СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока - диспута:"Иван Грозный: кто он?"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - диспут с элементами РКМ. Одной из важнейших задач для учителя истории  сегодня,  является научить ребят анализировать факты и события, обобщать их и, главное, формулировать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока - диспута:"Иван Грозный: кто он?"»

Тема: «Иван Грозный: кто он?»

Конструктор урока: «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

Цель урока: оценить результаты деятельности Ивана Грозного; определить его роль в истории страны.

Задачи урока:

Образовательная – способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного.

- Закрепить формирование исторических понятий: избранная рада, стоглав, опричнина, стрельцы, земский собор, приказы; хронологию событий: 1533, 1547, 1549, 1550, 1552, 1556, 1558-1583, 1581, 1565-1572, 1649.

- Развить навыки работы с тестами и историческими терминами.

Развивающая – развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

Воспитательная – понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, исторические подходы к оценки личности.

Тип урока: урок-диспут

Тип обучения: поисковый, элементы технологий РКМ, проблемный вопрос

Виды деятельности: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем в группах постоянного состава, работа с иллюстративным материалом, работа в парах.

Ресурсы: презентация «Иван Грозный», видеоматериал, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рад вас видеть, и уверен, что наш урок пройдет в доброжелательной, рабочей атмосфере. Садитесь, настраиваемся на работу.

Постановка проблемы:

В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории. Сегодня мы попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответим на вопрос - (ребята как вы думаете, какова тема нашего урока)

Вы совершенно правы, тема нашего сегодняшнего урока «Кто он Иван Грозный?», но только я уточню «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

- Ребята скажите, пожалуйста, какова цель нашего урока?

(оценить результаты деятельности Ивана Грозного; определить его роль в истории страны)

Ребята, чему мы можем научиться сегодня на уроке?

- дать оценку правления Ивана Грозного и выказать собственное отношение к этому времени.

- Расширить знания о внутренней и внешней политики Ивана Грозного

- Рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного.

- попробовать сделать собственный вывод: Так кто же он, Иван Грозный -великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот? (на тему урока)

  1. Давайте вспомним каким был Иван IV( просмотр видеоматериалов)

  2. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы получили опережающее задание – определить своё отношение к личности Ивана Грозного – и сформировать две группы, т.е. «Сторонники » и «Противники» царя.

Организуется дискуссия по проблеме урока. Поэтому в ходе нашей дискуссии одна группа будет приводить аргументы «за», а другая против.

  • С одной стороны можно долго говорить, что Иван Васильевич величайший из правителей, но так ли это на самом деле? Кто желает подтвердить данное утверждение

Сторонники Ивана Грозного. Для нас Иван Грозный один из величайших правителей в истории России. В ходе дискуссии мы постараемся это доказать.

  • Что могут возразить те, кто считает Ивана Васильевича жестоким тираном и деспотом.

  • Противники Ивана Грозного. Мы считаем его тираном и деспотом. И я думаю, в ходе диспута убедим своих оппонентов в этом.

I вопрос. Так точки зрения озвучены. Теперь каждая группа должна конкретно.

1 Задача: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.

Противники:

1. Деспотические наклонности Ивана Грозного начали проявляться уже в 12 лет. Об этом пишет Андрей Курбский в "Истории о великом князе Московском".

Сначала Иван IV проливал кровь бессловесных животных, сбрасывая их с высоких крылец и теремов.



2. В 15 лет начал людей губить. В компании со сверстниками на лошадях стали избивать и грабить простых людей, мужей и жен.

3. А в 17 лет уже приказал убить многих (Курбский называет 9 человек). Курбский говорит, что все это не только слышал от Ивана Грозного, но и сам видел, как на деле исполнялось. А льстивые наставники поощряли его поступки с детских лет, хвалили, "О храбр будет этот царь и мужествен!"

4. Подозреваемых в измене Иван Васильевич придумал кипятить в котле.

5. В один раз Иван Грозный казнил в Москве 300 человек. В Новгороде во время опричной экспедиции в течение пяти недель каждый день топил от 500 до 1500 человек, жестоко убивал женщин и детей.

Конкретный вывод противников. Таким образом, время правления Ивана это террор, а сам он далеко не ангел.

Сторонники

1. "Царь "устроил" державу и предложил духовенству устроить церковь. Были заведены духовные училища в Москве и других городах страны.

2. Иоанн принял меры к просвещению России. В страну из-за рубежа пригласили более 150 человек - художников, аптекарей, типографов, лекарей, ремесленников и других специалистов, но Ливонский орден воспрепятствовал их прибытию. И только несколько человек тайными путями добрались до Москвы".

3. "Царь был упорен в достижении цели - взятии Казани. Проявлял настойчивость и активную деятельность, сам возглавлял войско в походе. Казань была взята. Когда он возвратился в Москву, его сплошной стеной встречал народ. Царь обратился к народу с речью. Теплой и искренней была встреча. Вся Россия пребывала в радости. Царь дал торжественный обед в Большой Грановитой Палате, был весел и щедр.

4. Другое славное завоевание - Астраханское ханство. Громкое имя покорителя ханств позволило Иоанну возвыситься среди государей стран Европы и Азии и послужило возвеличиванию России. В состав России стали проситься другие народы, ища защиты и покровительства, в т.ч. Сибирское ханство.

5. Иван IV установил торгово-дипломатические отношения с Англией во время правления королевы Елизаветы, затем Марии. Англичане открыли торговый путь в Россию, которым воспользовались и другие страны, например, Голландия".

6. Русский историк С.М. Соловьев вспоминал: "Попала мне в руки История Карамзина: я прочитал ее не менее двенадцати раз: Но некоторые тома любил я читать особенно; самые любимые тома были: шестой - княжение Ивана III и восьмой - первая половина царствования Грозного; здесь действовал во мне отроческий патриотизм: любил я особенно времена счастливые, славные для России".

7. Иван Грозный тяжело переживал смерть первой жены Анастасии, убийство любимого сына Ивана, совершенное в гневе. Испытывая раскаяние, он велел составить список жертв своего ужасного правления (синодики), который перед его смертью в 1584 г. вырос до 3000 с лишним имен. Копии этого списка, вместе с денежными пожертвованиями, были разосланы по крупнейшим монастырям России с распоряжением молиться за упокой их душ.

Конкретный вывод сторонников. Поэтому время Ивана 4 это шаг к становлению Великой России. Многие его преобразования были революционными, но как известно революцию в перчатках не делают.





IIвопрос. Задача: Ну что же давайте теперь входе нашего диспута  рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного.

Сторонники: Мы хотели бы привести высказывания некоторых историков.

1. Личность Ивана Грозного в оценке историков

С.М. Соловьев, историк: "При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к "победе государственных начал".

2. Н.М. Карамзин, историк: "Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России".

3. С.С. Бахрушин, историк: "В лице Ивана Грозного: мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы".

Противники: Мы также приводим высказывания ряда историков о Иване Грозном

1. Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в .):

«Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в темницах, в монастырях стенали жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим! Нет исправления для мучителя, всегда более и более подозрительного, более и более свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови: оно делается лютейшею из страстей.

  1. В кн. Пашкова "Хроника правлений и событий" сказано о том, что царь был грубым, любил праздность и шумные забавы, выходящие за рамки дозволенного. Он мог жестоко расправляться с людьми, разгневанно кричать, топать ногами, лить на головы кипящее вино, палить бороды, раздевать донага и ложить на землю в ожидании смерти. А потом вдруг милостиво простить.

III вопрос. Хорошо. Давайте рассмотрим третий вопрос нашей дискуссии, внутреннюю политику Ивана Грозного. Что ему можно поставить в плюс, а что в минус.

Сторонники. Разрешите мы считаем , большим плюсом внутренней политики Ивана Грозного.

(.Реформы Избранной Рады) Что же было сделано?.

1. Впервые в 1549 году основан Земский Собор (сословно - представительный орган при царе). На нем были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.

2. В 1550 году принят новый Судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.

3. Созданы приказы, каждый из которых ведал определенными делами.

4. В 1551 году созван церковный Собор (Стоглавый), он привел к единству церковные обряды, канонизировал местных святых.

5. В 1556 году – реформа местного самоуправления: наместники стали получать жалованье, вместо «кормления».

Местное население само выбирало управителей: губных старост - из землевладельцев (губа – округ), земских старост - из черносошных крестьян и излюбленных голов (в городах).

6. В 1550 году – военная реформа: ограничение местничества на время военных действий. Появление стрелецких полков, служивших за жалование.

7. Владимир Борисович Кобрин. Отрывок из книги «Иван Грозный».

«В истории средневековой России, пожалуй, не было такого десятилетия, в которое было бы проведено столько реформ, как в годы правления Избранной рады. У Избранной рады, видимо, не было тщательно разработанной программы действий…..»

Противники. Начну с того что,

1.. Окольничий Алексей Адашев, реформатор 40-50-х годов XVI в., положил начало местному самоуправлению, суду присяжных, законодательному регулированию власти монарха, умер в опале, его род был вырезан под корень. Жестокая участь постигла и его единомышленников по Избранной раде.

Теперь конкретно. Правление Ивана Грозного в истории России мы считаем большой трагедией.



Введение опричнины . Опричный террор.

А.Г. КУЗЬМИН (советский историк):

«Опричнина — одна из самых трагических страниц русской истории. После колоссального десятилетнего взлета в 50-е гг. XVI века следствием опричнины стало падение экономических, политических, социальных показателей жизни страны на многие десятилетия, и, главное, были утрачены многие перспективы будущего развития. Формально опричнина занимает 1565–1572 годы. За это время на Россию обрушился террор, какового не бывало, по крайней мере, после татаро-монгольского нашествия: беспрестанные и бессмысленные казни людей, служивших государству; десятки тысяч новгородцев, спущенных в Волхов, — такового не было ни при одном ливонском, литовском или шведском нашествие».

  • Результаты опричнины- страна разорена…пример –новгородский погром

  • Иван Грозный устроил новгородский погром в результате, было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов. Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот

  • Приблизительно погибло от 10 до 15 тысяч человек во время Новгородского погрома

  • Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века)

Сторонники. Опричнину многие историки оценивали неодназначно.

К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.):

Он жил в несчастное время, когда никакая реформа не могла улучшить нашего быта. Опричники, взятые из низших слоев общества, ничем не были лучше бояр.

А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):

«Тяжелое сиротское детство, самоуправство Шуйских наложили отпечаток на всю его жизнь, лишив его доверия к подданным- его нужно пожалеть!!!.



IV. И последний вопрос нашей дискуссии .Внешняя политика Ивана Грозного.

Какие же факты и доводы «за» и «против» здесь приведут сторонники и противники Ивана Грозного.

Сторонники. Мы считаем, что во внешней политике был сделан огромный шаг вперед это расширение территории страны и завоевательная политика ИванаГрозного.

1. Присоединение Казани

Во время Казанского похода 1552 г. Иван Грозный выступал в роли освободителя населения огромного региона, страдающего от татарских набегов.

2. Присоединение Астрахани

3. Присоединение Поволжья

Противники. Мы думаем , что и во внешней политике Ивана 4 было не все гладко. Это и

1. Неудачное начало завоевания Сибири

2. Второй этап Ливонской войны стал неудачным и разорительным для России

В кн. "Московское государство" есть рассказ Андрея Курбского о взятии Казани, где русские одержали блестящую победу. "На третий день царь наш вместо благодарности отрыгнул нечто неблагодарное: "Не мог я вас мучить, пока Казань была не побеждена, поскольку нужны вы мне всячески; а теперь ничто уже не мешает мне злобу и жестокость свою вам показать:".

Ну, что же подведем.

V. Итоги царствования Ивана IV.

Сторонники:

  1. Царь-победитель стал героем большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки, предания, легенды; он проник даже в заговоры.

  • …[За время своего правления этот царь] построил свыше 40 прекрасных каменных церквей, богато украшенных и убранных внутри, с главами, покрытыми позолотой из чистого золота. Он построил свыше 60 монастырей и обителей, подарив им колокола и украшения и пожертвовав вклады, чтобы они молились за его душу.

  • Он построил высокую колокольню из тесаного камня внутри Кремля, названную Благовещенской колокольней, с тридцатью великими и благозвучными колоколами на ней.

  • Царь, среди многих других подобных своих деяний, построил за время царствования 155 крепостей в разных частях страны, установив там пушки и поместив военные отряды.

Карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.

Противники. Все, что вы сказали, было достигнуто ценой огромных жертв.

Учитель. Заключение, подведение итогов

Подводя итоги урока-дискуссии, отметим, что противоречивая личность Ивана Грозного оказала большое влияние на ход истории.

С одной стороны, выросла территория, решены внешнеполитические проблемы на востоке. С другой стороны, не решены проблемы на западном направлении. Страна приобрела там противников в лице Швеции, Литвы, Польши, которые уже скоро заявили о себе.

С одной стороны, Россия стала сильным централизованным государством. С другой стороны, обезлюдивание страны, истребление лучших умов Отечества, что не способствовало в дальнейшем ни экономическому, ни культурному развитию страны.

Холопство, введенное Иваном Грозным, опричнина, деспотизм, терроризм так глубоко пустили свои корни в нашей истории, что избавиться от них непросто. И непросто потому, что, как мы видим, оценка всего этого не только отрицательная, но и положительная.

Об этом же говорит и тот факт, что в проекте "Имя Россия. Исторический выбор 2008" Иван Грозный получил большое количество голосов.

V. Рефлексия.

VI .Самооценка учащихся.

Итак, ребята давайте оценим свою работу по плану. У вас на парте лежат цветные карточки.

  1. Я могу сформировать тему сегодняшнего урока

  2. Я могу отлично рассказать, чему научился на уроке

  3. Я считаю, что на каждом этапе работал отлично



  1. Я не уверен, могу ли сформировать тему сегодняшнего урока

  2. Я могу хорошо рассказать, чему научился на уроке

  3. Я считаю, что на каждом этапе работал хорошо



  1. Я не могу сформировать тему сегодняшнего урока

  2. Я совсем не могу рассказать, чему научился на уроке

  3. Я совсем не работал на каждом этапе урока

Почему ты поднял (а) эту карточку…………………

Дополнительно я давал задание отразить смысл нашего урока в стихах и синквейнах. Кто подготовил этот материал. Пожалуйста.

VII. Задание по парам (по выбору учащихся)

Составить синквейны со словом: Иван IV

Возможные синквейны учащихся:

Царь! Опричнина.

Справедливый, грозный Коварная, кровавая

Взошёл, правил, решал, Ввёл, установил, определил,

Реформы проводил, ни чего не обещал. Сам первый царь её и запретил.

Иоанн IV. Государь!

Правитель.

Юный, молодой

Пришёл, взошёл, правил,

По своему разумению, многих на место ставил.

Россия!

Стихотворение.

Страна лесов, страна полей,

Упадков и расцветов.

Страна сибирских соболей

и каторжных поэтов.

Весь мир хранит, твои меха

Но паче дух орлиный

Он знает стоимость стиха

И шкурки соболиной.

И только ты страна полей

Предпочитаешь сдуру.

Делам своих богатырей

Их содранную шкуру.

VIII. Задание на дом: повторить записи в тетрадях, подготовиться к итоговой контрольной работе










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!