СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока по литературному чтению . Тема:Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"(ФГОС 4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки:познакомить с новым произведением М.М.Пришвина,расширять знания детей о творчестве писателя,учить анализировать поступки героев

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по литературному чтению . Тема:Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"(ФГОС 4 класс)»

МБОУ Сокольчинская сош №3

учитель 1 категории Баженова Н.М.

План-конспект по литературному чтению

Тема :М.М. Пришвин «Выскочка»


Цель: Познакомить с новым произведением М.Пришвина «Выскочка»; произвести анализ данного произведения, учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.

  Образовательные задачи  (предметные результаты):  

  1. Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.

  2. Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»

 3. Учить определять главную мысль  рассказа, находить в тексте описание  внешнего вида героев,  их переживаний, анализировать  поступки и характер героев.

4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

  1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

  2. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные задачи (личностные результаты):

  1. Воспитывать любовь к природе, Родине.

  2. Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;

  3. Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Ход рока

1.Организационный момент.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

2.Актуализация знаний. Пересказ по плану «Барбос и Жулька» А.И.Куприн

3 Самоопределение к деятельности.

Параиашаваиан

Задание: уберите все повторяющиеся гласные и вы узнаете фамилию писателя, с которым познакомимся на уроке.

О ком эти строки?

У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.

Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница

Речевая разминка

Скороговорка ( сорока и скороговорка-слайд на доске)

Три сороки – тараторки тараторили на горке

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

4.Постановка учебных задач в сотворчестве.

«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.

-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.

-Чему мы будем учиться?

  • Выразительно читать.

  • Делить текст на части.

  • Анализировать литературное произведение.

  • Давать характеристику героям.

  • Составлять план.

  • Слушать и уважать мнение своих товарищей.

  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.

  • Работать в паре или группе

  • Ориентироваться в тексте

  • Давать оценку своей работе.

5.Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление

А) Биография писателя

М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. 

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.  

Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке):

«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Еж»
«Пиковая дама»
«Вася Веселкин»
«Золотой луг»



Б)Словарная работа

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди,   привлекает     к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам.

                                                                        (Из «Толкового словаря» Ожегова). 

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

радужный - разноцветный

выводок – птенцы, выведенные одной матерью( птицей)

улучила момент – нашла подходящее время

Прогнозирование

-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.

-Все ваши предположения проверим , когда познакомимся с этим произведением.

Для этого мы применим один из способов работы с текстом - чтение с остановками

В) Отдых для глаз

Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.

перевести взгляд на цветной круг.

Г)Первичное чтение. Беседа по прочитанному

- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?

-Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

-Что случилось? Ребята , ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

-Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

-Как повела себя Выскочка?

-Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?

-Что же произошло между героями?

-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи ( С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)

Д)Обобщение прочитанного

-К какому жанру относится это произведение?

-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный( так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)

Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?

-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение?(автор использует прием наделения животных качеством человека )

-Ответь на вопрос : можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

Состояние природы прослеживается в состоянии человека

Сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю» 

5.Физкультминутка .

6.Работа над текстом. Продолжение

Литературные приемы:

- Сравнение

-Описание

-Противопоставление

-Метафора

Составление «синквейна»

1. Написать имя существительное по теме.

2. 2-3 имени прилагательных

3. 2-3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Организация исследовательской деятельности

.Этап закрепления работы над текстом.

Выборочное чтение

•Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака- эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

Описание сороки до происшествия

Литературные приемы:

- Сравнение

-Описание

-Противопоставление

-Метафора

С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

Описание сороки после схватки

-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением,

приём автор использует(ирония)?

-Кому из читателей юмором, иронией, смеётся на дней)


Для описания действий героев автор использует много глаголов.

Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость

(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)

Кульминацией- называется  самый напряженный момент в рассказе




Коллективная работа в группах

1 Прочитать эпизод, как сорока пошла на воровство.

-Как вы думаете понравилось ли это сородичам?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)

-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?

А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)

7.Рефлексия

Интересно ___ зелёный кружок

Не очень интересно    -  жёлтый

скучно__ красный


8.Итог урока. –Д\З подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!