СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект открытого занятия кружка «Краеведение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с адыгейским национальным костюмом.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого занятия кружка «Краеведение»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно – промышленный техникум»



















План – конспект открытого занятия кружка

«Краеведение»





















Составил: Пчихачев А.К.


Педагог дополнительного образования







Красногвардейское – 2017

План – конспект открытого занятия кружка

Автор: Пчихачев Азамат Кимович

Место работы: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно – промышленный техникум».

Образовательная область: «Я и мое Отечество».

Целевая аудитория: кружковцы.

Цель занятия: Познакомить обучающихся с адыгейским национальным костюмом.

Задачи:

Образовательная: Учить устанавливать причинно – следственные связи между представлениями людей об устройстве мира и образного строя народного костюма.

Воспитательная: Воспитывать любовь к своей малой родине, интерес к ее истории, умение видеть эстетику и красоту мира через призму народного костюма.

Развивающая: Развивать умение формулировать и высказывать свое мнение; умение работать сообща, вести исследовательскую работу.

Предварительная работа: Подбор видео – и аудио – материалов: изготовление шаблонов адыгейского национального костюма.

Инструментарий:

Техническое обеспечение: ПК для воспроизведения презентации; проектор; аудиоаппаратура.

Раздаточный и демонстрационный материал: магнитная доска; клей; шаблоны; информационные карточки с названием элементов адыгейского национального костюма.

Тип занятия: Познавательная беседа с использованием элементов практического занятия.

Ход занятия:

  1. Введение

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы и цели занятия.


Тихо играет адыгейская народная музыка.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с адыгейским национальным костюмом. Народные костюмы мы видели в музее, на телеэкране во время выступления артистов, но практически не задумывались, почему он именно такой? Сегодня мы прикоснемся к истории создания адыгейского национального костюма.

Слайд 1. На экране проецируется тема открытого занятия «Адыгейский национальный костюм»


  1. Основная часть

  1. Познавательная беседа

Педагог: Россия на протяжении столетий была и остается самой большой страной в мире. На ее территории проживает много народов и народностей. И у каждого свой народный костюм. Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиции.

Адыгейский национальный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющей свою историю создания. Именно в национальном костюме сформированы самые высокие идеалы о красоте человека, единении и гармонии его с окружающей природой.

Слайд 2. На экране проецируется фото адыгейского национального костюма.

Национальный костюм является частью культуры, дающей представление о культурных и эстетических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды.

Адыгейский национальный костюм состоит из комплекса различных элементов и несет в себе характерные, наиболее общие черты силуэта, кроя одежды северокавказских народов. Это объяснялось схожестью природно – климатических условий, хозяйственно – бытового уклада, военизированного образа жизни, рода занятий. Удобный в быту и в походной жизни, костюм кавказских народов еще в начале XIX века привлекал внимание российского казачества. Введение форменного казачьего костюма в 40 – е годы XIX века, внешне сходного с костюмом кавказских горцев, обеспечило его популярность. На Северном Кавказе, особенно на Тереке и Кубани, казачий костюм, отдельные элементы (черкеску, бешмет, кубанку, кинжал, ремень) стремилось перенять и население, не принадлежавшее казачьему сословию.

Для праздников и будней не было различий в крое и назначении отдельных элементов костюма горцев. Цветовая же гамма имела определенное значение.

Праздничный костюм адыгейцев отличался от будничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт остаются традиционными. Старинный адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок и т.п.

Слайд 3. На экране проецируется фото черкески – мужского адыгейского костюма.

Мужской адыгейский костюм еще более традиционен и строг по составу элементов: черкеска – цые, бешмет- к1ако, шаровары – гъончэдж, шапка – па1о, папаха – пэ1обырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – к1ако. Впервые черкеску шили подростку в 11 – 12 лет, а иногда и позднее. Это было знаком перехода от детства к взрослой жизни.

Черкеска (цые) для праздников шьется из тонкой плотной шерсти белого, светло – серого, голубого цвета. В быту преобладают черкески темного цвета – черного, бордо, темно – синего, зеленого и других. Крой черкески традиционен и отклонения от него не приняты. Верх плотно облегает фигуру, на груди угольный вырез со сквозным разрезом на полы, которые по талии спереди имеют узелковые застежки. Рукава длинные, широкие, подклада к рукавам от низу до локтя шьется из той же ткани, что и бешмет. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачиваются или наоборот распускаются. На праздниках и гуляниях длина рукава черкески определяется степенью активности движения руки исполнителей в танцах.

Грудь черкески украшают слева и справа 8 гнезд для деревянных или костяных «газырей», которые украшаются наконечниками чеканной работы, серебром и позолотой. Длина черкески 3 – 4 см ниже коленей. Бешмет (к1ако) шьется из тонкой шерсти или плотного шелка, констатирующего по цвету с черкеской. Высокий стоячий воротник продолжается до талии продольной застежкой на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегает фигуру, а низ – слегка расклешен и не доходит до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет расшивается национальным орнаментом, который располагается по воротнику, обшлагам, полам и подолу.

Шаровары шьются из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка) По талии шаровары собираются и застегиваются на учкуру, а в современном варианте шаровары носятся на резине.

Папаха – шапка шьется из черного, коричневого или серого каракуля и имеет разные формы: прямого кроя – высотой 14 – 36 см, расширенная кверху, суженная книзу.

Дополнением к костюму является башлык, который в быту носится в непогоду. Он набрасывается на голову и плечи и шьется из шерстяной ткани белого, темного или яркого цвета, поддерживая цветной ансамбль всего костюма.

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой.

Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершают мужской адыгейский костюм. Ноговицы шьются выше колен, точно по ноге, до колена, обтягивая ее, как чулок. У колена они опоясываются узким наборным ремешком.

Бурка – мужская верхняя одежда. У адыгов она играла исключительную роль: защищала от дождя, ветра, палящих лучей солнца, служа постелью на биваке в степи, на пастбище. Без нее немыслимо представить кавказца – мужчину. Бурка была приспособлена к наездничеству и походным условиям. Она была легкой, прочной и одновременно удобной для всадника. Ее можно было свернуть и привязать с седлу. Бурка у чабанов называлась «ГОБЭНЕЧ». Бурка делалась из овчины, шерстью наружу, и из войлока. Она завязывалась шнурками или застегивалась на пуговицы. Во время странствий адыг никогда не расставался с буркой. В случае необходимости подпоясывался поясом, отделанным серебром. Бурка служила верхней одеждой. В море и на речке она была лодкой, в лесу и степи была одеялом и подушкой, в мороз спасала от холода, в дождь не промокала. Бурка была всегда верной спутницей адыга – как в мирной жизни, так и на войне. Белые бурки носила знать, известные люди. Бурка считалась ценным подарком. Ее берегли, ею дорожили.

Головной убор.

У адыгов есть очень популярная пословица: «Если не у кого спросить совета, посади свою шапку и спроси ее». Шапка считалась сакральной вещью. Головной убор мужчины на Кавказе символизирует мудрость гор, рыцарства, возвышенность духа, мужества. силу, мощь, защиту, оберег. Обнажить голову без крайней необходимости считалось плохой приметой. Шапка защищала в холод от мороза, в жару от зноя, в бою она принимала часть удара на себя и тем самым нередко спасала жизнь человеку. Социальное положение мужчины можно было безошибочно определить и по головному убору:

- Пщы па1у – княжеская шапка с высоким сужающимся кверху каракулевым околышком.

- Оркъ па1у – шапка с каракулевым околышем, расширяющимся кверху.

- Фэкъол1 па1у – шапка с узким каракулевым околышем.

- Пэ1опырац – крестьянская папаха.

Слайд 4. На экране проецируется фото – женский адыгейский костюм.

Черкешенки славились красотой, изяществом, ими восхищался Запад и Восток.

Женский адыгейский костюм состоит из комплекса элементов национальной одежды: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – к1эк1ы, шапочка – па1о, к которой прикреплен шарф – шъхьатехъу, пояс – бгырыпх надевается поверх платья, на ногах чувяки – цокъэхъурай. Сае шьется из тканей, предназначенных для верхней женской одежды – парчи, бархата. Летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Лиф платья плотно облегает фигуру и застегивается на талии 2 – 3 крючками. Угольный вырез на груди обшивается золотым сутажем или галуном. Юбка платья – длинная , до пола, клешенная (6 – 8 клиньев). Полы и низ платья вышиты золотыми и серебряными нитками. Длинные рукава платья имеют умеренную ширину, они почти обтягивают руку до запястья, а у кисти застегиваются на 3 – 4 крючка. К рукаву, выше локтя пришивается нарукавник, расшитый узорами адыгейского национального орнамента в тон вышивки платья. Праздничное верхнее женское платье имеет еще элемент украшения – «фонарик». К рукаву от запястья кругом пришивается кружево или прозрачная набивная ткань, длиной 15 см ниже пальцев руки. Эта деталь придает женскому костюму во время движения легкость, воздушность, элегантность, подчеркивает мягкость, чистоту и женственность характера в танце.

Нижнее платье шьется из тонких тканей светлых тонов (белый, голубой, розовый) ситца, атласа, шелка. Крой его тот же, но без рукавов. Отрезное по талии, с плотнооблегающим фигуру лифом, оно застегивается на спине. Кафтан шьется из бархата или плюша, приталенным, 25 – 30 см ниже пояса, со стоячим воротником. Поверх него на грудь надевается угольный «нагрудник», украшенный пластинками из серебра с позолотой или вышивкой. Он состоит из двух застегивающихся половин. В женском адыгейском костюме «нагрудник» носится в сочетании с передником вместо кафтана. «Нагрудник» шьется со стоячим воротником, застегивающимся сзади. Передник завязывается на талии. «Нагрудник» и передник обычно одного цвета ткани и украшены по низу золотом и серебром.

Важным элементом женского адыгейского костюма является головной убор. Шапочка (па1о) изготовляется из твердой несколько слоев прессованной ткани, покрытой бархатом. Цвет ее соответствует ансамблю женского костюма в целом. Шапочки имеют свои размеры, разнообразны по форме: суженная вверх, высокая с плоским дном, выпуклым дном и т.п., в зависимости от назначения костюма. Шапочки расшиваются замысловатыми рисунками, поверх них набрасывается светлый (белый, розовый, голубой) шарф, который тоже украшается адыгейским, национальным орнаментом по краю. Шарф закрепляется на шапочке для более свободного передвижения в быту и в танцах.

Обязательным элементом женского костюма служит пояс (бгырыпх). Он изготовляется из кожи. шириной в 3 – 4 см, ярко расшит, застегивается серебряной или металлической пряжкой в позолотой, рисунком замысловатой чеканки. Украшением служит и погоны с отвесками из серебра и позолоченных пластинок разной величины и формы.

Женские чувяки (цокъэхъурай) являются традиционной обувью адыгейских женщин. Они изготовляются из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшиваются национальным орнаментом.

Слайд 5. На экране проецируется фото празднования Дня национального костюма в Адыгее.

Впервые в 2011 году произошло официальное признание адыгского костюма национальным достоянием. День адыгского (черкесского) костюма отметили по инициативе Международной черкесской ассоциации в Адыгее 28 сентября 2011 года. В этот день в здании музея Востока в Майкопе прошла демонстрация моделей известного художника – модельера, пропагандиста национального черкесского костюма Ю. Сташа. Теперь жегодно отмечается День адыгейского костюма. Показательно то, что празднование Дня адыгейского национального костюма не ограничивается географией республиканского центра – г.Майкоп, а охватывает все районы и населенные пункты Адыгеи.,задействуются все учреждения культуры Республики Адыгея: музеи. библиотеки, клубы и Дома культуры, театры и филармония.

2. Коллективная работа в фокус – группах.

(Для выполнения задания, кружковцам предлагается разделиться на группы)

Задание: объяснить основную идею пословиц

- По одежде встречают, по уму провожают.

- Береги одежду снова, а здоровье и честь - смолоду.

- Без порток, а в шляпе.

- Не одежда красит человека, а человек одежду.

- Достались от жилетки рукава.

- Одежда лучше новая, а друг – старый.

- С миру по нитке – голому рубаха.

III. Заключительная часть

    1. Итог занятия

Педагог

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего и надо хранить прошлое. Сегодня мы окунулись в прекрасный мир прошлого, многое узнали о процессе создания адыгейского национального костюма. Народное искусство по прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру, всегда оставаясь чистым, живительным родником.

  1. Литература.

    1. Иерусалимская А.А. Адыго-аланский костюм VIII вв. на фоне общих проблем изучения средневекового костюма Запада и Востока // Тезисы докладов III Международной археологической конференции «Культура степей Евразии второй половины 1-го тыс.н.э. (из истории костюма)». Самара, 2000. С.58-60.

    2. Хан-Гирей Записки о Черкессии. Нальчик, 1978. С.274.

    3. Де Бесс Ж.-Ш.Путешествие в Крым, на Кавк4аз, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг./Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (опыт энциклопедии)/под ред. Т.Г.Морозовой, В.Д.Синикова. М.: «Большая российская энциклопедия», 1995. С.383.

    4. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, этнографическое и военное описание Кавказа/Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С.364.

    5. Ашхамахова Л.М. Адыгские женские головные уборы//Сборник статей по этнографии Адыгеи. Майкоп, 1975. С.84-112.

    6. Флиер А.Я. Науки о культуре после постмодернизма. Постфутурология//Обсерватория культуры.М,2012. №2. С.4-11.

    7. Республика Адыгея. URL: http://adygeya-republic.info/ adygeya-geography/nacionalnyi-sostav-naselenija (дата обращения: 15.05.2013).

    8. Сиюхова А.М. Этническая ментальность как фактор идентичности современных адыгов//Философия и культура. 2012. №5. С.82-90.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!