Программа начального общего образования; авторская программа по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и др.. Образовательная система «Школа 2100». Начальная школа, Москва: "Баласс", 2008 год.
Русский язык 4 класс. Часть 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Издание: 5-е изд., перераб. - Москва: "Баласс", 2013 год.
Заместитель директора по УВР _________________/Т.А. Скрябина/
1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ ("Три склонения имен существительных")- практическое задание, наблюдение;
2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/04d079eb-4a70-4fe3-b5a8-701ff5c4f8f3/%5BNS-RUS_4-07%5D_%5BTQ_077%5D.html ("Три склонения имен существительных")- материал для наблюдения и запоминания;
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a45188c3-5121-42f5-9380-24fa38e496a5/index_listing.html (тест "Склонение имен существительных");
4. http://www.myshared.ru/slide/70119/ (Презентация на тему "("Три склонения имен существительных");
5.http://volna.org/russkij_jazyk/tri_sklonieniia_imion_sushchiestvitielnykh.html (Презентация на тему "("Три склонения имен существительных");
6. http://infourok.ru/material.html?mid=66731 (Презентация: "Динамическая пауза на уроках русского языка").
Тема урока | Три склонения имён существительных. |
Цель урока | 1. Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. 2. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний. |
Задачи | -образовательные: осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения, составление алгоритма определения склонения имен существительных; -развивающие: развивать зрительную память, устную и письменную речь, умение работать индивидуально и в группе и развитие умения работать по алгоритму; -воспитательные: формировать потребность писать грамотно, воспитывать учебную активность, навыки самоконтроля, учить ставить цель своей деятельности. |
Формируемые УУД | Предметные: - определять грамматические признаки склонений; - находить в тексте существительные определенного склонения; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок; Метапредметные: РУУД: -определять и формулировать тему и цель урока; - умение принимать планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; ПУУД: -ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; - проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; КУУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Основные понятия | склонение |
Ресурсы: | для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, брошюры к уроку для каждого ученика, карточки для работы в группах; для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, пенал. |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности (3 минуты) Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. | Слайд 3. «Человек без знаний, что дерево без корней» «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем» - Объясните, как понимаете эти пословицы? | | Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний (5 минут) Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- составляют кластер. | Чистописание (упр. 7 в тетради по чистописанию) Орфографическая работа(работают по очереди на доске, контролируют правильность карточками): Объясни вставленную букву: В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога. Найди лишнее слово; раздели слова на группы. Слайд 4. - Прочитайте слова. Что у них общего? Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель. - Что знаете об имени существительном? Составьте кластер. (Работа в группах-парах ) Слайд 5. (Проверка) - Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы) Слайд 6, 7. | Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их. Знать словарные слова. Знать признаки имени существительного как части речи. | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи; выявление места и причины затруднения (5 минут) Цель: 1. Формулирование темы урока. 2. Постановка проблемы: -выполнение реконструкции выполненных операций и фиксация в языке шага, где возникло затруднение; -соотнесение своих действий с алгоритмом. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. | Слайд 8. - По какому признаку разделила я эти слова? Слайд9. - Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род. Слайд 10. - Проверьте правильность выполнения задания. - Какого рода слова в 1 группе? - Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже. Аналогично 2 и 3 группы слов. - По какому признаку разделили эти слова? Слайд 11. - Определите тему урока. (Группы склонения имен существительных) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний; подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы. |
IV. Физкультзарядка (5 минут) Цель: 1. Формирования культуры здоровья 2. Профилактика заболеваний | Учащиеся делают зарядку по образцу, разминают пальчики с помощью узелков на веревочке: | Предлагает упражнения по снятию напряжения с кистей рук; включает презентацию с динамической паузой | Прежде чем перейти к следующему этапу урока проведем физкультзарядку! Лезет, лезет альпинист. В этом деле он артист. По скале и по веревке. Он наверх залезет ловко. Дети, далее выполним зарядку по образцу (включает презентацию "Динамическая пауза на уроках русского языка"). | | умение слышать и слушать и понимать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира |
V. «Открытие» учащимися новых знаний (5 минут) Цель: Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. Работа в группах | Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | -Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные? - Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование Слайд 10. - По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям) - В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного. Составление схемы. Слайд 12. - Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению? - Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 88 Работа в парах. Составление алгоритма. Слайд 13. - Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2) - Для чего нужно уметь определять склонение существительных? | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
VI. Первичное закрепление (5 минут) Цель: Закрепить знания в определении склонения. | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. | Работа в парах. Учебник с. 88, упр. 166. Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать? Проверка. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | подведение под понятие; -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут) Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Слайд 14. - Какое задание можно выполнить с данными словами? Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном. (Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения. Проверка. Слайд 15. | Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
VIII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение (5 минут) Цель: Включение нового знания в систему изученного материала | | | Упр. 167 (используя памятку) допиши по три слова из словаря в каждый столбик Слайд 16. - Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение. | Уметь применять изученные правила. | смысловое чтение, извлечение необходимой информации; использование общих приемов решения задач; построение речевых высказываний; подведение под понятие |
IX. Рефлексия (5 минут) Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | Слайд 17. - Дополните кластер, который составили в начале урока. -Что нового узнали на уроке? -Что нужно ещё раз объяснить? -Что запомнили быстро, что с трудом? -Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует? -Как вы это сделаете (кратко)? | | адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
X. Домашнее задание (2 минуты) Цель: Инструктаж домашнего задания | | | с. 143 упр. 161 д.м.; с. 38 упр. 72 по выбору. | | |