал,
Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серега?»
Надолго ли? – он говорит «Навсегда».
VI. Домашнее задание: 3мин.
1.Написать эссе на тему: «Стихотворение С.Есенина, которое вам понравилось».
2.Выучить стихотворение С.Есенина «Письмо к матери»
3.Комментированное выставление оценок.2мин.