ГБОУРК «Керченская специализированная школа-интернат с углубленным изучением отдельных предметов»
План-конспект урока географии:
«Тихий океан. Общие сведения. Географическое положение. История исследования. Особенности строения дна океана »
Выполнила: Учитель географии Ежелева Е.П.
г. Керчь 2015 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: ТИХИЙ ОКЕАН. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ДНА ОКЕАНА 7 класс
Цели урока:
углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана;
сформировать первичные умения определять географическое положение океана и характеризовать этапы его исследования, объяснять особенности рельефа дна;
совершенствовать навыки работы с картами атласа.
Оборудование: физическая карта мира, портреты исследователей океана (Ф. Магеллан, Дж. Кук и др.), иллюстративные или видеоматериалы, атласы, учебники, контурные карты.
Основные понятия: Мировой океан, шельф, переходная зона, материковый склон, ложе океана, желоб, островная дуга, цунами, подводный хребет, гайот.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Что называют Мировым океаном?
Какая часть гидросферы приходится на Мировой океан?
Из каких частей состоит Мировой океан?
Какой из океанов самый большой по площади? Наименьший?
Как называется самая глубокая впадина Мирового океана?
Какое значение имеет Мировой океан для человека?
По какому принципу проводятся условные границы между океанами?
Какие элементы рельефа дна океана вам известны? Вспомните, как возникли названия каждого из океанов.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вы уже знаете из курса 6 класса, что совокупность океанов и морей нашей планеты называют Мировым океаном. По сравнению с сушей размеры Мирового океана огромны. Один только Тихий океан занимает столько места, сколько весь сушу вместе, и даже больше. До недавнего времени океанические глубины были неисследованными, и только в течение нескольких последних десятилетий ученые выяснили, в результате которых геологических процессов образовались континенты и океаны. Благодаря современным технологиям, которые помогают исследовать океанические глубины, ученые могут определять причины изменений климата и глобального потепления на планете, а также давать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. Мировой океан имеет огромные биологические, энергетические и минеральные ресурсы являются богатейшим источником продуктов питания. Мы начинаем изучать раздел, из которого вы узнаете об особенности природы каждого из океанов Земли. И первым объектом нашего исследования является «его величество» Тихий океан.
IV. Изучение нового материала
1. ознакомление с планом изучения океанов
1) Географическое положение океана.
Положение относительно экватора, нулевого меридиана, материков и других океанов. Особенности береговой линии: моря, заливы, проливы, острова.
2) Геологическое строение и рельеф дна океана. Особенности геологического строения океанической котловины. Литосферные плиты и основные формы рельефа дна. Средние и максимальные глубины.
3) Климат. Климатические пояса. Основные типы климата.
4) Свойства океанических вод. Температурный режим поверхностных вод. Соленость воды и ее распределение. Течения в океане.
5) Органический мир.
6) Ресурсы океана, их использование и сохранность.
2. Географическое положение и размеры тихого океана
Тихий океан - самый большой и самый глубокий среди океанов нашей планеты, занимает 1/3 поверхности Земли, а его объем больше, чем объем всех других океанов вместе. Площадь - 178,7 млн. км2. Тихий океан простирается с запада на восток примерно на 18 тыс. км, а с севера на юг - примерно на 16 тыс. км. Он имеет овальные обознаки, несколько вытянутый с северо-запада на юго-восток и наиболее широкий между тропиками. Омывает берега Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии и Евразии.
Работа с картой (создание лоции океана)
Окраинные моря, островные архипелаги дуги. Океания.
3. История исследования
Выступления учащихся с сообщениями об исследованиях Тихого океана.
4. Особенности строения дна океана
Дно океана имеет сложное геологическое строение. Значительная часть Тихого океана лежит на одной литосферные плиты, которая взаимодействует с другими плитами. К зон их взаимодействия прилегают глубоководные желоба и островные дуги. С системой глубоководных желобов и горных сооружений на материках и островах, окружающих океан, связан почти непрерывная цепь действующих вулканов, которые образуют Тихоокеанское «Огненное кольцо». В этой зоне часто происходят наземные и подводные землетрясения, вызывающие цунами.
Рельеф дна сложный. Материковый шельф в океане составляет лишь 10 % от его общей площади, наибольший он в западной части. Материковый склон крутой, расчленен каньонами. Переходная зона окружает океан почти сплошным кольцом и составляет 13,5 % его общей площади. Цепь глубоководных впадин, который сопровождает ряд островов и отделяет переходную зону от ложа, непрерывный, как и прядь горных сооружений островных дуг.
Ложе океана составляет более 65 % площади дна. Оно пересекается многочисленными подводными горными хребтами, которые распределяют ложе на несколько котловин. Крупнейшая среди них - Северо-Восточная. На дне котловин широко развиты вулканические холмы и горы, в том числе плосковершинные горы - гайоти и разломы, имеющие максимальные глубины. Самая глубокая впадина - Марианский желоб (11 022 м).
V. Закрепление изученного материала
1. Вопрос
В чем заключаются особенности географического положения Тихого океана?
С каких времен начинаются системные научные исследования Тихого океана?
С фамилиями каких выдающихся исследователей связано начало изучения Тихого океана?
Какие особенности имеет геологическое строение дна Тихого океана? Какие основные формы рельефа характерны для дна Тихого океана?
2. Выполнение практической работы 5 «Нанесение на контурную карту географической номенклатуры Тихого океана»
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
Проработать параграф...
Представьте, что вы работаете журналистом в составе международной научной экспедиции, которая исследует дно Тихого океана на подводной лодке «Пасифик». Опишите свои наблюдения и впечатления в форме научно-популярной статьи.
По тексту учебника распределите весь период исследований на четыре этапа и составьте хронологическую таблицу изучения океана от древних времен до современности.
Опережающий: объединиться в пять групп, принести иллюстративный материал о Тихий океан, листы бумаги А3, маркеры; 5 ученикам, которые будут исполнять обязанности руководителей групп, подготовить сообщения по темам «Климат Тихого океана», «Свойства океанических вод», «Органический мир», «Природные ресурсы», «Экологические проблемы».
3