СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока истории в 5 классе "Древний Китай"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока истории в 5 классе по теме:"Древний Китай" с самоанализом. В конспекте присутствует приложение содержащее  задание, игру и раскраску по теме.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока истории в 5 классе "Древний Китай"»









План-конспект урока

по истории в 5 классе

на тему «Древний Китай»





























Тема урока: «Древний Китай»

Дата проведения: 8.12.2016.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология урока: комбинированный урок

Цель урока: Сформировать представления о Древнем Китае

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.

3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.

Планируемые образовательные результаты:

личностные результаты: сформировать представление обучающихся о вкладе китайской культуры в мировую историю, воспитание чувства само - и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах, воспитание интереса к истории как науки, понимание роли личности в истории.

метапредметные результаты:

- познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, умение давать определение понятиям, читать и слушать, извекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в разных источниках;

- регулятивные УУД: развивать умения ставить образовательные цели, планировать пути достижения целей, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, осуществлять коррекцию и оценку своих действий;

- коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

предметные результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев.

Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территорий государств в древности»

  2. Мультимедиа проектор, ноутбук.

  3. Презентация «Древний Китай».

План урока:

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.







Ход урока

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Организационный момент


1 мин.

- Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Спасибо!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. 

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

II.Актуализация опорных знаний



5 мин

  1. У вас на парте приготовлены листы с заданием.

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) (см. Приложение №1)

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

1.Вы справились с заданием?

2.С какой частью работы вы легко справились?

3.Где возникли затруднения?

4.Что необходимо для выполнения задания? 



Работают по таблице

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

III. Мотивация учебной деятельности


5 мин.

Показ презентации 
1) Перед вами ряд иллюстраций. Давайте попробуем определить, о какой стране идет речь? 
2) Иллюстрации показываются по очереди, называется страна. 
(слайд 1,2,3) 

3) С какой иллюстрацией возникли затруднения? Почему? 
4) Почему вы легко справились с изображением Великой Китайской стены? 
5) Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить? 
6) А что вы уже знаете о Китае?

Работают с иллюстрациями, отвечают устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.






Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) 

IV. Изучение нового материала


15 мин.

Китайский мудрец Конфуций учил правителей забо­титься о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не про­являть жестокость. В 221 г. до н.э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

Какую тему мы сегодня будем изучать?





Давайте запишем в тетрадь тему и попробуем сформулировать, что именно мы будем изучать? (слайд 4,5)



Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий.

Составляем план: 

1.      Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.

2.      Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?

3.      Китайский мудрец Конфуций

4.      Письменность Древнего Китая

5.      Изобретения и открытия древних китайцев.

Проблемное объяснение нового знания 

Предлагаю вам разделиться на такое количество групп, сколько пунктов в плане, потом в ходе рассказа каждой группы сделать краткие записи в тетради. 


Работа по учебнику (5-7 мин.) по ходу ответов учитель добавляет, показывает слайды, видео  (слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).


В ходе выступления групп учитель на доске записывает все термины, понятия, даты на доске, а каждый ученик делает краткие записи.











Ученики предлагают тему урока «Древний Китай» 

Записывают в тетрадь тему урока (выделяют цветной пастой).

Работают с учебником.

Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме. 
Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.




1 группа:  Географическое положение Древнего Китая. Природа, климат.
2 группа: Кто стоял во главе государства. Что можно рассказать о нем?
3 группа: Китайский мудрец Конфуций

4 группа:  Письменность Древнего Китая
5 группа: 

Изобретения и открытия древних китайцев.










































Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) 


Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) 

VI. Физминутка


3 мин.

Кинезиологические упражнения

Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления.

  • Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

  • Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки.

  • Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону.

  • Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.


Обучающиеся выполняют упражнения


VI.Закрепление


8 мин.

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет  (см. Приложение №2).

Как вы считаете, мы достигли цели урока? 


Выполняют задания


Контроль, коррекция, оценка (Р) 

VII. Рефлексия


2 мин.

  1. Ответьте на вопросы. 



  1. Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? 








  1. Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? 








  1. Главное - что сегодняшний урок принёс для меня? 



  1. Оцените работу  всего класса и свою собственную, воспользовавшись смайликами.





Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы. 

- Сегодня все отлично поработали, молодцы. 
Спасибо всем за урок. 

Ответы:



Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.

Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.


Ребята дают оценку своим знаниям.


Учащиеся высказываются по уроку и прикрепляют смайлик к доске.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VIII.Домашнее задание


1 мин.

Дома: прочитать параграф 24. Ответить на вопрос 1,2 с. 63.
По желанию творческое задание. Раскрась картинку, напиши название и дай краткую характеристику. (см. Приложение №3)







Приложение №1

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) 

Сведения

Древняя Индия

Древний Китай

1. Возникновение буддизма 



2. Объединение страны в 3 в. до н.э. 



3. Великий шелковый путь 



4.Искусство каллиграфии 



5. Деление общества на варны 



6. Уважение старших – основное правило жизни 



7. Выращивание риса 



8.Возведение пограничной стены 



9.Изобретение пороха 



10. Изобретение хлопчатобумажных тканей 



11.Изобретение шелка 



12.Индуизм 



13.Кофуцианство 



14.Придуманы цифры и шахматы 



15.Иероглифы 




























ОТВЕТЫ

Выполните задание: Соотнести сведения, характерные для Китая и Индии (комментарий для тех, кто не поймет задание - поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным) 

Сведения

Древняя Индия

Древний Китай

1. Возникновение буддизма 

  

2. Объединение страны в 3 в. до н.э. 

  

3. Великий шелковый путь 

  

4.Искусство каллиграфии 

  

5. Деление общества на варны 

  

6. Уважение старших – основное правило жизни 

  

7. Выращивание риса 

  

8.Возведение пограничной стены 

  

9.Изобретение пороха 

  

10. Изобретение хлопчатобумажных тканей 

  

11.Изобретение шелка 

  

12.Индуизм 

  

13.Кофуцианство 

  

14.Придуманы цифры и шахматы 

  

15.Иероглифы 

  



























Приложение №2

У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет. 

КРЕСТИКИ- НОЛИКИ


1

2

3

4

5

6

7

8

9










ВОПРОСЫ К ИГРЕ «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»


1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуань?

2. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?

3. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?

4. Бумагу изобрели в Индии?

5. Первые книги в Китае были из папируса?

6. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?

7.Правда ли, что Компас изобретён в Индии?

8.Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки?

9.Правда ли, что Конфуций – это Китайский правитель?




















ОТВЕТЫ

У вас на столе приготовлены задания с вариантами ответов 0- да, Х- нет. 

КРЕСТИКИ- НОЛИКИ


1


X

2


X

3


X

4


0


5


0


6


X


7


0


8


X

9


0










Приложение №3






Список использованной литературы:

1

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 2001. 

2

Горайский И. Китайский календарь и его связь с культурно-бытовыми условиями жизни народа // Цивилизация. Все о Китае. – М., 2002. – С. 373-388.

3

Захаров И. Народонаселение Китая // Цивилизация. Всё о Китае. – М., 2002. – С.416-457.

4

Зверева, JI. И.Тесты. История: 5—11 кл. / Людмила Зверева. — М.: Олимп: ACT: Астрель, 2005. — 445, [3] с.

5

Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб., 1999. 

6

Кузищин В.И. : История Древнего Вотока. – М.: Академия, 2010

7

Лукьянов А.Е.: Начало древнекитайской философии. –М.: Радикс, 1994

8

Попов П. Верховный владыка. Владычица земля. Владыка мира. Три владыки. Три духа // Цивилизация. Все о Китае. – М., 2001. – С. 286-293, 301-319

9

Трещёткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. — СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. — 80 с.

10

Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон носителе / В.И. Уколова; Рос.акад.наук, Рос. Акад. Образования, изд-во "Просвещение". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.: ил.,карт. - (Академический школьный учебник)

11

Уколова И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс : посо­бие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.Е.Уколова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 64 с.: ил., карт. — (Акаде­мический школьный учебник) (Сферы).




Самоанализ урока

Внешние связи урока.

Данная тема урока «Древний Китай» была выбрана в связи с тем, что она идет по программе. Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток».

Межпредментые связи этого урока раскрывают многоплановость исторического процесса и поддерживают связь с такими предметами как география, математика, литература, русский язык.


Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цели поставленные учителем:

1. Познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом и картой, строить рассказ на основе текста, видеоматериала; навыков сравнения, соотнесения исторических событий во времени.

3. Воспитывать гуманное отношение к труду и культуре людей.

Триединые цели урока поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.


Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени были соблюдены.

2. На уроке прослеживалась разноплановая познавательная работа как индивидуальная, так и групповая.

3. Охранительный режим был соблюден, были проведены кинезиологические упражнения.

4. На завершающем этапе урока была проведена игра «Крестики – нолики», что позволило обучающимся показать свои знания и привить интерес к изучению истории. А так же оценить свою работу и работу всего класса.


Функциональный анализ урока.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все учебно - воспитательные моменты: умения сопоставлять, анализировать, мыслить, рефлексировать свою деятельность развивались при разрешении проблемной ситуации, подведении итогов урока.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу, а так же к труду и культуре людей осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы.

Познавательный аспект триединой цели урока: сформировать представление о Древнем Китае прошёл через все учебно - воспитательные моменты.



Оценка конечного результата урока.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Все запланированное было реализовано. Отклонений от плана не было. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.


Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Учащиеся активно работали на всех этапах урока. Вели записи, выполняли поставленные задачи. Все ученики познакомились с историей Древнего Китая.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!