СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »»

Технологическая карта урока ОБЖ

ФИО преподавателя: Филимоненкова Татьяна Сергеевна

Класс: 8

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: Систематизировать знания учащихся о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Задачи урока:

Обучения:

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Развития:

  • Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воспитания:

  • Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Дидактические средства обучения: учебник ОБЖ, проектор, презентация.

Формируемые УУД: личностные, познавательные.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Понимание и определение понятий: «ЧС», «Опасная ситуация техногенного характера»

Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы.

Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).



№ п/п

Этапы урока

Времямин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приемы УУД

1

Организационный момент

2

Активизация учащихся

Приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность




Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки. Организует обобщение актуализированных знаний


Тема: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация »


Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формируют цель урока, определив границы знания и незнания.

Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3

Актуализация знаний

5

Выявить уровень знаний и систематизировать их

Учитель проводит вводную беседу по актуализации.

 Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ  и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии  и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

контроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность,

взаимодействуют с учителем и одноклассницами во время опроса

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

15

развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы

I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

II. Причины ЧС техногенного характера

III. Классификация ЧС техногенного характера


В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.



Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

  • человеческие жертвы;

  • ущерб здоровью;

  • ущерб окружающей среде;

  • материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.



Классификация ЧС техногенного характера.


Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

  • масштабу распространения

  • темпу развития

  • природе происхождения

развивают умения получать информацию из текста и строить сообщения в устной форме,

развивают умения строить простые рассуждения.

Конспектируют основные моменты.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности выполнения работы

5

Первичное проверка и закрепление знаний

5

Обеспечить осмысление, усвоение и закрепление знаний

Предлагает задание на новое

Практическая работа

    1. Тест по теме «ЧС техногенного характера»


Обучающиеся читают задание, отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

6

Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

3

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает рассказать о результатах выполнения работы. консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Задает вопросы:

  1. Что вы понимаете под ЧС техногенного характера?

  2. Назовите причины техногенных аварий и катастроф

  3. Какие существуют классификации ЧС техногенного характера?

  4. Приведите несколько примеров техногенных аварий

Предъявляют результаты самостоятельной работы, осуществляют контроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно и адекватно воспринимают предложения учителя и сверстников по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7

Информация о домашнем задании

2

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выучить основные определения урока. Подобрать примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в нашем регионе. Укажите причину ее возникновения.

Записывают домашнее задание.


8

Подведение итогов урока

3

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли?

Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности. Выставляет оценки за урок.



9

Рефлексия деятельности.

2

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Все ли успели сделать?

Понравился ли урок?

Поблагодарить учеников за работу на уроке.






Приложения

Приложение 1.

Тест «ЧС техногенного характера»



1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС  техногенного характера;

г) Стихийным бедствиям.



2. Авария - это ЧС:

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.



3. Чем отличается катастрофа от аварии:

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.



4.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:

а) в местном отделении милиции;

б) в местном органе санитарно-экологического надзора;

в) в местном органе госпожнадзора;

г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.


Ответы:

1-в; 2-а; 3-а; 4-г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!