I. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | 1,5 МИН. |
Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. Ознакомление учащихся с планом работы на сегодня. |
II. | ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | 13 МИН. |
Делю каждый ряд на 2 варианта. Раздаю карточки. На выполнение задания – 6 мин. | 7 мин. Письменный опрос по карточкам |
Проверка знания текста §52 «Рельеф и полезные ископаемые». 1. Каковы особенности поверхности Северной Америки? (Преобладают равнины, горы занимают 1/3. В основании материка лежит Североамериканская платформа. На севере преобладают низменные и возвышенные равнины с выходом кристаллического фундамента, огромное количество озёр. Много тысяч лет назад эту территорию покрывал ледник. После его деятельности остались сглаженные скалы, плоские вершины холмов, нагромождения валунов. На юге и середине материка раскинулись холмистые Центральные равнины, которые также были покрыты ледником, и плоская Миссисипская низменность. Западнее лежат Великие равнины, ступенями поднимающиеся к Кордильерам. На востоке расположены невысокие горы Аппалачи, сильно разрушенные и пересечённые долинами многочисленных рек. Склоны гор пологие, вершины округлые, высота более 2 000 м. Вдоль западного побережья протянулись Кордильеры, расчленённые глубокими речными долинами – каньонами. В северной части Кордильер поднимается наивысшая точка Северной Америки – г. Мак-Кинли (6 194 м). Кордильеры образованы на месте стыка двух литосферных плит, в полосе сжатия земной коры, что часто приводит к землетрясениям). 2. Расскажите о размещении полезных ископаемых на территории Северной Америки. (Полезные ископаемые найдены почти на всей её территории. На севере преобладают месторождения руд железа, меди, никеля. В осадочных породах Центральных и Великих равнин и на Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля. В Аппалачах и предгорьях залегают железные руды и каменный уголь. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды и др.)). | 6 мин. Устный индивидуальный опрос |
III. | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | 20 МИН. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Сегодня мы приступаем к изучению следующего природного компонента Северной Америки. Что мы с вами рассматриваем после рельефа? (Климат) Это и будет темой нашего урока. Открываем свои тетради, записываем число, «Классная работа» и тема сегодняшнего урока «Климат Северной Америки». Теперь давайте откроем свои атласы на стр. 35 – климатическая карта и карта природных зон. Внимательно рассмотрите эти 2 карты. Сейчас мы с вами по ним побеседуем. | Записывают число и тему урока в тетрадях. Открывают атласы, рассматривают карты. | 1 мин. Объяснительно-иллюстративный |
Давайте попытаемся с вами выяснить, от чего зависят основные климатические условия Северной Америки. Запишите в своих тетрадях заголовок «Факторы, влияющие на климат материка». Приступаем к беседе: 1. От каких факторов зависит формирование климата? (Солнечная радиация, циркуляция воздушных масс атмосферы, характер подстилающей поверхности) 2. Между какими широтами расположена Северная Америка? (Между 8º и 88º с.ш.) 3. Какова протяжённость материка с севера на юг? (Более 7 000 км) 4. Охарактеризуйте береговую линию материка. (Слабо изрезана западе, средне на востоке и сильно на севере) 5. Как изрезанность береговой линии влияет на климат? (Глубоко вдающиеся в сушу Гудзонов и Мексиканский залив выхолаживают и нагревают материк) 5. Где, как и какие две горные системы расположены на материке? (Кордильеры и Аппалачи, меридионально вдоль западного и восточного побережий) 6. Как подобное расположение горных хребтов будет влиять на дующие ветра? (Преграждают путь ветрам с Тихого океана и Атлантики) 7. Каким рельефом характеризуется срединная часть материка? (Равнины – Центральные, Великие и Миссисипская низменность) 8. Как равнины сказываются на дующих ветрах? (Ветра легко проникают с севера на юг и с юга на север) | Глядя на карты, отвечают на вопросы учителя. | 3,5 мин. Эвристическая беседа |
Выводы, полученные в ходе эвристической беседы, под диктовку записываются в тетрадь: 1) большая протяжённость материка с севера на юг; 2) значительная изрезанность берегов на севере материка; 3) почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; 4) по равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север. | Записывают под диктовку учителя в тетрадь. | 2,5 мин. Объяснительно-иллюстративный |
Факторы, влияющие на климат Северной Америки мы с вами выяснили, а теперь приступаем к самим климатическим особенностям материка. Давайте опишем климат Северной Америки, пользуясь планом описания климата на стр. 312 в ваших учебниках. Откройте свои учебники и найдите этот план. Кто желает из класса описать климат Северной Америки на отметку? | Открывают ученики. Один из учащихся отвечает на отметку, остальные слушают. | 3 мин. Репродуктивный |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Теперь откройте свои учебники на стр. 213 и прочитайте задание 1. Давайте его с вами выполним для полуостровов Аляска и Лабрадор – сделаем в виде сравнительной таблицы. Напишите в тетрадях название таблицы – «Сравнительная характеристика климата полуостровов Аляска и Лабрадор». Шапочку рисую на доске: Территория | п-ов Аляска | п-ов Лабрадор | Температура января | –8º … –24º С | –16º … –24º С | Температура июля | +8º … +16º С | +8º … + 16º С | Годовое кол-во осадков | 100 – 1 000 мм | 250 – 2 000 мм | Климатический пояс | Умеренный на юге, субарктический в центральной части и арктический на севере | Умеренный на большей территории и субарктический на севере | Название климата | На юге – морской умеренный, в центральной части – субарктический, на севере – арктический | На большей части – муссонный умеренный, на севере – субарктический | Задание выполняется совместно с учащимися по атласу – стр. 35 «Северная Америка. Климатическая карта и «Северная Америка. Природные зоны» и стр. 12 «Климатические пояса и области мира». Одновременно после ответов учащихся записываю ответ в нужную ячейку на доске. | Открывают учебники. Строят в тетрадях таблицу. Пользуясь картами атласа, заполняют её совместно с учителем. | 10 мин. Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный |
IV. | ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | 7,5 МИН. |
Завершение заполнения таблицы. Контроль заполнения. Игра «Клуб путешественников». Работа по климатической карте атласа. Индивидуальные вопросы для учащихся: 1) Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, летом и зимой, если отправляешься… на побережье Гудзонова залива? 2) –//–… на полуостров Калифорния? 3) –//–… на северное побережье Великих озёр? 4) –//–… на побережье Мексиканского залива? 5) –//–… в город Ном, расположенный на западном побережье Аляски? 6) –//–… на Панамский перешеек? 7) –//–… к мысу Сент-Чарльз? 8) –//–… на Амазонскую низменность? ЛОВУШКА!!! | Заканчивают заполнение таблицы. Отвечают на вопросы учителя, пользуясь климатической картой в атласе. | |
V. | ЗАДАНИЕ НА ДОМ | 2 МИН. |
1) §53 «Климат» (стр. 210 – 213) – читать, уметь пересказать содержимое параграфа. 2) Конкурные карты (стр. __) «Климат Северной Америки» – выполнить в соответствии с требуемыми заданиями. 3) Зад. 1, стр. 213 учебника (выполнить для п-овов Калифорния и Флорида). 4) Зад. 2 на стр. 213 учебника оформить письменно на листочках. + Объяснить свой ответ. Листочки с ответом сдаются на следующий урок на проверку. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. | |
1. Программа к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2004.
2. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.
3. Воробцова Т.Н. География 7 класс (поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов»). – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002. – 142 с.
4. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.