Организа-ционный, целепола-гание, повторе-ние | Произносит фразу «Здравствуйте, откройте тетради» на неизвестном языке (например, китайском) - Nín hǎo dǎkāi bǐjìběn - Вы не выполнили мою просьбу, почему? - А почему не поняли? - Похожая ситуация возникает и при нашем взаимодействии с ПК: мы понимаем русский язык, а компьютер? - Что делать в таких ситуациях? -А как быть с компьютером? -Давайте вспомним, почему язык компьютера это язык «0» и «1»? -Поэтому придется приспосабливаться нам, чтобы ПК мог хранить и обрабатывать нашу информацию. -Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? Или другими словами представлять информацию (кодировать) на машинном языке, языке двоичных кодов. | Не поняли Неизвестный язык и т.п. Язык 0 и 1 В первом случае можно выучить китайский или говорящему выучить русский язык. Аналогично. Компьютер, точнее его железо может понимать только две вещи: «есть ток» и «нету тока». Это все. Поэтому одно состояние обозначили 1, а другое – 0. Будем учить язык компьютера | 5 |
Повторе-ние и изучение нового материала | И начнем мы с кодирования текстовой информации. Запишите тему урока. Тема кодирования для нас не нова. Предлагаю вспомнить. На доске зашифрована фраза, которую вам нужно прочитать. Фраза записана, как вы видите разными кодами. Какими? А чтобы работу выполнить быстрее будем работать группами (делимся на 3 группы). Каждая группа будет работать только с одним кодом и раскодирует буквы, записанные именно этим кодом. Группа1. Азбука Морзе Группа2. Семафорная азбука Группа3. Пляшущие человечки Приступайте к работе! -Почему? Раздаются кодовые таблицы. Ученики вписывают разгаданные буквы на доску. «Вместе сможем все» - получилась фраза. И пусть она станет сегодня нашим девизом на уроке. А сейчас подумайте, что нужно, чтобы кодировать информацию на языке компьютера. Конечно, необходима таблица, в которой каждой букве соответствует код, состоящий только из «0» и «1». Каждая группа сейчас займется разработкой такой таблицы, но для начала мы возьмем несколько букв. Это: А, И, О, Л, С, Н, Т Задание группам: 1) создайте таблицу кодов для указанных букв 2) составьте из этих букв слово и закодируйте его. Выпишите закодированное слово на отдельный лист и обменяйтесь между группами. 3) расшифруйте полученное от другой группы слово. Вывод: Без кодировочной таблицы невозможно раскодировать сообщение. Обсуждение результатов (листы учеников проецируются на доску с помощью документ-камеры). Если не возникла ситуация, когда невозможно раскодировать из-за разной длины кода, то можно смоделировать учителю. Например, у меня буквы закодированы следующим образом А - 11, И - 0, О - 10, Л - 1, С - 01, Н - 101 , Т - 100 Раскодируйте сообщение: 100111 Почему так получилось? Как быть в такой ситуации? (Если у какой-то группы коды были равной длины, то задать вопрос почему такой ситуации не возникает в этом случае). Вывод вместе формулируем: лучше использовать коды одинаковой длины. Создавать сейчас таблицы кодировки для всех букв мы не будем, а познакомимся с существующими и ответим на вопросы. Вопросы для обсуждения: Сколько кодировочных таблиц используется для русских букв? Какой длины может быть код символа? Много разных таблиц – это хорошо или не очень? Запишите свои предположения и проверьте их, поработав с учебником. | Азбука Морзе, флажковая азбука, пляшущие человечки. Не могут, требуется таблица соответствия букв русского языка знакам. Тоже таблица… Работа в группах. Создают таблицу кодов для указанных букв. Просят кодировочную таблицу. В группах получаются разные результаты ОСА, ЛИСА (или результат не совпадающий с закодированным мной словом). Высказывают свои предположения. Делают вывод. Записывают свои гипотезы. Работа с учебником Анализируют содержимое учебника, сравнивают со своими предположениями. | 20 |
Закрепле-ние изученного материала | Сейчас мы потренируемся в кодировании и декодировании сообщений. И работать снова будем группами. Для групп приготовлен документ совместного доступа с заданиями. https://docs.google.com/spreadsheets/d/1qE4muBVTVULkJszcQor-MASTbtESPidlYPbSpvoSjLA/edit?usp=sharing Открываем и переходим на Лист с номером вашей группы. 1 задание: Используя кодировочную таблицу (Приложение 2) раскодировать фразу известного человека и записать в тетрадь. 2 задание: Закодируйте продолжение фразы: «Сегодня на уроке мне было...» (например: интересно, скучно, трудно, легко, весело, понятно и т.д.) | Работа на компьютере Открывают документ с ссылкой на файл, копируют ссылку в адресную строку. Открывают документ, переходят на лист своей группы, знакомятся с заданием, договариваются межу собой о взаимодействии при выполнение задания.. | 10 |
Подведе-ние итогов урока, домашнее задание | Подведение итогов, рефлексия. Прием «Телеграмма» В конце урока я хотела бы вас попросить отправить мне телеграмму. Знаете что такое телеграмма? Краткое сообщение. В телеграмме сообщите о результате работы на уроке. Чтобы вам было легче можете начать телеграмму со слов: Домашнее задание: 1) Учебник Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 8 класс, стр. 74 2)Найдите кому принадлежит фраза, которую вы расшифровали. | | 5 |