Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть сущность физической величины - электрического сопротивления и единицы его измерения.
Задачи урока:
а) формирование представлений об электрическом сопротивлении и единицы его измерения, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения распознавать электрические явление и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства и условия протекания этих явлений, описание изученных свойств тел и явлений, используя физические величины: электрическое сопротивление, сила тока, напряжение, электрический заряд, формирование умения при описании явлений правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, развитие способности нахождения формул, связывающих данную физическую величину с другими величинами, формирование умений решения задач, используя формулы нахождения электрического сопротивления (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное и демонстрационное оборудование, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет..
Ход урока
Организационный момент «Здравствуйте, ребята. Я рад вас сегодня видеть! Перед вами знакомые вам разноцветные кружочки. Выберите кружок одного цвета или сочетание двух цветов. Этим мы определим ваше настроение . Успеха нам с вами на сегодняшнем уроке.
Постановка цели и задач урока
Учитель собирает электрическую цепь.
Снимает показания амперметра при одном и том же напряжении.
- Почему показания различны? Вопрос на который мы получим ответ в конце урока.
схема 1
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?
Расскажите о каждой физической величине. Работа по вариантам
I, U, A, q, t.
План рассказа о физической величине.
-Физический смысл.
-Обозначение физической величины.
-Единицы измерения физической величины.
-Формула, по которой вычисляется физическая величина.
-Начертить схемы для измерения силы тока, напряжения
Изучение новых знаний и способов деятельности
На схеме электрической цепи (схема 1) мы будем менять резисторы . И заметим, что при одинаковом напряжении сила тока меняется. Значит, она зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников включенных в цепь. (Интерактивный плакат)
Пояснения ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba070-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_14.swf
Вы знаете, что в узлах кристаллической решетки металла расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны. Но они не могут двигаться неограниченно долго, так как взаимодействуют с ионами кристаллической решетки металла, отталкиваются с ионами. То есть, ионы мешают движению электронам в металлах, как бы оказывают сопротивление. Итак, причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.
Свойство проводника ограничивать силу тока в цепи называют его
сопротивлением и обозначают -R. За единицу сопротивления принимают 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А.
Применяются и другие единицы сопротивления: миллиом, килом, мегаом.
Первичная проверка понимания изученного
«Откройте учебник на странице 102 и поработайте в парах над ответами на вопросы после параграфа. Л.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы 8 класс» стр. 67 начальный уровень уровень задачи №1-6 под «а»-работа цепочкой. Решение тестовых заданий из ЭОР
Закрепление
Решение качественных и количественных задач
1.
2.На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением, во сколько раз?
3.Как Вы думаете, от чего может зависеть сопротивление проводников?
4.Запишите сопротивление в Ом
250мОм=
0,348 гОм=
12кОм=
0,456кОм=
25Мом=
Учащиеся решают задачи, учитель контролирует правильность решения этих задач.
2.при напряжении в 6 В сила тока больше в проводнике А, следовательно сопротивление этого проводника меньше, а сопротивление проводника В больше в 3 раза.
3. Т.к. причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки, то сопротивление зависит от количества взаимодействий электронов с ионами кр. Решетки, т.е длины проводника, молекулярного строения, толщины проводника
4. 250мОм=0,25Ом
0,348 гОм=34,8Ом
12кОм=12000Ом
0,456кОм=456Ом
25Мом=25000000Ом
Домашнее задание:
параграф 43 читать, определения учить, упр. 18 задание 3 на странице 98 выполнить письменно в тетради»
Написать Минисочинение: «Электрическое сопротивление это……»
Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Сила тока в проводнике зависит от электрического сопротивления. Причина сопротивления в проводнике-взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки
Выберите кружок одного цвета или сочетание двух цветов, которые сейчас соответствуют вашему настроению
Список литературы.
Перышкин, А.В. Физика-8-М: Дрофа, 2010. – 270с.
Электрические явления.- Режим доступа : http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba070-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_14.swf., свободный. Загл.с экрана.