СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для подготовки урока по географии в 7 классе на тему: " Климат Северной Америки" к учебнику " Материки и Океаны", В.А.Коринская и др.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по географии в 7 классе на тему: "Климат Северной Америки"»

Тема урока: «Климат Северной Америки»


Цели урока:

1) образовательные: дать учащимся представление о климате Северной Америки, закономерностях и особенностях его формирования, напомнить о климатообразующих факторах, совершенствовать умения анализировать климат отдельных территорий;

2) развивающие: развить географическое мышление, внимание, кругозор и познавательные интересы учащихся, заинтересовать изучением погоды и климата и школьного предмета географии в целом;

3) воспитательные: воспитать чувство активности, ответственности, аккуратности и дисциплинированности.


Оборудование: настенные карты «Физическая карта Северной Америки» и «Климатическая карта Северной Америки», учебник «География материков и океанов. 7 класс» В.А. Коринской и др., атлас, контурные карты.


Тип урока: фронтальный опрос.


ХОД УРОКА


I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1,5 МИН.

Приветственное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. Ознакомление учащихся с планом работы на сегодня.

II.

ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

13 МИН.

Делю каждый ряд на 2 варианта. Раздаю карточки. На выполнение задания – 6 мин.

7 мин.

Письменный опрос по карточкам

Проверка знания текста §52 «Рельеф и полезные ископаемые».

1. Каковы особенности поверхности Северной Америки? (Преобладают равнины, горы занимают 1/3. В основании материка лежит Североамериканская платформа. На севере преобладают низменные и возвышенные равнины с выходом кристаллического фундамента, огромное количество озёр. Много тысяч лет назад эту территорию покрывал ледник. После его деятельности остались сглаженные скалы, плоские вершины холмов, нагромождения валунов. На юге и середине материка раскинулись холмистые Центральные равнины, которые также были покрыты ледником, и плоская Миссисипская низменность. Западнее лежат Великие равнины, ступенями поднимающиеся к Кордильерам. На востоке расположены невысокие горы Аппалачи, сильно разрушенные и пересечённые долинами многочисленных рек. Склоны гор пологие, вершины округлые, высота более 2 000 м. Вдоль западного побережья протянулись Кордильеры, расчленённые глубокими речными долинами – каньонами. В северной части Кордильер поднимается наивысшая точка Северной Америки – г. Мак-Кинли (6 194 м). Кордильеры образованы на месте стыка двух литосферных плит, в полосе сжатия земной коры, что часто приводит к землетрясениям).

2. Расскажите о размещении полезных ископаемых на территории Северной Америки. (Полезные ископаемые найдены почти на всей её территории. На севере преобладают месторождения руд железа, меди, никеля. В осадочных породах Центральных и Великих равнин и на Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля. В Аппалачах и предгорьях залегают железные руды и каменный уголь. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды и др.)).

6 мин.

Устный индивидуальный опрос

III.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

20 МИН.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Сегодня мы приступаем к изучению следующего природного компонента Северной Америки. Что мы с вами рассматриваем после рельефа? (Климат) Это и будет темой нашего урока. Открываем свои тетради, записываем число, «Классная работа» и тема сегодняшнего урока «Климат Северной Америки».

Теперь давайте откроем свои атласы на стр. 35 – климатическая карта и карта природных зон. Внимательно рассмотрите эти 2 карты. Сейчас мы с вами по ним побеседуем.

Записывают число и тему урока в тетрадях. Открывают атласы, рассматривают карты.

1 мин.

Объяснительно-иллюстративный

Давайте попытаемся с вами выяснить, от чего зависят основные климатические условия Северной Америки. Запишите в своих тетрадях заголовок «Факторы, влияющие на климат материка». Приступаем к беседе:

1. От каких факторов зависит формирование климата? (Солнечная радиация, циркуляция воздушных масс атмосферы, характер подстилающей поверхности)

2. Между какими широтами расположена Северная Америка? (Между 8º и 88º с.ш.)

3. Какова протяжённость материка с севера на юг? (Более 7 000 км)

4. Охарактеризуйте береговую линию материка. (Слабо изрезана западе, средне на востоке и сильно на севере)

5. Как изрезанность береговой линии влияет на климат? (Глубоко вдающиеся в сушу Гудзонов и Мексиканский залив выхолаживают и нагревают материк)

5. Где, как и какие две горные системы расположены на материке? (Кордильеры и Аппалачи, меридионально вдоль западного и восточного побережий)

6. Как подобное расположение горных хребтов будет влиять на дующие ветра? (Преграждают путь ветрам с Тихого океана и Атлантики)

7. Каким рельефом характеризуется срединная часть материка? (Равнины – Центральные, Великие и Миссисипская низменность)

8. Как равнины сказываются на дующих ветрах? (Ветра легко проникают с севера на юг и с юга на север)

Глядя на карты, отвечают на вопросы учителя.

3,5 мин.

Эвристическая

беседа

Выводы, полученные в ходе эвристической беседы, под диктовку записываются в тетрадь:

1) большая протяжённость материка с севера на юг;

2) значительная изрезанность берегов на севере материка;

3) почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов;

4) по равнинам, лежащим в центральной части материка, свободно проникают ветры с севера на юг и с юга на север.

Записывают под диктовку учителя в тетрадь.

2,5 мин.

Объяснительно-иллюстративный

Факторы, влияющие на климат Северной Америки мы с вами выяснили, а теперь приступаем к самим климатическим особенностям материка. Давайте опишем климат Северной Америки, пользуясь планом описания климата на стр. 312 в ваших учебниках. Откройте свои учебники и найдите этот план. Кто желает из класса описать климат Северной Америки на отметку?

Открывают ученики. Один из учащихся отвечает на отметку, остальные слушают.

3 мин.

Репродуктивный

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Теперь откройте свои учебники на стр. 213 и прочитайте задание 1. Давайте его с вами выполним для полуостровов Аляска и Лабрадор – сделаем в виде сравнительной таблицы. Напишите в тетрадях название таблицы – «Сравнительная характеристика климата полуостровов Аляска и Лабрадор». Шапочку рисую на доске:

Территория

п-ов Аляска

п-ов Лабрадор

Температура января

–8º … –24º С

–16º … –24º С

Температура июля

+8º … +16º С

+8º … + 16º С

Годовое кол-во осадков

100 – 1 000 мм

250 – 2 000 мм

Климатический пояс

Умеренный на юге, субарктический в центральной части и арктический на севере

Умеренный на большей территории и субарктический на севере

Название климата

На юге – морской умеренный, в центральной части – субарктический, на севере – арктический

На большей части – муссонный умеренный, на севере – субарктический

Задание выполняется совместно с учащимися по атласу – стр. 35 «Северная Америка. Климатическая карта и «Северная Америка. Природные зоны» и стр. 12 «Климатические пояса и области мира». Одновременно после ответов учащихся записываю ответ в нужную ячейку на доске.

Открывают учебники. Строят в тетрадях таблицу. Пользуясь картами атласа, заполняют её совместно с учителем.

10 мин.

Репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный

IV.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

7,5 МИН.

Завершение заполнения таблицы. Контроль заполнения.

Игра «Клуб путешественников». Работа по климатической карте атласа. Индивидуальные вопросы для учащихся:

1) Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, летом и зимой, если отправляешься… на побережье Гудзонова залива?

2) –//–… на полуостров Калифорния?

3) –//–… на северное побережье Великих озёр?

4) –//–… на побережье Мексиканского залива?

5) –//–… в город Ном, расположенный на западном побережье Аляски?

6) –//–… на Панамский перешеек?

7) –//–… к мысу Сент-Чарльз?

8) –//–… на Амазонскую низменность? ЛОВУШКА!!!

Заканчивают заполнение таблицы. Отвечают на вопросы учителя, пользуясь климатической картой в атласе.


V.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

2 МИН.

1) §53 «Климат» (стр. 210 – 213) – читать, уметь пересказать содержимое параграфа.

2) Конкурные карты (стр. __) «Климат Северной Америки» – выполнить в соответствии с требуемыми заданиями.

3) Зад. 1, стр. 213 учебника (выполнить для п-овов Калифорния и Флорида).

4) Зад. 2 на стр. 213 учебника оформить письменно на листочках. + Объяснить свой ответ. Листочки с ответом сдаются на следующий урок на проверку.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.



VI. Литература:

1. Программа к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2004.

2. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 320 с.

3. Воробцова Т.Н. География 7 класс (поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов»). – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002. – 142 с.

4. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!