СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему "Как человек использует свойства воды?" 4 класс УМК "Школа 2100".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Как человек использует свойства воды», урок по окружающему миру в 4 классе, учебник А.А. Вахрушева, О.В.Бурский.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Как человек использует свойства воды?" 4 класс УМК "Школа 2100".»

Тема урока: «Как человек использует свойства воды»

урок по окружающему миру в 4 классе учебник А.А. Вахрушева, О.В.Бурский.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);

познакомить учащихся с применением этих свойств в природе и в жизни;

научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

УУД:

Личностные:

- применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности.

создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения.

Метапредметные: (регулятивные, коммуникативные, познавательные)

-умение принимать и сохранять цель урока;

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения

- умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятие «плавучесть », для решения учебной задачи используют лабораторное оборудование, данные опытов.

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.

- умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)


Предметные:

- собрать информацию о природе плавучести ;

- применять знания в жизненных    ситуациях;

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи, уметь определять свое отношение к миру;

- провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.

Объект исследования: взаимодействие воды и предметов, помещённых в неё.

Оборудование: комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение», полученное в рамках модернизации образования, таблицы для заполнения результатов опытов, сигнальные карточки.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Раздаточный материал:

- различные предметы из лаборатории «Плавание-погружение» для проведения экспериментов;

-рабочие бланки, инструкции, карточки с заданиями для групповой работы;

-пластилин.

Организация классного пространства: работа в группах, фронтальная работа.

Методы исследования:

• Беседа;

• Изучение литературы;

• Работа с компьютером;

• Наблюдения;

• Проведение опытов, экспериментов.


№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I

Организационный момент.

Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка. 

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

Эмоционально настраиваются на урок.


II

Актуализация знаний.

А теперь я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными. Чем занимаются учёные?

Задают вопросы

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты (исследуют)

Проверяют свои догадки

Слайд №1

1

Выбор ролей в группах.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Выберите в своих группах:

старшего научного сотрудника (проводит опыты) 

помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

(ученик получает бейдж)


2

Правила работы в лаборатории


1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3.Опыты проводятся поочерёдно каждым сотрудником группы.

4.Когда опыт проводит один из учеников (старший научный сотрудник), остальные наблюдают или по просьбе - эксперты помогают.

5.Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как старший научный сотрудник разрешает его начать.

6.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

7.Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.



Слайд №2

III

Определение темы урока учащимися.


Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

 

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без….

(Воды)








Слайд №4

1.

Повторение ранее изученного (беседа)

Для чего нужна вода живым организмам? 






- Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И «стеклянной » быть могу.

Вода - основной источник жизнедеятельности:

человек использует воду в быту, употребляет в пищу, вода – часть человека; растения без воды погибнут и т.д.

дождь, снег, туман, мороз, облака, тучи, испарение

Ответы детей:

-Твердом, жидком, газообразном.



2.

Сообщение цели урока.


На протяжении урока-исследования будут повторяться два понятия «человек» и «вода». Человек использует свойства воды в своей жизни?

чтобы плавали корабли, варились кисели и т.д.

Сформулируйте точнее тему урока.

Прочитайте тему урока, записанную на доске.

Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу.

-Конечно.




- «Как человек использует свойства воды» (дети сверяются с темой на доске, используя сигнальные карточки)





Название темы на доске: «Как человек использует свойства воды»

IV






















Самостоятельная работа учащихся в группах

Возьмите лист № 1 “Необычайные свойства обычной воды” и заполните таблицу

1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

. 2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?


3) - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

4) Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

5) Опыт 3. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

- Где мы можем увидеть эти свойства в природе? ( Реки разной ширины, водопад).

6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день.

( растворимость) Кто сделает вывод?

- Где мы применяем это свойство?

Вывод: вода прозрачна.




Вода не имеет цвета



Вывод: Вода не имеет вкуса.

Вывод: вода без запаха.



Вывод: вода текучая, принимает различную форму.


Вывод: Вода - хороший растворитель!


(При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).




















Слайд №5 (таб.)

а)

Создание проблемной ситуации.

 


1 противоречие. Вода солёная, мутная, красная, ароматная.

Вы согласны со мной?  

2 противоречие. Может ли вода течь вверх?

Тогда как же она поднимается на 5 этаж? Опять противоречие.

3 противоречие.

Ответьте, железо тонет? 

4 противоречие. Корабль не тонет в воде.

5 противоречие. Загрязнённую воду можно сделать чистой?


Вот видите, сколько противоречивых моментов нашей жизни связано с водой. Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды.

Какие же вопросы для исследования мы перед собой ставим?



Так давайте же, исследуем эти свойства.

(Да- Нет)





(Да- Нет)


(Да- Нет)

(кто согласен, кто-нет) при помощи сигнальных карточек.


Ответы детей:

1. Какие свойства имеет вода ещё?
2. Где эти свойства помогают человеку?
















Слайд №6.

VI

Практическая работа. Работа в группах.


- Ребята, у вас на столах лежат листочки с опытами, вам нужно их провести и заполнить листочки, вам дается на работу 7 минут, после истечения времени, вы будете демонстрировать свои результаты и мы с вами заполним таблицу.

1 группа.

Опыт № 1

Проблема: Почему крупинки сахара исчезают в воде?

Цель: доказать, что вода хороший растворитель.

Инструкция по проведению опыта.

1. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью?

Они (напиши)__________________________________.

2. Вывод: вода хороший (допиши) ___________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство.

Результаты фиксируются в таблицу.

2 группа.

Опыт № 2

Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?

Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)

Инструкция по проведению опыта.

1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? Вода растворила не все (напиши) __________________________.

2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?

Вода (напиши) ______________________________________________________________.

3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел?

Вода (что делает?)_______________________________.

3. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство воды.

Результаты фиксируются в таблицу

3 группа.

Опыт № 3

Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды.

Почему это происходит?

Цель: доказать, что вода не сжимается.

Инструкция по проведению опыта № 3.

1. Набери в шприц воды.

2. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь?

Поршень (допиши) не _________________________________________.

3. Вывод: (напиши) вода _______________________________________________________.

4. Подумай, как человек использует это свойство? (в технике: гидравлический пресс, домкрат)

Результаты фиксируются в таблицу

4 группа.

Опыт № 4

Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Инструкция по проведению опыта:

1.Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? (напиши ответ)

Жидкость в столбике термометра (напиши)_________________________________.

2. Вывод: (допиши) вода при нагревании _________________________________.

3.Переложи термометр в стакан с холодной водой. Что ты наблюдаешь?

Жидкость в столбике термометра (допиши)_______________________________________..

4.Вывод: (напиши) вода при охлаждении ________________________________ .

Ответь: Почему бутылка с водой при замораживании лопается?

5. Подумай, где человек использует это свойство?

Результаты фиксируются в таблицу

Самостоятельная, исследовательская работа.

Слайд №7.

VII

Опытно-экспериментальная работа.

Работа в группах.


Почему одни предметы тонут, другие нет. Какая сила действует в воде? Сейчас проверим.

Нам понадобятся материалы………. (см. таблицу)

Мы выяснили, что…….

Предмет:

Материал Тонет Не тонет

Металл +

Камень +

Стекло +

Пенопласт +

Дерево +

Пластилин +

Дети проводят эксперименты в группах.

Вывод: выталкивающая сила.












Таблица на доске.

VIII

Физминутка

А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд. Назад.

Повернулись вправо. Влево.

Тихо сели вновь за дело.



IX

Помощь к учёным.


Мы исследовали уже много свойств.

Теперь вы можете ответить на вопрос, почему корабль большой железный и не тонет?


Сообщение

Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.




Как человек использует выталкивающую силу воды?

 (Подводная часть заполнена воздухом)

из чего состоят окружающие нас предметы и вещества?

Согласно изученной литературы, те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу, обладают большой плотностью и идут ко дну, если их плотность больше, чем у воды. Если меньше – обладают хорошей плавучестью

Загрузим модель металлического судна грузом. Вначале судно легко держится на поверхности. Добавим груз – судно уходит ко дну.

Проводится опыт «Плавающий кораблик»

(Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство).

(Из крошечных, невидимых частичек-малекул).




ВЫВОД: Значит, при погрузке плотность корабля повысилась – легкого воздуха осталось меньше.



X

Работа с учебником (Стр. 82, статья № 1, стр. 83 статья 2)

 Беседа по тексту.


Доказать, что вода обладает выталкивающей силой.

1. Что происходит с грузом?

Что произошло с грузом, когда поместили его в банку с водой? 

Какой можно сделать вывод



(он растягивает резинку под действием силы ли веса)

(Груз вытеснил из стакана равный ему объём воды. Резинка растягивается слабее)

 (На гирю действует выталкивающая сила).




Доказать закон сообщающихся сосудов.

Что произошло с водой в сообщающихся сосудах?

Если направить на воду ещё одну силу, например атмосферное давление или подсоединить одну трубку к водонапорной башне, то вода будет подниматься одинаково во всех открытых сосудах. По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах.

- Может ли вода течь вверх?

(Во всех сосудах её стало поровну)





Текучесть (закон сообщающихся сосудов.


XI

Закрепление

А теперь давайте закрепим, как человек использует эти свойства.

Растворитель

Фильтрация

При нагревании расширяется

При охлаждении сжимается

Несжимаемость

Текучесть

Выталкивающая сила

Проверка:

Свойства

Применение

Выталкивающая сила

Плавание. Водный транспорт.

Текучесть(закон сообщающихся сосудов)

Водопровод, фонтан, чайник, мельница,

Растворитель

Стирка, варить суп, сахарить чай

Несжимаемость

вода в шприце.


Учащиеся заполняют таблицу









Вывод: Люди изучали свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.



XII

Тест

1.Эту жидкость каждый знает

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … .

2.Какая сила помогает кораблям не тонуть?

3.В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

4.Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

5.У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

6.Что ещё не имеет вода?


(вода)




(выталкивающая сила )

(текучесть)


(растворитель)

(вкуса)


(цвета), (запаха)


XIII

Синквейн о воде.


Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

  1. Понятие

  2. Три качества (вода какая?)

  3. Три действия

  4. Фраза о предмете

  5. Вывод (сущность предмета)





Пример:

Вода.

Текучая, летучая, свободная.

Течёт, бежит, струится.

Да здравствует, вода!

Ручей.



XIV


 Рефлексия.


Оцените свою работу на уроке

– если вам было легко на уроке и всё понятно, поместите звёздочку зелёного цвета на весёлый смайлик.

– если трудно, но понятно – поместите звёздочку жёлтого цвета на грустный смайлик.

– если ничего не понятно и очень трудно, то звёздочку красного цвета на очень грустный смайлик

Ребята, свободно перемещаясь по классу, размещают свои «патроны» на мишени, которую учитель помещает на доске в конце урока.

Дети оценивают свою работу при помощи звёздочек и смайликов.


XV

Домашнее задание

Учебник - стр. 82 – 86; рабочая тетрадь - страница 33.

 Урок окончен. Всем большое спасибо.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!