СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Народные промыслы России"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена развитию интереса у обучающихся к русскому народному творчеству, и изучению основных эелентов Дымковской росписи.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Народные промыслы России"»

Народные промыслы России. Дымковская игрушка.

Урок 1, II четверть, 5 класс

Цель: Знакомство с промыслом «Дымковская игрушка».

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «ремесло», «промысел»;

  • Повторить солярные знаки и их назначение;

  • Познакомить с историей появления промысла Дымковская игрушка;

  • Научить подбирать цвет и орнамент для игрушки;

Результаты обучения:

Личностные:

  • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие народного промысла;

  • Овладение основами практической творческой работы;

  • Овладение средствами художественного изображения.

Метапредметные:

  • Формирование активного отношения к традициям и культуре своего народа;

  • Воспитание уважения к искусству России;

  • Обретение самостоятельного творческого опыта;

  • Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.

Предметные:

  • Осознание и понятие системы общечеловеческих ценностей;

  • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка.



Оборудование:

  • Фильм о развитии ремесел на Руси;

  • Презентация о дымковской игрушке;

  • Образцы Дымковской игрушки;

  • Гипсовые заготовки игрушек;

  • Карта промыслов России;

  • Карточки с таблицей;

  • Кисти, краски, баночки с водой, карандаш.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. -Вы любите путешествовать? А кто и в каких городах был?

Дети называют множество городов, стараются перебить друг друга, где они побывали.

В этой четверти я вам предлагаю совершить путешествие по России, но оно будет не простым - это путешествие по промыслам, которые развивались на протяжении многих веков на территории нашей страны.Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ремеслах, которые появились еще на заре образования русского государства, подумайте и дополните, какие еще ремесла вы можете назвать.

Презентация.

Слайд 1, 2.

Фильм о промыслах России.

-Какие же ремесла назывались в фильме?

- Производство стеклянных браслетов, резьба по камню, работа с металлом, создание кольчуг.

- А еще какие ремесла развивались на Руси?

- Резьба по дереву и кости, гончарное производство, ткачество и другие.

- Подумайте, что же такое ремесло?

- Это те изделия, без которых человек не может обойтись в жизни и созданы мастером своего дела.

Слайд 3.

- Да многие из этих ремесел были забыты в ХII веке, но история не стоит на месте, люди продолжают жить и совершенствуют свое мастерство. Ремесло – этомелкоепроизводствоготовыхизделий, гдеосновусоставляетручнойтруд. (гончарноепроизводство, резьбаподереву, художественнаякерамика, расписные

глиняныеигрушки, росписьподеревуидр.)

Слайд 4.

ПосмотритенакартународныхпромысловРоссии, навсейтерриториинашейстраныразвивалисьвтечениимногихвековремеслаипромыслы.

Слайд 5.

На ленте времени, изучая промысел, вы, ребята, должны будете отметить, вкаком веке он появился.



Слайд6,7

А промысел–это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Мастерствоизготовлениятогоилииноговидахудожественныхизделийвнародныххудожественныхпромыслахпередавалосьизпоколениявпоколение. МножестворазныхпромысловразвивалимастеранаРуси: Гжель, Хохлома, Матрешки, расписные платки, кружева, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Палех. Все эти изделия люди делали для украшения своего быта. Но каждый знает, что есть еще один промысел–Дымковская игрушка.

Слайд 8

Творения русских умельцев дороже душе моей всяких иных.

И чем-то особым и звонким похожи на тех, кто задумывал их.

Б. Дубровин.

Игрушки–это самое дорогое, что есть у детей. Над современными игрушками работают художники, дизайнеры, делают их из разных материалов. А как высчитаете, из какого материала делались древние игрушки?

- Из дерева, глины, ткани, соломы…

Слайд 9

(Повторение пройденного материала)- Да, конечно, ребята, эти материалы нам дает природа. От природы человек всегда зависел. Он любил ее и боялся, преклоняясь перед ее силой. Вспомните, как русский человек старался уберечь себя от злых духов и силы природы?

- Он изображал солнечные знаки – круги – это солнце, квадраты с точками – засеянная земля, волнистая линия – знак воды.


Слайд 10

Новая тема. Конечно, вот и наша Дымка тоже оберегала человека. Тысячи лет хоронились в земле первые игрушки. Да и игрушками-то они в нашем понимании не были, а были это самодельные боги, олицетворенные силы неведомые, кому поклонялись и кого старались задобрить. Даже погремушки и те не были просто развлечением младенца, а громкое тарахтение ее «отгоняло злых духов».

С давних пор в холодных северных землях, на реке Вятке, встречали весну долгожданную веселым праздником «Свистунья». В честь древнего бога Ярилы – весеннего света и тепла удалые были игрища! Наши предки на веселом празднике зазывали долгожданную весну.

Слайд 11-12

К этому празднику лепили игрушки – свистульки. Долгожданная весна много радости несла, и радости этой предчувствие в игрушке воплощалось. Словно весенний свет ярка и красочна вятская игрушка. Дымковская игрушка называется так, потому что родилась она в слободе Дымково в Кировской области, недалеко от города Вятки (Киров). Разными ремёслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Этой игрушке более 400 лет. (Дети должны отметить в таблицах промысел, где он возник и примерно дату возникновения).

Слайд 13


Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надокучила,

Руки, ноги отморозила!

Слайд 14

А когда закончится праздник, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год. Словно радуга воцарится в доме.

Слайд 15-16

Расписные кони в яблоках, птицы-павы, жар-птицы, медведи могучие, львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни. Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то и полоску либо в клетку.

Сегодня, как и много веков назад, дымковская игрушка лепится из глины, тщательно размятой. Сушат, обжигают в печах. А закаленную игрушку отбеливают тертым мелом, замешанном на прокисшем молоке, в непорочно-белый цвет. Раскрашивают краской праздничной. И народится Белый конь – Ясный День с желтым кругом на груди, жаркими лучами, звездными боками.

Мастера, расписывая игрушки кругами, крестами, словно рассказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и дает ей жизнь.

Слайд


Практическая работа. Показ этапов росписи игрушек.

Перед тем как ребята приступят к работе, еще раз напомнить о том, чтобы они не раскрашивали, а украшали свои игрушки, сохраняя белизну основы. Именно белый цвет в сочетании с другими придает игрушке праздничность и нарядность.

Дети сидят по группам. На одном столе стоят фигурки барышень, на другом – павлины, на третьем кони. Каждая группа расписывает один вид фигурок, но, оговариваем, что все фигурки по росписи не должны повторяться. Где-то они отличаются по цвету, где-то по изображению орнамента.

Слайд 21 «Работа хороша,

Если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого,

Что руками мастера создано».



Закрепление изученного на уроке.

  • Ребята, а как вы понимаете эти слова поговорки?

  • Что вы узнали нового?

  • Какой промысел вы отметили в карточке?

  • В каком веке появилась Дымковская игрушка?

  • Покажите время создания игрушки на линии времени.

  • Оцените свою работу на уроке.

Проводится выставка работ обучающихся, обсуждение.




Домашнее задание:

К последнему уроку четверти вы по группам подготовите презентацию промысла России, предварительно обговорив с учителем тему.

На следующий урок подготовить бумажные тарелочки и стаканчики, принести синюю краску и кисти разной толщины.



Народные промыслы России (Заполняется в течение четверти)

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания

Впечатление

Село Дымково

Кировская область

Расписные глиняные игрушки

ХVII век

Оценка своей работы

Село Гжель

Московская область

Гончарное дело. Художественная керамика, посуда.

ХIV век

Оценка своей работы

Город Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву

ХIV век

Оценка своей работы

Село Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

ХVII век

Оценка своей работы

Презентации детей




Оценка своей работы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!