МБОУ Сокольчинская сош №3
учитель 1 категории Баженова Н.М.
План-конспект по литературному чтению
Тема :М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: Познакомить с новым произведением М.Пришвина «Выскочка»; произвести анализ данного произведения, учить анализировать поступки героев, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.
Образовательные задачи (предметные результаты):
Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
2. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательные задачи (личностные результаты):
Воспитывать любовь к природе, Родине.
Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Ход рока
1.Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2.Актуализация знаний. Пересказ по плану «Барбос и Жулька» А.И.Куприн
3 Самоопределение к деятельности.
Параиашаваиан
Задание: уберите все повторяющиеся гласные и вы узнаете фамилию писателя, с которым познакомимся на уроке.
О ком эти строки?
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.
Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница
Речевая разминка
Скороговорка ( сорока и скороговорка-слайд на доске)
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
4.Постановка учебных задач в сотворчестве.
«Я, друзья мои, говорю о природе, сам же, о человеке только и думаю» М.Пришвин.
-Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.
-Чему мы будем учиться?
Выразительно читать.
Делить текст на части.
Анализировать литературное произведение.
Давать характеристику героям.
Составлять план.
Слушать и уважать мнение своих товарищей.
Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
Работать в паре или группе
Ориентироваться в тексте
Давать оценку своей работе.
5.Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
А) Биография писателя
М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование.
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке):
«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Еж»
«Пиковая дама»
«Вася Веселкин»
«Золотой луг»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/12/s_5aa640ddcedf3/855856_1.jpeg)
Б)Словарная работа
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
(Из «Толкового словаря» Ожегова).
Бдительность – постоянное настороженное внимание.
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
радужный - разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью( птицей)
улучила момент – нашла подходящее время
Прогнозирование
-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.
-Все ваши предположения проверим , когда познакомимся с этим произведением.
Для этого мы применим один из способов работы с текстом - чтение с остановками
В) Отдых для глаз
Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.
перевести взгляд на цветной круг.
Г)Первичное чтение. Беседа по прочитанному
- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?
-Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
-Что случилось? Ребята , ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
-Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
-Как повела себя Выскочка?
-Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?
-Что же произошло между героями?
-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
- Как отнеслись к этому её сородичи ( С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
Д)Обобщение прочитанного
-К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный( так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение?(автор использует прием наделения животных качеством человека )
-Ответь на вопрос : можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
Состояние природы прослеживается в состоянии человека
Сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
5.Физкультминутка .
6.Работа над текстом. Продолжение
Литературные приемы:
- Сравнение
-Описание
-Противопоставление
-Метафора
Составление «синквейна»
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Организация исследовательской деятельности
.Этап закрепления работы над текстом.
Выборочное чтение
•Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака- эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
Описание сороки до происшествия
Литературные приемы:
- Сравнение
-Описание
-Противопоставление
-Метафора
С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.
С пыльцой в голове - метафора
Поскакала дуром - быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты
Воровка яиц – метафора
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением,
приём автор использует(ирония)?
-Кому из читателей юмором, иронией, смеётся на дней)
Для описания действий героев автор использует много глаголов.
Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость
(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)
Кульминацией- называется самый напряженный момент в рассказе
Коллективная работа в группах
1 Прочитать эпизод, как сорока пошла на воровство.
-Как вы думаете понравилось ли это сородичам?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)
-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?
А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)
7.Рефлексия
Интересно ___ зелёный кружок
Не очень интересно - жёлтый
скучно__ красный
8.Итог урока. –Д\З подготовить подробный пересказ рассказа от лица автора;