План – конспект урока окружающего мира
Тема: «Явления природы»
Класс: 1
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.
Развитие таких приёмов умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ, синтез.
Развитие познавательной активности.
Воспитательные:
Воспитание через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы.
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
уметь группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
уметь участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом; работать по предложенному учителем плану;
уметь организовывать свое рабочее места под руководством учителя.
Личностные: уметь оценивать самостоятельно проделанную работу на основе успешности учебной деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Учебник: «Окружающий мир» 1 класс, автор Н.Ф. Виноградова;
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Учитель: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: рабочая тетрадь, учебник, ручка.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель: Отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Дети: Времена года
Учитель: Какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Учитель: Каждое время года неповторимо, природа радует, удивляет человека своей красотой. Для каждого времени года характерны свои проявления природы, по-другому называем мы их явлениями природы.
Так о чем же мы сегодня на уроке будем говорить. Какова тема нашего урока?
Дети: О явлениях природы.
Этап построения проекта и выхода из затруднения.
Учитель: Мы поговорим о явлениях природы. О том, для какого времени года характерно данное явление.
Какую цель ставим на уроке для себя?
Дети: Узнать о явлениях природы.
Этап реализации проекта.
Учитель: Отгадайте, какое это явление природы?
Вечером родится, ночью живет, утром умирает.
Для какого времени года характерно это явление природы?
Дети: Роса, лето.
Учитель: Отгадайте загадку:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет.
Для какого времени года характерно это явление природы?
Дети: Дождь, летом, весной, осенью.
Учитель: Посмотрите на фотографию осеннего дождя. Выберите среди слов, записанных на доске, те, которые описывают осенний дождь.
теплый, холодный, нудный, моросит, льет, шелестит, капает, шуршит, струится.
Дети: Осенний дождь холодный, нудный, он моросит.
Учитель: Осенний дождь может идти – моросить – день, и два, и неделю, наводя на людей тоску и уныние.
Практическая работа.
Учитель: Обратите внимание на осеннее дождливое небо. Такое небо называют свинцовым. Как вы думаете – почему?
Сравните свинец и небо. Какого они цвета?
Дети:
Учитель: Попробуйте подержать свинец в руке. Что вы можете сказать? Вот и тучи на осеннем небе кажутся тяжелыми, готовыми в любой момент пролиться холодным дождем.
Физкультминутка.
Учитель: Посмотрите на фотографии летнего дождя, послушайте. Какие слова подойдут для описания этого явления природы?
Дети: Летний дождь теплый, он шелестит, шуршит по листьям, иногда бывает такой сильный, что говорят, что дождь льет как из ведра.
Учитель: Очень часто летний дождь приходит не один, а вместе с другим явлением природы, которое я сейчас предлагаю вам угадать.
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
Дети: Гроза (молния).
Учитель: Посмотрите на фотографию, послушай приближение грозы. В какое время года мы можем наблюдать грозы?
Дети: Лето, весна.
Учитель: Дожди с грозами характерны именно для лета, но первые первые грозы приходят к нам весной.
Послушайте, как о первой весенней грозе сказал известный русский писатель Федор Иванович Тютчев:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Почему о первом громе говорится, что он грохочет «как бы резвяся и играя»?
Дети: Гром как бы пробует свои силы.
Учитель: А мы продолжаем знакомство с явлениями природы.
Что это? И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.
Для какого времени года характерно это явление природы?
В какую погоду появляется иней?
Дети: Иней, зима, когда после небольшой оттепели бывает мороз.
Учитель: О каком явлении природы говорится в этой загадке?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Для какого времени года характерно это явление природы?
В какую погоду идет снег?
Дети: Снег, зима, когда нет сильного мороза.
Учитель: Снег зимой может идти весь день или несколько дней. И тогда говорят, что на улице…
Дети: Снегопад.
Учитель: Но вот пригрело ласковое весеннее солнышко. Под его теплыми лучами снег дрогнул и начал …
Дети: Таять.
Учитель: Для какого времени года характерно это явление природы?
Дети: Весна.
Учитель: Посмотрите на фотографию, послушайте звуки наступающей весны. Что вы в них услышали?
Дети: Радость природы, пробуждающейся от зимнего сна.
Учитель: Как называется это природное явление? Для какого времени года оно характерно?
Дети: Ледоход, весна.
Учитель: Послушайте, как трещат льдины, сталкиваясь между собой, напирая друг на друга.
Работа по учебнику (с. 42)
Учитель: Послушайте, о каком явлении природы говорится в рассказе?
Дети: Радуга.
Учитель: В какое время года бывает радуга?
Дети: Летом, во время дождя.
Учитель: Что вы узнали из рассказа, когда на небе появляется радуга? Кто из вас знает, сколько цветов у радуги?
Дети: 7.
Учитель: Название этого явления природы произошло от двух слов – листья падают. Как оно называется?
Дети: Листопад.
Учитель: Когда бывает листопад?
Дети: Осенью.
Учитель: И еще об одном явлении природы мы с вами сегодня узнаем. Посмотрите на изображение. Что это?
Дети: Туман.
Учитель: Туманы бывают в каждом из времен года.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Вспомните, про какие явления природы мы говорили сегодня?
В какие времена года они случаются?
Учитель: Из приведенных на слайде объектов природы выберите те, которые относятся к теме нашего урока.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради по окружающему миру с. 21. Проверка с доски.
Учитель: Вы много узнали о явлениях природы. Нарисуйте два явления природы, которые вам особенно понравились, запомнились.
Теперь обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте и проверьте его работу.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: Раскрасьте рисунки явлений природы: листопада, туч, дождя.
Проверьте свою работу.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель: О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?
Какой вывод сделаем?
Какие явления природы характерны для весны лета, осени, зимы)?
Достигли ли мы поставленной цели?
Дети: Дождь, снег, ветер, метель, радуга, гроза, роса, туман, иней – всё это явления природы.
Учитель: Понравился ли вам урок?