СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ (ИНКЛЮЗИЯ) ПО ТЕМЕ: «ЖИВЫЕ ЦАРСТВА. ГРИБЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - мой опыт организации урока в инклюзивном классе.

Состав класса: 19 человек – по норме, 2 человека – легкая степень умственной отсталости (умеют работать по инструкции, работать в паре).

Учебник: Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ (ИНКЛЮЗИЯ) ПО ТЕМЕ: «ЖИВЫЕ ЦАРСТВА. ГРИБЫ»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРТЕМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ЖИВЫЕ ЦАРСТВА. ГРИБЫ»

Учитель: Байкова Светлана Юрьевна

Класс: 5

Состав класса: 19 человек – по норме, 2 человека – легкая степень умственной отсталости (умеют работать по инструкции, работать в паре).

Учебник: Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Цели (для нормы):

  • создать условия для развития умения выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов (отличительные, общие с растениями, общие с животными);

  • создать условия для развития умения сравнивать особенности строения и жизнедеятельности грибов, растений и животных;

  • создать условия для развития умения различать на живых объектах и иллюстрациях представителей царства Грибы;

  • создать условия для развития умения объяснять роль грибов в природе и жизни человека (положительную и отрицательную).

Цели урока (для ОВЗ):

  • создать условия для развития умения узнавать части шляпочных грибов (шляпку, ножку и грибницу);

  • создать условия для развития умения распознавать основные съедобные и ядовитые грибы (мухомор красный, опенок ложный, опенок осенний, белый гриб, желчный гриб, бледную поганку).

Тип урока – урок открытия нового знания.

Планируемые результаты (для нормы):

  • Предметные

– иметь представление: об основных отличительных признаках строения грибов (грибнице = мицелии, гифах, плодовом теле), об основных признаках жизнедеятельности грибов, общих с растениями (неподвижности, всасывающем типе питания), об основных признаках строения и жизнедеятельности грибов, общих с животными (наличии хитина в оболочке клеток, питании готовыми органическими веществами), о значении различных видов грибов (паразитических, шляпочных, дрожжевых, плесневых);

– уметь характеризовать положение грибов и узнавать их среди других царств живого, характеризовать роль грибов в природе и жизни человека.

  • Метапредметные:

- Познавательные (ПУУД) – уметь: выделять главное в тексте учебника, грамотно формулировать ответы, преобразовывать информацию из одной формы в другую - текст учебника в ответ, наглядную информацию – в ответ, работать с различными источниками информации – текстом и рисунками учебника, иллюстрациями, натуральными объектами.

- Регулятивные (РУУД) – уметь: планировать, осуществлять, контролировать свою учебную деятельность, оценивать и анализировать ее результаты согласно поставленной цели.

- Коммуникативные (КУУД) – уметь работать индивидуально, в паре или группе по своему выбору согласно поставленной учебной цели.

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь к учебнику; натуральные объекты: трутовик, плесневые грибы на хлебе, дрожжи; муляж шляпочного гриба; гербарий злаковых с головней или спорыньей; иллюстрации съедобных и ядовитых грибов; лабораторное оборудование: лупы.

Планируемые результаты (для ОВЗ):

  • Предметные

– узнавать и называть части шляпочного гриба, распознавать основные съедобные и ядовитые грибы.

  • Базовые:

- Познавательные (ПБУД) – работать с информацией.

- Регулятивные (РБУД) – принимать и сохранять учебную задачу, осознанно действовать на основе инструкций к работе для решения учебной задачи, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности.

- Коммуникативные (КБУД) – вступать и поддерживать коммуникацию в совместной учебной деятельности.

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь к учебнику; натуральные объекты: трутовик, плесневые грибы на хлебе, дрожжи; муляж шляпочного гриба; гербарий злаковых с головней или спорыньей; иллюстрации съедобных и ядовитых грибов; лабораторное оборудование: лупы; для модели шляпочного гриба– пластилин, нитки, карточки для ОВЗ.


п/п

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учащихся (норма)

Деятельность

учащихся (ОВЗ)

Деятельность

учителя

УУД/

БУД

Орг. момент 1-2 мин.

Включение в деятельность

Отвечают на вопрос учителя

Настраиваются на работу

- Что пригодиться для успешной работы на уроке?

РУУД/

РБУД

Актуализация знаний

4-5 мин.

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания на уроке, выявление индивидуальных затруднений.

Высказывают предположения до и после рассматривания демонстрируемых объектов

- Какие царства живой природы вам известны?

- Как узнать к какому царству относится тот или иной организм?

- К какому царству или царствам относятся данные организмы? Докажите.

- Имеют ли эти организмы общие особенности строения и жизнедеятельности с растениями и животными? Поясните.

- Какое значение имеют эти организмы в природе и жизни человека?

Отвечают письменно на вопрос: «Какие грибы, из показанных учителем, вы знаете?»

Задает вопросы, последовательно демонстрируя дрожжи, плесневые грибы на хлебе, грибы-паразиты, трутовик, иллюстрации съедобных и ядовитых шляпочных грибов.

ВИДЫ ГРИБОВ: ДРОЖЖИ, ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ, ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ,

ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ (записаны на доске заранее).

ПУУД/

ПБУД

КБУД


Постановка учебной задачи

4-5 мин

Обсуждение затруднений, постановка цели учебной деятельности на урок

Формулируют цель и план учебной деятельности для работы в паре, группе, индивидуально (на выбор).

- Что нужно узнать на уроке?

- Каков ваш план действий для решения поставленной цели?


Знакомятся совместно с учителем с теоретическим материалом урока: строением шляпочного гриба, съедобными и ядовитыми грибами. Знакомятся с задачами парной учебной деятельности, разбирая с учителем суть заданий, которые нужно будет выполнить в паре по изученному материалу о грибах

Консультирует норму при постановке цели и плана работы.

Опорные точки проблемы (записаны на доске заранее): Царство? Части шляпочного гриба? Признаки растений? Признаки животных? Признаки грибов? Значение в природе? Значение для человека?

Инструктирует ОВЗ по заданиям, которые им нужно выполнить

РУУД

КУУД/

РБУД

КБУД

ПБУД

Открытие нового знания

8-10 мин.

Решение учебной задачи

Работают по намеченному плану (выделяют признаки грибов как отдельного царства и сходные с другими царствами; создают модель шляпочного гриба с мицелием)

Инструктирует, контролирует, направляет норму.

Разбирает совместно с ОВЗ новый материал.

ПУУД

РУУД

КУУД


Первичное закрепление

5-7 мин

Проговаривание нового знания

Взаимоконтроль результатов работы – отчет групп о проделанной работе

Выполняют задания в паре.

Задания:

  • Раскрась на

рисунке и подпиши части шляпочного гриба (ножку, шляпку, грибницу.

  • Раскрась и

подпиши на рисунке грибы (мухомор красный, опенок ложный, опенок осенний, белый гриб, желчный гриб, бледную поганку). Подчеркни красным карандашом названия ядовитых грибов.


Организует взаимоконтроль результатов работы нормы

РУУД

КУУД/

ПБУД
РБУД
КБУД

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5-7 мин

Самооценка индивидуальных результатов

Самостоятельная работа по изученному, самооценка.

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ:
4-5 баллов - удовлетворительно

6-7 баллов - хорошо

8 баллов – отлично


ЭТАЛОН ОТВЕТА

Г – грибница, мицелий, хитин, питание готовыми органическими веществами, неподвижность, плодовое тело, всасывающий тип питания, гифы.

Ж – хитин, питание готовыми органическими веществам.

Р – неподвижность, всасывающий тип питания.

Организует самоконтроль и самооценку нормы по эталону ответа

  1. Задание на

выделение признаков грибов и их сравнение с другими царствами.

Запишите в соответствующую колонку (Г – грибы, Р – растения, Ж – животные) признак: грибница, мицелий, хитин, питание готовыми органическими веществами, неподвижность, плодовое тело, всасывающий тип питания, гифы.

Проверяет работу ОВЗ, разбирает допущенные ошибки, помогает их исправить

РУУД

ПУУД

КУУД

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ:

2 балла - удовлетворительно

3 балла - хорошо

4 балла - отлично


ЭТАЛОН ОТВЕТА:

        • Дрожжи.

        • Плесневые грибы.

        • Грибы-паразиты.

        • Шляпочные грибы.


      1. Задание на пояснение роли грибов

ЗАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ ГРУППЫ ГРИБОВ, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРОЙ Я ВАМ ПРОЧИТАЮ:

        • НУЖНЫ В ХЛЕБОПЕЧЕНИИ;

        • ПОСЕЛЯЮТСЯ НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ, ЕСЛИ ИХ НЕПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ;

        • ВЫЗЫВАЮТ ГРИБНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДРУГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ;

        • БЫВАЮТ СЪЕДОБНЫМИ И ЯДОВИТЫМИ.

Рефлексия деятельности

2-3 мин

Осознание результатов своей учебной деятельности

Самооценка, самоанализ по вопросам

Вопросы для самоанализа и самооценки

- Какова была цель вашей работы на уроке?

- Удалось ли вам ее решить?

- Каким способом вы ее решали?

- Что вы запомнили?

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- Где можно применить полученные знания?

- Что осталось недопонятым?

Выставляют оценки в дневник

Организует самоанализ и самооценку нормы, оценивает работу ОВЗ

РУУД

КУУД/

КБУД

Домашнее задание

1-2 мин


Выбор домашнего задания, запись в дневник. Выставляют оценки за урок в дневник.

Записывают домашнее задание в дневник

ДЛЯ НОРМЫ

Предлагает задания на выбор – после § 8 – любую группу заданий письменно; задания в РТ по § 8. Выставляет оценки за урок в дневник.

ДЛЯ ОВЗ

Подготовить сообщение о любом шляпочном грибе

РУУД




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!