СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока окружающего мира 1 класс "Явления природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания, 1 класс. Формирование первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира 1 класс "Явления природы"»

План – конспект урока окружающего мира

Тема: «Явления природы»

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представления о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

  • Систематизация полученных и имеющихся у обучающихся знаний по теме.

Развивающие:

  • Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

  • Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.

  • Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.

  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану;

  • уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.

Личностные: уметь оценивать самостоятельно проделанную работу на основе успешности учебной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Учебник: «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова;

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Учитель: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: рабочая тетрадь, учебник, ручка.

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Дети: Времена года

Учитель: Какие времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Учитель: Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.

Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока?

Дети: О явлениях природы.

  1. Этап построения проекта и выхода из затруднения.

Учитель: Мы поговорим о явлениях природы. О том, для какого времени года характерно данное явление.


Какую цель ставим на уроке для себя?

Дети: Узнать о явлениях природы.

  1. Этап реализации проекта.

Учитель: Отгадайте, какое это явление природы?

Вечером родится, ночью живет, утром умирает.

Для какого времени года характерно это явление природы?

Дети: Роса, лето.

Учитель: Отгадайте загадку:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Для какого времени года характерно это явление природы?

Дети: Дождь, летом, весной, осенью.

Учитель: Посмотрите на фотографию осеннего дождя. Выберите среди слов, записанных на доске, те, которые описывают осенний дождь.

теплый, холодный, нудный, моросит, льет, шелестит, капает, шуршит, струится.

Дети: Осенний дождь холодный, нудный, он моросит.

Учитель: Осенний дождь может идти – моросить – день, и два, и неделю, наводя на людей тоску и уныние.

Практическая работа.

Учитель: Обратите внимание на осеннее дождливое небо. Такое небо называют свинцовым. Как вы думаете – почему?

Сравните свинец и небо. Какого они цвета?

Дети:

Учитель: Попробуйте подержать свинец в руке. Что вы можете сказать? Вот и тучи на осеннем небе кажутся тяжелыми, готовыми в любой момент пролиться холодным дождем.

Физкультминутка.

Учитель: Посмотрите на фотографии летнего дождя, послушайте. Какие слова подойдут для описания этого явления природы?

Дети: Летний дождь теплый, он шелестит, шуршит по листьям, иногда бывает такой сильный, что говорят, что дождь льет как из ведра.

Учитель: Очень часто летний дождь приходит не один, а вместе с другим явлением природы, которое я сейчас предлагаю вам угадать.

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

Дети: Гроза (молния).

Учитель: Посмотрите на фотографию, послушай приближение грозы. В какое время года мы можем наблюдать грозы?

Дети: Лето, весна.

Учитель: Дожди с грозами характерны именно для лета, но первые первые грозы приходят к нам весной.

Послушайте, как о первой весенней грозе сказал известный русский писатель Федор Иванович Тютчев:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Почему о первом громе говорится, что он грохочет «как бы резвяся и играя»?

Дети: Гром как бы пробует свои силы.

Учитель: А мы продолжаем знакомство с явлениями природы.

Что это? И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

Для какого времени года характерно это явление природы?

В какую погоду появляется иней?

Дети: Иней, зима, когда после небольшой оттепели бывает мороз.

Учитель: О каком явлении природы говорится в этой загадке?

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Для какого времени года характерно это явление природы?

В какую погоду идет снег?

Дети: Снег, зима, когда нет сильного мороза.

Учитель: Снег зимой может идти весь день или несколько дней. И тогда говорят, что на улице…

Дети: Снегопад.

Учитель: Но вот пригрело ласковое весеннее солнышко. Под его теплыми лучами снег дрогнул и начал …

Дети: Таять.

Учитель: Для какого времени года характерно это явление природы?

Дети: Весна.

Учитель: Посмотрите на фотографию, послушайте звуки наступающей весны. Что вы в них услышали?

Дети: Радость природы, пробуждающейся от зимнего сна.

Учитель: Как называется это природное явление? Для какого времени года оно характерно?

Дети: Ледоход, весна.

Учитель: Послушайте, как трещат льдины, сталкиваясь между собой, напирая друг на друга.

Работа по учебнику (с. 42)

Учитель: Послушайте, о каком явлении природы говорится в рассказе?

Дети: Радуга.

Учитель: В какое время года бывает радуга?

Дети: Летом, во время дождя.

Учитель: Что вы узнали из рассказа, когда на небе появляется радуга? Кто из вас знает, сколько цветов у радуги?

Дети: 7.

Учитель: Название этого явления природы произошло от двух слов – листья падают. Как оно называется?

Дети: Листопад.

Учитель: Когда бывает листопад?

Дети: Осенью.

Учитель: И еще об одном явлении природы мы с вами сегодня узнаем. Посмотрите на изображение. Что это?

Дети: Туман.

Учитель: Туманы бывают в каждом из времен года.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Вспомните, про какие явления природы мы говорили сегодня?

В какие времена года они случаются?

Учитель: Из приведенных на слайде объектов природы выберите те, которые относятся к теме нашего урока.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради по окружающему миру с. 21. Проверка с доски.

Учитель: Вы много узнали о явлениях природы. Нарисуйте два явления природы, которые вам особенно понравились, запомнились.

Теперь обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте и проверьте его работу.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель: Раскрасьте рисунки явлений природы: листопада, туч, дождя.

Проверьте свою работу.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель: О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Какой вывод сделаем?

Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)?

Достигли ли мы поставленной цели?

Дети: Дождь, снег, ветер, метель, радуга, гроза, роса, туман, иней – всё это явления природы.

Учитель: Понравился ли вам урок?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!