План – конспект урока по геометрии с использованием ЭОР по теме: «Теорема косинусов»
Класс: 9 класс
Цель урока:
Развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путем изучения теоремы косинусов и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Задачи урока:
Обучающая: отрабатывать применение данной теоремы при решении задач, совершенствовать навыки решения задач;
Развивающая: развитие познавательной активности, творческих способностей, мышления, умения анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
Воспитательная: воспитание чувства ответственности каждого учащегося, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера и элементов занимательности;
Методическая: показать применение методов дифференцированной работы при решении задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, чертежные принадлежности, презентация, выполненная в редакторе Microsoft Power Point, ноутбуки.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная в режиме самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор
План урока
Этапы урока
Организационный момент – 2 мин
Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания – 5 мин
Изучение нового материала – 10 мин
Решение задач –13 мин
Проверка усвоения (тест) – 10 мин
Подведение итогов – 2 мин
Домашнее задание – 2 мин
Рефлексия – 1 мин
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места к уроку (приветствие, проверка готовности к уроку, рабочих тетрадей, письменных принадлежностей).
Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Этап подготовки к восприятию нового материала. (Фронтальная работа с классом)
1. Повторение. Повторить понятие о косинусе угла:
определение;
значения косинусов некоторых углов от от 0о до 90о
свойство косинусов равных углов;
свойство косинусов смежных углов;
свойство косинусов углов, значения которых увеличиваются от 0о до 90о.
2.Новый материал
Историческая справка: Впервые теорема косинусов была доказана учёным – математиком аль-Бируни (973-1048 г.г.). С помощью данной теоремы и теоремы синусов можно будет полностью решить задачу: «Решить треугольник», т.е. как зная одни из основных элементов треугольника (их 6: 3 угла и 3 стороны), найти другие.
Теорема: Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
Дано:
Треугольник АВС.
Доказать:
1. ;
2. ;
3. .
Доказательство.
Одно из самых красивых и простых доказательств теоремы косинусов является доказательство её в координатной плоскости.
Внесём в координатную плоскость произвольный треугольник ABC так, чтобы точка А совпала с началом координат, а прямая АВ лежала на прямой ОХ. Введём обозначения AB=c, AC=b, CB=a, a угол CAB=α (пока будем считать что α≠90°).
Тогда точка A имеет координаты (0;0), точка B(c;0). Через функцию sin и cos, а также сторону АС=b выведем координаты точки С. С (b×cosα;b×sinα). Координаты точки С остаются неизменными при тупом и остром угле α.
Зная координаты С и B, а также зная, что CB=a, найдя длину отрезка, мы можем составить равенство:
Так как
(основное тригонометрическое тождество), то
Теорема доказана.
Стоит отметить, что для прямого угла α, теорема также работает cos90°=0 и a²=b²+с² - известная всем теорема Пифагора.
Доказательство теоремы через векторы
Оно гораздо короче предыдущего. И если знать свойства векторов, то теорема косинусов для треугольника будет доказана просто.
Если стороны а, в, с обозначить соответственно векторами ВС, АС и АВ, то справедливо равенство: ВС = АС - АВ. Теперь нужно выполнить некоторые действия. Первое из них — это возведение в квадрат обеих частей равенства:ВС2 = АС2 + АВ2 - 2 АС * АВ. Потом равенство нужно переписать в скалярном виде, учитывая то, что произведение векторов равно косинусу угла между ними на их скалярные значения:ВС2 = АС2 + АВ2 - 2 АС * АВ * cos А. Осталось только вернуться к старым обозначениям, и снова получится теорема косинусов:а2 = в2 + с2 - 2 * в * с * cos А
Закрепление материала. Решение задач
Задачи по готовым чертежам. Чертежи проектируются при помощи проектора. При решении задач учащиеся каждый раз проговаривают формулировку теоремы.
Задача 1
Ответ: .
Задача 2
Ответ: 4.
Задача 3
Ответ: 60°.
Проверка усвоенного материала проводится в форме тестирования Проводится тест
Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) тупого угла
б) прямого угл
в) острого угла
В АВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину:
а) угла А
б) угла В
в) угла С
Треугольник со сторонами 5, 6 и 7 см:
а) остроугольный
б) прямоугольный
в) тупоугольный
Если в АВС А=48°; В=72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона:
а) АВ
б) АС
в) ВС
Если квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против:
а) острого угла
б) прямого угла
в) тупого угла
Самопроверка. Ответы:
Итоги урока
Оценка работы учащихся. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Домашняя работа: выучить доказательство теоремы косинусов и решить задачи (выданы каждому – индивидуально)