План- конспект урока математики в 5 классе по теме «Деление»
Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии деления.
Оборудование: презентация для ИД, карточки для составления задач, карточки с буквой «Х», на доске таблица для записи задач.
Ход урока:
- Организационный этап.
- Учитель предлагает ребятам вспомнить, что изучалось на предыдущих уроках (умножение натуральных чисел) и какие задания выполнялись по этой теме (решали примеры, задачи, уравнения, находили значения буквенных выражений и др.). А какое задание самое сложное? (задача).
Что бы убедить ребят, что задача это не так сложно как кажется, учитель предлагает им самим составить задачи по рисункам.
- Устная работа:( Слайд 1)
а) на слайде картинки и некоторые данные, используя которые надо составить задачу.
б)как называются выражения, получившиеся при решении 1 и 2 задач (числовые), а при решении 3 и 4 задач?(буквенные)
в) найти значение выражения 14х при х=6 и х=10, выражения 3у при у =4 и у=5
г)Что общего у всех задач? (решаются умножением)
4 . Групповая работа:(Слайд 2)
Учитель предлагает детям объединиться в группы и составить задачи по данным ,которые предложены в карточке. Задача должна решаться умножением.
Представители групп зачитывают свою задачу и записывают ее решение на доске в заранее приготовленной таблице.
1 группа
|
3 группа
|
5 группа
|
2 группа
|
4 группа
|
6 группа
|
Фронтальная работа с классом.
- Учитель закрывает один из множителей карточкой с буквой «х» и спрашивает, что получилось (уравнение). Что неизвестно в этих уравнениях? (множитель). С помощью какого действия находится множитель?(деление). Кто догадался, какая у нас сегодня тема?(Деление натуральных чисел и его свойства).
- (Слайд 3): Заполнить пропуски в определении.
Подписать компоненты умножения и деления.(Записать в тетрадь)
- (Слайд 4): Продолжить правило.
- Устно найти неизвестный множитель в уравнениях, которые записаны на доске в таблице.
- Групповая работа: изменить условия составленных ранее задач так, чтобы они решались делением. Представители групп зачитывают свою задачу и записывают ее решение на доске в той же таблице.
- Учитель закрывает в получившихся выражения по одному числу. И спрашивает, что неизвестно? (делимое или делитель).Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель? Выслушать ответы ребят, затем найти правила в учебнике и прочитать .
- Записать решение уравнений из таблицы на доске, проговорив правило нахождения неизвестного компонента.
- (Слайд 5): Математическая физкультминутка.
- Учитель просит ребят внимательно посмотреть на тему урока и сказать, что еще не вспомнили о делении.(свойства)
- (Слайд 6): Записаны свойства умножения. Какие свойства деления следуют из них? (ребята формулируют и записывают свойства деления).
- Самостоятельная работа с последующей проверкой: № 465.
- При наличии времени решить задачу № 469.
- Подведение итогов урока: учитель начинает предложение, ученики заканчивают:
- Сегодня на уроке мы говорили о…(делении)
- Деление нужно, чтобы…(находить неизвестный множитель)
- Для этого надо…(произведение разделить на известный множитель)
- Число, которое делят, называется…(делимое)
- Делитель – это…(число на которое делят)
- Результат деления называется…(частное)
- Что бы найти неизвестное делимое надо…(частное умножить на делитель)
- Что бы найти неизвестный делитель надо…(делимое разделить на частное)
- На какое число делить нельзя?(0)
- Когда частное равно 1? (Делимое равно делителю)
18. Записать домашнее задание
19. Рефлексия: если на уроке было все понятно, поднимите вверх руку с
расправленной ладошкой, а если были трудности - поднимите руку с ладошкой,
сжатой в кулак.