Колисниченко Виктория Николаевна,
учитель трудового обучения
Харцызской общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24
Класс: 8, 2016-2017 учебный год
Урок № 12
Тема урока: Дизайн проектируемого изделия.
Цели урока: познакомить обучающихся с видами художественного конструирования изделий, ознакомить и обучить выполнять различные виды технического и художественного конструирования; развивать мелкую моторику, глазомер и творческие способности, формировать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, самостоятельность и бережное отношение к инструментам.
Оборудование: столярные верстаки, лобзик, шило, краски, «ласточкин хвост», кисти, клей, бумага, салфетки, заготовки для салфетниц.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент (2 мин)
Методы обучения: рассказ.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должна быть рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности; на каждом рабочая форма. Учитель сообщает цели данного урока.
2.Актуализация опорных знаний (3 мин)
Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по темам техническое и художественное конструирование.
Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.
Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:
1.Что называется техническим конструированием? (Ответ: Техническое конструирование – это изменение конструкции, формы, материала изделия согласно эскизу, чертежу или техническому описанию).
2.Приведите примеры технического конструирования.
3. Что называется художественным конструированием? (Ответ: Художественное конструирование – это конструирование с применением элементов искусства).
4. Приведите примеры художественного конструирования. (Ответ: резьба, роспись, выжигание, аппликация, мозаика, инкрустация и т.д.).
3.Изучение нового учебного материала (10 мин)
Дизайн – в переводе с английского (проектировать, чертить, задумывать) – деятельность по проектированию эстетических и технических свойств изделия, и результат этой деятельности.
Отсчет истории дизайна чаще всего ведут из известного движения «За связь искусств и ремесел» в Англии конца XIX столетия. Лидером которого был Вильям Моррис. Сначала дизайн развивался только в Европе, а потом и во всем мире. Дизайн бывает следующих видов:
Графический
Индустриальный
Компьютерный
Дизайн интерьеров
Городской дизайн
Ландшафтный дизайн
Фито дизайн.
Т.е. дизайн это ни что иное как объединение технического и художественного конструирования.
Давайте поиграем в игру «Микрофон»:
Какие виды художественного конструирования вы знаете? (Ответ: резьба, роспись, выжигание, аппликация, мозаика, инкрустация и т.д.)
Какие виды технического конструирования вы знаете? (Ответ: изменение материала из которого изготовлено изделие, изменение конструкции деталей изделия, изменение вида соединения боковых стенок и дна изделия, и т.д.)
По очереди дети берут в руки микрофон и отвечают все сначала на первый вопрос по цепочке, затем на второй.
4.Практическая работа (27 мин)
Каждый из вас выбрал для себя вид художественной обработки изделия, во время практической работы мы и посмотрим что вы умеете, и как разные виды художественного конструирования влияют на внешний вид салфетницы.
Построение, учащиеся повторяют правила безопасной работы:
- работать исправным и острозаточенным инструментом без признаков неисправности;
- инструментами с острыми режущими частями не работать на руку, живот или грудь;
- класть инструменты в латок режущей частью от себя;
- во время работы не отвлекаться и т. д.
Переход учащихся из класса в столярную мастерскую.
Вводный инструктаж.
Выполнить художественное конструирование боковых стенок салфетницы из фанеры (самостоятельная работа).
Соединить в готовое изделие детали салфетницы (работа в парах).
Текущий инструктаж каждого ученика во время практической работы.
5. Подведение итогов урока (3 мин)
1. Проверка и оценивание готовых изделий (самооценка, взаимооценка).
2. Вывод (дети делают самостоятельно).
3. Выставление отметок за урок.
4. Домашнее задание.