Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока алгебры для 10 класса коррекционной школы I вида "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"»
11 класс Шкирова Ж.Н.
Тема урока: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Цели урока:
Образовательные : урок постановки учебной задачи,на которой актуализируются знания и способы действий учащихся,сформированные ранее по решению текстовых задач с помощью квадратных уравнений, с последующим определением пути их решения с помощью систем уравнений второй степени.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать произносительную сторону речи глухих детей; развивать логическое мышление и внимание обучающихся;совершенствовать вычислительные навыки детей.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие,аккуратность,готовность взаимодействовать в коллективе,решая учебные задачи.
Ход урока
Организационный момент.
Терминологический диктант (Проводится на слухо-зрительной основе) (до5 мин)
Уравнение ,квадратное уравнение ,дискриминант, корень урванения, система уравнений, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза , теорема Пифагора.
Устный счет ( до8 мин)
Является ли решением уравнения х+2у=5 пара чисел: а) (0;1) б) (3;-1) в) (-1;3)
Является ли решением системы уравнений ,
пара чисел: а) х=1, у=6 б)х=3, у=2
Какие действия необходимо выполнить для решения данной системы уравнений
(почленно сложить,почленно вычесть) (Словарь необходимых терминов на наборном полотне)
Определите степень уравнения:
Целеполагание.Определение новой темы урока (2 мин).
Работа над раскрытием содержания темы урока (15 мин). Использование ИКТ.
При решении задач можно вводить две переменные и составлять систему уравнений.
Предъявление текста задачи (Сл 5): «Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 13 см. Найдите его катеты, если известно, что один из них на 7 см больше другого».
Задание : Решить задачу двумя способами
Решение:
Как вы думаете,о какой из геометрических фигур говорится в условии задачи?(сл.6)Покажите и назовите ее.
Рис 1 рис 2 рис 3
Какую вы знаете теорему,связанную с прямоугольным треугольником?(сл 7)
Теорема Фалеса
Теорема Виета
Теорема Пифагора
Сформулируйте теорму Пифагора(сл 8)
Квадрат….равен….квадратов…..
1 способ решения задачи - с помощью одной переменной.
Заполним таблицу для 1 способа (сл 9)
| 1 способ | 2 способ |
Гипотенуза | 13 | 13 |
1 катет | х | х |
2 катет | х+7 | у |
Пусть один катет прямоугольного треугольника равен х см, а второй катет – х+7 см. Используя теорему Пифагора, составим и решим квадратное уравнение:
(самостоятельно составляется квадратное уравнение и вычисляется дискриминант.Затем контроль на мм доске и совместное решение)
х²+(х+7)²=13²
х²+х²+14х+49-169=0
2х²+14х-120=0
х²+7х-60=0
Д=49-41(-60)=289
х1=-12, х2=5
корень х=-12 не удовлетворяет условию задачи х0.
Значит х= 5 см, х+7=12
Один катет равен 5 см, второй 12 см
2 способ- с помощью введения двух переменных. (сл 10). Заполним таблицу для 2 способа (сл 9)
Пусть первый катет х см, второй катет у см (х0, у0). Составим и решим систему уравнений:
,
,
,
2у²+14у-120=0
у²+7у-60=0
Какое получили в итоге уравнение? Квадратное.
у1=5, у2=-12 (не удовл. условию)
если у=5, то х=7+5=12
один катет равен 5 см, второй катет 12 см
Ответ: 12 см, 5 см
Письменное оформление второго способа решения задачи.
Закрепление навыков решения текстовых задач с помощью систем уравнений второй степени
Решение задач:
1. Прямоугольный газон обнесён изгородью, длина которой 30 м. Площадь газона 56 м². Найдите длины сторон газона?
Решение: пусть х м –длина газона, у-ширина газона.
,
,
у²-15у+56=0
у1=7, у2=8
х1=8, х2=7
Ответ: 7 см, 8 см
Домашнее задание(2-3 мин):
Прямоугольный участок обнесён забором, длина которго 60 м. Площадь газона 221 м². Найдите длины сторон участка?
Повторить формулы нахождения дискриминанта и корней квадратного уравнения
Консультирование учащихся по вопросам,возникшим при знакомстве с содержанием домашнего задания.
Подведение итогов урока(2-3мин); оценка его результативности совместно с учащимися с учетом реализации определенных целей
Учащиеся привлечены к оценке деятельности каждого на уроке.
Рефлексия.
4