СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по истории на тему: "Реформы 60-70 годов 19 века в России."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великие реформы 19 в. Урок -дискуссия.Класс разделен на две группы. Одна группа сторонники реформ,  другая противники реформ.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по истории на тему: "Реформы 60-70 годов 19 века в России."»



План – конспект

урока по истории

на тему:


« Реформы 60-70-х годов

19 века в России»








Учитель истории

Юртаев Г.Р.




Тема: Реформы 60-70-х годов 19 века в России.


Цель: 1) Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны реформ 60-70-х годов. 2) Показать влияние реформ на социально – экономическое развитие России. 3) Способствовать развитию устной речи, активизации мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес к предмету. 4) Формировать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения. 5) Дать объективную оценку реформам 60-70-хгодов 19 века в России.

Оборудование: карта «Российская империя во второй пол. 19 века», хрестоматия по истории России, сборники документов по истории России 19 века.

Литература: учебник история России 17-19вв.

под. редакцией В.Н. Буганова, П.Н.Зырянова, книга

для чтения по истории России 19 века, под редакцией

В.С. Антонова, журнал Преподавание истории в школе №3 2013г.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: дискуссия

Ход урока.

Подготовительный этап.

Класс разделен на три рабочие группы:

Сторонники реформ, критики реформ, эксперты.

Основной этап.

Обсуждаемые вопросы.

  1. Отмена крепостного права в России:

освобождение или ограбление крестьян?

  1. Земская реформа: решение насущных проблем

или пятое колесо в телеге?

  1. Судебная реформа: плюсы и минусы.

  2. Военная реформа: достижения и недостатки.


Вступительное слово учителя.

История нашей страны сложна и многогранна.

Если бросить ретроспективный взгляд в наше прошлое, то мы увидим, что большое место в нашей истории занимали различные реформы, будь-то реформы Избранной рады или реформы Петра 1


или же реформы 60-70-х годов 19 века.

Исторический опыт показывает, что любые реформы практически всегда наталкиваются на противодействие.

Всегда находились сторонники и противники реформ, критики реформ. И в исторической литературе многие исследователи

придерживаются самых различных точек зрения, когда вопрос касается оценки, какой- либо исторической реформы.

Наша сегодняшняя тема, реформы 60-70-х годов в России,

так же имеет неоднозначную оценку и трактовку среди историков

и политиков. Правда, в настоящее время здесь можно выделить

две ярко выраженные тенденции. В учебниках советского периода

эти реформы давались в основном с отрицательной точки зрения.

В настоящее время в большинстве учебников эти реформы преподносятся с положительной точки зрения. Поэтому наша

Цель в ходе дискуссии – выяснить, чего же было больше в этих реформах: положительного или отрицательного, успехов или

неудач, плюсов или минусов. Участвуя в дискуссии, вы попробуете

дать свою оценку реформам 60-70-х годов. Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться

приблизиться к ней. Дискуссия – это полемика, спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.

Вы, сторонники реформ, постарайтесь аргументировано защитить

свою точку зрения, а вы- критики – попробуйте их опровергнуть.

Господа эксперты, вы должны вынести объективное заключение.

Первый вопрос нашей дискуссии – отмена крепостного права в России. Вопрос спорный актуальный, я бы сказал- животрепещущий. Вы знаете, что и сейчас в нашей стране идет процесс принятия новых земельных законов. И сейчас существуют самые различные точки зрения в этом вопросе. Давайте же проанализируем решение вопросов, связанных с землей,

с поземельными отношениями более 150 лет тому назад.

Может быть, опыт предков пригодится нынешнему поколению россиян.






Обсуждение первого вопроса.


Позиция сторонников реформ.

Позиция критиков реформ.

Позиция экспертов.


Слово учителя.

Переходим ко второму вопросу нашей дискуссии. Этот вопрос

тоже неоднозначно интерпретируется в исторической литературе.

Он тоже актуален. Ведь в настоящее время в России происходит

Становление местного самоуправления, которое также сталкивается с огромной массой проблем самого различного характера. Возможно, опыт создания и деятельности земств

будет использован в дальнейшем для совершенствования и улучшения работы органов местного самоуправления. Такую мысль высказал , например, А.И. Солженицын, выступая пару

лет назад в стенах Государственной Думы. Мы же сейчас попытаемся выяснить, чем же являлись земства для русской

деревни 2-й пол. 19 века: органами, которые решали насущные проблемы или по выражению В.И. Ленина, являлись «пятым колесом в телеге», т.е. были дополнительной обузой в решении

этих проблем.



Обсуждение второго вопроса.



Позиция сторонников реформ.

Позиция критиков реформ.

Позиция экспертов.



Слово учителя.


И теперь третий вопрос наших дебатов.

Судебная реформа: плюсы и минусы.


Говоря о судебной реформе 1864г. можно провести параллели

с сегодняшним днем.

В настоящее время в России идет процесс становления правового

государства, формируются основы гражданского общества, где

судебная власть играет огромную роль. И нам с вами было бы

интересно узнать, как развивалась судебная система в России

в 60-70-е годы 19 века? Какие изменения произошли в судопроизводстве страны после судебной реформы 1864г?

В чем заключаются плюсы и минусы этой реформы? И нельзя

ли что-то из этой реформы использовать в настоящее время?




Обсуждение третьего вопроса.



Позиция сторонников реформ.

Позиция критиков реформ.

Позиция экспертов.


Слово учителя.

Последний вопрос нашей дискуссии, военная реформа:

достижения и недостатки.

Военная реформа 1874г. была завершающей в цепи реформ

60-70-х годов 19.в. Вопросы, связанные с военной реформой и сейчас бурно обсуждаются в нашей стране. После развала СССР

наша армия пережила целую череду реформ, которые по мнению

авторитетных специалистов, привели к ослаблению нашей оборонной мощи. В государственной Думе активно прорабатываются вопросы, связанные с альтернативной военной службой. Ряд специалистов предлагают постепенно перейти к профессиональной армии. В этом контексте изучение опыта военной реформы 1874г. было бы не лишним. Выделив достижения и недостатки этой реформы, мы в ходе обсуждения, может быть, найдем ответы на вопросы которые волнуют нашу армию сегодня.





Обсуждение четвертого вопроса.



Позиция сторонников реформ.

Позиция критиков реформ.

Позиция экспертов.


Мнения учащихся по итогам дискуссии.



Обобщающее слово учителя.


В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ 60-70-х годов 19в. В России.

Реформы 60-70-х-гг. – крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению

просвящения, улучшению качества жизни. Россия подключалась

к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были

только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-хгг. не коснулись верхних

этажей власти. Таким образом, социально – экономическое развитие страны требовало продолжения реформ, но как мы увидим

в дальнейшем эти шаги не были сделаны.


Д/З параграф 70-71 повторить.








































«Мастер-класс»

по технологии

проблемного обучения.







Учитель истории:

Юртаев Г.Р.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!