Народные промыслы России. Дымковская игрушка.
Урок 1, II четверть, 5 класс
Цель: Знакомство с промыслом «Дымковская игрушка».
Задачи:
Познакомить с понятиями «ремесло», «промысел»;
Повторить солярные знаки и их назначение;
Познакомить с историей появления промысла Дымковская игрушка;
Научить подбирать цвет и орнамент для игрушки;
Результаты обучения:
Личностные:
Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие народного промысла;
Овладение основами практической творческой работы;
Овладение средствами художественного изображения.
Метапредметные:
Формирование активного отношения к традициям и культуре своего народа;
Воспитание уважения к искусству России;
Обретение самостоятельного творческого опыта;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.
Предметные:
Осознание и понятие системы общечеловеческих ценностей;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка.
Оборудование:
Фильм о развитии ремесел на Руси;
Презентация о дымковской игрушке;
Образцы Дымковской игрушки;
Гипсовые заготовки игрушек;
Карта промыслов России;
Карточки с таблицей;
Кисти, краски, баночки с водой, карандаш.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. -Вы любите путешествовать? А кто и в каких городах был?
Дети называют множество городов, стараются перебить друг друга, где они побывали.
В этой четверти я вам предлагаю совершить путешествие по России, но оно будет не простым - это путешествие по промыслам, которые развивались на протяжении многих веков на территории нашей страны.Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ремеслах, которые появились еще на заре образования русского государства, подумайте и дополните, какие еще ремесла вы можете назвать.
Презентация.
Слайд 1, 2.
Фильм о промыслах России.
-Какие же ремесла назывались в фильме?
- Производство стеклянных браслетов, резьба по камню, работа с металлом, создание кольчуг.
- А еще какие ремесла развивались на Руси?
- Резьба по дереву и кости, гончарное производство, ткачество и другие.
- Подумайте, что же такое ремесло?
- Это те изделия, без которых человек не может обойтись в жизни и созданы мастером своего дела.
Слайд 3.
- Да многие из этих ремесел были забыты в ХII веке, но история не стоит на месте, люди продолжают жить и совершенствуют свое мастерство. Ремесло – этомелкоепроизводствоготовыхизделий, гдеосновусоставляетручнойтруд. (гончарноепроизводство, резьбаподереву, художественнаякерамика, расписные
глиняныеигрушки, росписьподеревуидр.)
Слайд 4.
ПосмотритенакартународныхпромысловРоссии, навсейтерриториинашейстраныразвивалисьвтечениимногихвековремеслаипромыслы.
Слайд 5.
На ленте времени, изучая промысел, вы, ребята, должны будете отметить, вкаком веке он появился.
Слайд6,7
А промысел–это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Мастерствоизготовлениятогоилииноговидахудожественныхизделийвнародныххудожественныхпромыслахпередавалосьизпоколениявпоколение. МножестворазныхпромысловразвивалимастеранаРуси: Гжель, Хохлома, Матрешки, расписные платки, кружева, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Палех. Все эти изделия люди делали для украшения своего быта. Но каждый знает, что есть еще один промысел–Дымковская игрушка.
Слайд 8
Творения русских умельцев дороже душе моей всяких иных.
И чем-то особым и звонким похожи на тех, кто задумывал их.
Б. Дубровин.
Игрушки–это самое дорогое, что есть у детей. Над современными игрушками работают художники, дизайнеры, делают их из разных материалов. А как высчитаете, из какого материала делались древние игрушки?
- Из дерева, глины, ткани, соломы…
Слайд 9
(Повторение пройденного материала)- Да, конечно, ребята, эти материалы нам дает природа. От природы человек всегда зависел. Он любил ее и боялся, преклоняясь перед ее силой. Вспомните, как русский человек старался уберечь себя от злых духов и силы природы?
- Он изображал солнечные знаки – круги – это солнце, квадраты с точками – засеянная земля, волнистая линия – знак воды.
Слайд 10
Новая тема. Конечно, вот и наша Дымка тоже оберегала человека. Тысячи лет хоронились в земле первые игрушки. Да и игрушками-то они в нашем понимании не были, а были это самодельные боги, олицетворенные силы неведомые, кому поклонялись и кого старались задобрить. Даже погремушки и те не были просто развлечением младенца, а громкое тарахтение ее «отгоняло злых духов».
С давних пор в холодных северных землях, на реке Вятке, встречали весну долгожданную веселым праздником «Свистунья». В честь древнего бога Ярилы – весеннего света и тепла удалые были игрища! Наши предки на веселом празднике зазывали долгожданную весну.
Слайд 11-12
К этому празднику лепили игрушки – свистульки. Долгожданная весна много радости несла, и радости этой предчувствие в игрушке воплощалось. Словно весенний свет ярка и красочна вятская игрушка. Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково в Кировской области, недалеко от города Вятки (Киров). Разными ремёслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Этой игрушке более 400 лет. (Дети должны отметить в таблицах промысел, где он возник и примерно дату возникновения).
Слайд 13
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надокучила,
Руки, ноги отморозила!
Слайд 14
А когда закончится праздник, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год. Словно радуга воцарится в доме.
Слайд 15-16
Расписные кони в яблоках, птицы-павы, жар-птицы, медведи могучие, львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то и полоску либо в клетку.
Сегодня, как и много веков назад, дымковская игрушка лепится из глины, тщательно размятой. Сушат, обжигают в печах. А закаленную игрушку отбеливают тертым мелом, замешанном на прокисшем молоке, в непорочно-белый цвет. Раскрашивают краской праздничной. И народится Белый конь – Ясный День с желтым кругом на груди, жаркими лучами, звездными боками.
Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно рассказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и дает ей жизнь.
Слайд
Практическая работа. Показ этапов росписи игрушек.
Перед тем как ребята приступят к работе, еще раз напомнить о том, чтобы они не раскрашивали, а украшали свои игрушки, сохраняя белизну основы. Именно белый цвет в сочетании с другими придает игрушке праздничность и нарядность.
Дети сидят по группам. На одном столе стоят фигурки барышень, на другом – павлины, на третьем кони. Каждая группа расписывает один вид фигурок, но, оговариваем, что все фигурки по росписи не должны повторяться. Где-то они отличаются по цвету, где-то по изображению орнамента.
Слайд 21 «Работа хороша,
Если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого,
Что руками мастера создано».
Закрепление изученного на уроке.
Ребята, а как вы понимаете эти слова поговорки?
Что вы узнали нового?
Какой промысел вы отметили в карточке?
В каком веке появилась Дымковская игрушка?
Покажите время создания игрушки на линии времени.
Оцените свою работу на уроке.
Проводится выставка работ обучающихся, обсуждение.
Домашнее задание:
К последнему уроку четверти вы по группам подготовите презентацию промысла России, предварительно обговорив с учителем тему.
На следующий урок подготовить бумажные тарелочки и стаканчики, принести синюю краску и кисти разной толщины.
Народные промыслы России (Заполняется в течение четверти)
Населенный пункт | Где находится | Вид ремесла | Время основания | Впечатление |
Село Дымково | Кировская область | Расписные глиняные игрушки | ХVII век | Оценка своей работы |
Село Гжель | Московская область | Гончарное дело. Художественная керамика, посуда. | ХIV век | Оценка своей работы |
Город Городец | Нижегородская область | Резьба и роспись по дереву | ХIV век | Оценка своей работы |
Село Хохлома | Нижегородская область | Роспись по дереву. Лаковая живопись. | ХVII век | Оценка своей работы |
Презентации детей | | | | Оценка своей работы |