СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему "Северная война

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока на тему Северная война.Урок обобщающий,посвящен закреплению полученыых ранее знаний.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Северная война»

Конспект открытого урока по истории России в 7 классе по теме «Северная война»

Учитель истории и обществознания

Мкртчян ТатевСирекановна


«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу проложить окно

Ногою твердой стать при море»

(А.С.Пушкин «Меный всадник»)

Цели урока:

1.Вспомнить причины,этапы,основныесражения,итоги Северной войны

2.Оценить значение победы в Северной войне для дальнейшего развития России


Задачи урока:

Образовательная

Раскрыть значение начатых Петром Iреформ,определить какое значение в проведениии самых массовых в мировой истории реформ имела Северная война

Развивающая

Развивать умение анализировать факты,устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательная

Воспитание чувств патриотизма,гордости за свою Родину

Тип урока:

Урок-беседа

План урока:

1.Причины Северной войны

2.Основные сражения Северной войны

3.Итоги Северной войны

4.Значение Северной войны


Ход урока

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящен событиям XVIIIвека,а именно знаменитой Северной войне.Это событие открывало век и стало началом новой жизни России.(Слайд№ 1)

.Напомните мне,пожалуйста ее хронологические рамки

Учащиеся: 1700-1721

Учитель:Совершенноверно.Как вы думаете,какие цели и заачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся(слайд 2)

Учитель:Мы с вами в прозе рассмотрели цель,а великий поэт А.С. Пушкин Вот так красочно отзил это в стихаз,в своей поэме «Медный всадник».Отрывок из этой поэмы послужит эпиграфом к нашему занятию.(слайд 3)

Слайд№4- план урока

1.Причины Северной войны

Учитель:Из всех внешнеполитических задач,стоявших перед Россией,какую молодой царь Петр I выдвинул на первое место?

Ответы учащихся: 1.выход к незамерзающим морям(слайд 5)

Учитель:Как он стремился осуществить решение этих задач?

Учащиеся:неудачные Азовские походы-первая попытка получить выход к Черному морю

Попытка выйти к Балтийскому морю

УчительКакой первый шаг в решении проблемы выхода к Балтийскому морю предпринял Петр I?

Учащиеся:вступил в Северный союз(слайд 6)

Учитель:Против кого он был направлен?

Учащиеся: против Швеции

Учитель: На основе всего сказанного делаем вывод.Назовите основные причины Северной войны.

Учащиеся: Получить выход к Балтийскому морю и стать морской державой(слайд №7)

Учитель:в августе 1700 года Петр I объявляет войну Швециислайд №8

2.Основные сражения Северной войны

Учитель:перед вами лежит список основных сражений Северной войны.Расположите их в хронологической послеовательности.

(Работа в группах)

Текст раздаточного материала(слайд №9-10)

1.Нарвскаяконфузия 19 ноября 1700 года

4.Захват Нотебурга(Шлиссельбург) октябрь 1702

2.Осада Дерпта июнь 1704

5.Битва при Нарве июнь 1704

3.Битва при деревне Лесная 28 сентября 1708

8.Полтавская битва 27 июня 1709

7.Гангутское сражение 27 июля 1714

6.Гренгамское сражение 27 июля 1720

Ответы учащихся

Учитель:О каком сражении Петр Великий написал:

«….Но когда случилось это несчастье(или лучше сказать великое счастье),тогда необходимость победила лень и принудила работать»(слайд 11)

Ответ:Нарвскаяконфузия

Учитель:Какие выводы сделал Петр Великий,потерпев поражение?

Ответ:Осознал необходимость проведения реформ,вчастности,необходимость реорганизации армии

Учитель:Совершенноверно,Петр 1,воспользовавшись передышкой(Карл 12 отправился воевать в Польшу,посчитав что Россия более не соперница ему),начинает проводить военную реформу.Набирает регулярную армию за счет рекрутских наборов,создает заново артиллерию(даже за счет церковных колоколов),развертывает строительство флота. (слайд 12)

Вопрос: Как вы считаете,являлось ли поражение под Нарвой «толчком» для деятельного и энергичного Петра Великого?Одобряете ли вы его действия?(слайд 13)

Ответы учащихся.

Учитель: О каком сражении Петр Великий написал:

«Правда что зело жесток сей орех был,однакож,славаБогу,счастливо разгрызен-переименован в Шлиссельбург- «ключ-город»

Учащиеся:ЗахватНотебурга(слайд 14)

Учитель:Почему Петр 1 переимновалкрепость,назвав «ключ-город»

Учащиеся:Была открыта дорога на Балтику

Учитель: Петр Великий написал об этом сражении так:

«Нарву,которая четыре года нарывала,ныне,славаБогу,прорвало»

Учащиеся:Битва при Нарве 1704(слайд 15)

Учитель: Петр Первый назвал ее «Матерью Полтавской битвы»

Учащиеся:Битва у деревни Лесная(слайд 16)

Учитель:

Швед-русский,колет,рубит,режет.

Бой барабанный.клики,скрежет,

Гром пушек,топот,ржанье,стон

И смерть,и ад со всех сторон»

Какому историческому событию посвящены эти строки и кем они написаны

Учащиеся:этисторки посвящены Полтавской битве,а написал их А.С. Пушкин.Произвеение называется «Полтава»(слайд 17)

Учитель:Какое сражение Петр 1 назвал «морской Полтавой»?

Учащиеся:Гангутское сражение.(слайд 18)

Учитель: Это была первая блестящая победа молодого русского флота,которая показала всему миру что Россия теперь и могучая морская держава.Факторами,послужившими российской победе были:флотоводческий талант Петра Великого,а также преимущество в день битвы российских гребных кораблей над парусными шведскими.

После Грегамского сражения(слайд 19),в Стокгольме впали в панику и шведы незамедлительно заговорили о мирных переговорах.Такимобразом,мы с Вами переходим к итогам Северной войны.

3.Итоги Северной войны

Учитель:По итогам Северной войны 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор по которому Россия возвращала Швеции Финляндию,ноплучала балтийское побережье от Выборга о Риги с огромными территориями Лифляндии,Эстляндии,Ингермаладии.(слайд 20)

Была ли решена историческая задача,которая стояла перед Россией со времен Ивана III?

Учащиеся:да,Россия получила выход к Балтийскому морю и стала европейской державой(слайд 21)

4.Значение Северной войны

Учитель:значение Северной войны трудно переоценить.Она дала России выход в Балтийское море,позволила встать в разряд мировых держав,став великой морской страной.Были созданы условия для торговли с Европой(слайд 22)

Какое событие произошло в октябре 1721года?

Учащиеся: Россия получила статус империи,а Петр Великий получил титул императора.

Учитель:Какой город был основан в годы Северной войны

Учащиеся:город Санкт-Петербург 16 мая 1703

Учитель:остались ли еще какие-нибудь нерешенные внешнеполитические задачи ?

Учащиеся:Получение выхода к Черному морю(Слайд 23)

Учитель:Таким образом завершился славный период нашей истории,но это было только начало великих дел великого человека

Считаете ли вы Петра Iвеликим.Аргументируйте свое мнение

Ответы учащихся.

Учитель:И конечно же,мы не должны забывать,что укрепление могущества нашей страны было и есть основополагающим направлением внешней политики,ведь даже сейчас,в 21 веке,что бы не происходило внутри нашей страны,тем не менее,наши государственные и национальные интересы ставятся руководством на первое место. (слайд 24)

Спасибо за внимание(слайд 25)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!