№ п/п | Этапы урока | Времямин | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приемы УУД |
1 | Организационный момент | 2 | Активизация учащихся | Приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3 | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует обобщение актуализированных знаний Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация » | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формируют цель урока, определив границы знания и незнания. Записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 | Актуализация знаний | 5 | Выявить уровень знаний и систематизировать их | Учитель проводит вводную беседу по актуализации. Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека. Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера. | контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность, взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса | Личностные: осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
4 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности | 15 | развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы | I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. II. Причины ЧС техногенного характера III. Классификация ЧС техногенного характера В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера: 1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения); 2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий: 3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.
Классификация ЧС техногенного характера. Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам масштабу распространения темпу развития природе происхождения | развивают умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме, развивают умения строить простые рассуждения. Конспектируют основные моменты. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы |
5 | Первичное проверка и закрепление знаний | 5 | Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний | Предлагает задание на новое Практическая работа Тест по теме «ЧС техногенного характера» | Обучающиеся читают задание, отвечают на вопросы | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе. |
6 | Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | 3 | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования. | Предлагает рассказать о результатах выполнения работы. консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Задает вопросы: Что вы понимаете под ЧС техногенного характера? Назовите причины техногенных аварий и катастроф Какие существуют классификации ЧС техногенного характера? Приведите несколько примеров техногенных аварий | Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7 | Информация о домашнем задании | 2 | Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Выучить основные определения урока. Подобрать примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в нашем регионе. Укажите причину ее возникновения. | Записывают домашнее задание. | |
8 | Подведение итогов урока | 3 | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок. | | |
9 | Рефлексия деятельности. | 2 | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Все ли успели сделать? Понравился ли урок? Поблагодарить учеников за работу на уроке. | | |
Приложение 1.
г) Стихийным бедствиям.
а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;
в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.
в) воздействием на природную среду.
г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.