План – конспект урока по математике в 1 классе.
Составила: Кабаченко Алла Владимировна.
Тема: Закрепление изученного материала. Решение задач.
Педагогическая цель: создать условия для закрепления изученного материала.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёмов сложения и вычитания в пределах 10; умение решать задачи на разностное сравнение.
Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .
Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная, групповая.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; рабочая тетрадь № 2 авторы М.Н.Пучко,И.А.Кубаренко; карточки для индивидуальной, дифференцированной, парной, групповой работы; компьютерная презентация.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычный урок, поэтому я хочу, чтобы вы:
Не просто слушали, а слышали,
Не просто смотрели, а видели,
Не просто отвечали, а рассуждали,
Дружно и плодотворно работали.
II. Минутка каллиграфии
— Каждый человек начинает свой новый день с чистой водички. И мы начнем наш урок с родничка чистоты — с минутки каллиграфии. Красиво и аккуратно, в тетрадях-облаках напишем одну строчку знакомой нам цифры. А что это за цифра, отгадайте.
К этой цифре ты привык,
Она очень похожа на снеговик.
Только зима заменит осень,
Напишем цифру эту — .... (восемь).
(Ученики записывают цифру в тетради-тучки.)
III. Актуализация знаний учащихся
Математический диктант.
— Дети, сегодня на наш необычный урок пожаловал сказочный герой. Его братики и сестрички живут повсюду: в реках и озерах, морях и океанах, на облаках и в колодцах. Чтобы узнать имя нашего гостя, мы напишем небольшой математический диктант. Вы должны будете записать все цифры, которые услышите в характеристике нашего героя. Будьте внимательны, записывайте только цифры.
Я — один (1) из многих капелек большого мирового океана, который объединяет в себе четыре (4) океаны, три (3) десятки морей. Всего 7 (семь) десятков процентов поверхности Земли покрыто водой. Два (2) моря: Черное и Азовское. Тело человека состоит на восемь (8) десятков процентов из воды. Около шести (6) литров воды за один (1) день может выпить семья из четырех (4) человек.
— Проверим наш «цифровой ручеек», сверив его с цифрами, закрепленными на магнитной доске. Подставьте цифры под соответствующие буквы из таблицы — и вы узнаете имя нашего гостя.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
М | К | Т | П | А |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
О | Ш | И | О | У |
1 | 4 | 3 | 7 | 2 | 8 | 6 | 1 | 4 |
К | А | П | И | Т | О | Ш | К | А |
— Итак, нашего героя зовут Капитошка.
(Открыть доску с планом-схемой урока.)
IV. Постановка учебной задачи
-Наш Капитошка родился из чистого родничка и с помощью цифр попал в цифровой ручеек, где узнал, что ему пришло письмо с очень важным сообщением. Но ветер-шутник отнес конверт далеко-далеко к океана. Мы должны помочь Капитошке найти письмо. Будем вместе с ним решать примеры и задачи, повторять изученное.
Кто будет работать усердно, будет получать капельки Капитошки. Чем больше таких капелек вы получите, тем лучше.
Итак, к делу, идите в путь!
V. Включение в систему знаний и повторения
1.Работа в парах
— Чтобы переплыть реку Парную, поработаем с другом в паре.
I ряд — пользуясь рисунками по типу игры «Домино», составьте примеры на сложение.
II ряд — используя переставной закон сложения, приведите два примера на сложение по рисункам.
III ряд — пользуясь рисунком, из одного примера на сложение, составьте два примера на вычитание.
(Проверка работы в парах. Раздача капелек учащимся, которые правильно выполнили задание.)
2. Работа в группах
— Припекло веселое солнышко, и наш Капитошка прыгнул высоко в яркое облако, которое прислала вам свой привет. Вы уже, наверное, заметили, что ваши веселые тетради-тучки разного цвета. Тучка пролилась капельками дождя на землю. Одни из них упали на веточки деревьев, другие — на цветы, колоски, еще другие — на здания. Некоторые капельки упали на детей, и они промокли. Итак, по цвету тучки мы объединимся в группы и дружно поработаем.
I группа (красные тетради-тучки) — домик с заданиями в окошечках.
Вычислите выражения:
5 + 5 — 7 6 + 4 — 3
3 + 3 + 4 6 — 3 — 3
10 — 5 — 2 1 + 5 + 3
7 + 3 — 6 4 + 4 — 2
II группа (зеленые тетради-тучки) — веточка с заданием на листочках.
Поставить знаки , =:
4 ... 5 — 1 5 + 2 ... 10 — 4
3 + 3 ... 9 7 — 4 ... 3 + 1
2 + 8 ... 10 8 ... 10 — 3
III группа (синие тетради-тучки) — семицветик с заданиями на лепестках.
Сравнить числа и отметить, на сколько одно число больше или меньше другого.
8 ... 3 2 ... 5 10 ... 4 3 ... 9
1 ... 10 4 ... 2 7 ... 6 10 ... 9
IV группа (оранжевые тетради-тучки) — колосок с заданием на зернам.
Измерить отрезки, начертить дольше или короче данных.
7 см — на 5 см короче;
3 см — на 7 см длиннее;
9 см — на 3 см короче;
5 см — на 2 см длиннее.
( Раздача капелек ученикам, которые справились с заданием.)
Физкультминутка
— Те капельки, что попали на землю, просочились сквозь нее, очистились и стали в колодцы чистой водой. Давайте и мы с вами немного отдохнем, сядем вместе с Капитошкой возле колодца, умоемся целебной водичкой, чтобы с новыми силами продолжить дальше свой путь.
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
— Отдохнули? Как настроение?
3. Работа над задачами
— Чтобы преодолеть высокие морские волны, поможем Капитошке решить две задачи.
Игра «Аквариум».
В игре участвует одна из групп (по выбору учителя). Ученики сами выбирают табличку с названием рыбы и распределяют обязанности.
Щука — читает задачу,
Сом — записывает решения,
Окунь — следит за временем,
Карась — отчитывается перед классом.
Задания для игры
Мишка достал из погреба мед. В бочке было 10 л меда, а в банке — 3 л меда. На сколько литров меда больше в бочке?
Остальные учащихся решают задачи из учебника коллективно.
(Заслушивание отчета «Аквариума». Раздача капелек.)
VI.Итог урока
— Вот мы и добрались до океана. С каким настроением вы заканчиваете урок? (Ученики выбирают смайлик- настроение, объясняют свой выбор.)
— Итак, откроем письмо. Что здесь? А здесь в конверте зашифрованные слова. Прочитать мы их сможем, если отгадаем загадки, которые подготовили наши ученики. (Ученики читают стихи-загадки.)
• В сад к кормушке прилетели три синицы, потом еще три птицы. Сколько птиц на кормушке?
(6 слово «нет»)
• Говорит мать-наседка: «У меня 3 сыночка и четыре дочки».Сколько деток у наседки?
(7 — слово «жизнь»)
• По дороге зайчик бежал, нес пять яблок на пирог. Одно упало, покатилось. Сколько яблок осталось? (4 — слово воды)
• Сидел мальчик возле реки и поймал трех окуней.
Котеночек одного украл. Сколько рыбок у мальчика осталось? (2 — слово «без»)
(Образование предложения «Без воды нет жизни». Раздача капелек.)
Определение учащихся, которые собрали больше всего капелек.
Вручение подарка — фото Капитошки.
VII. Рефлексия.
Урок полезен, все понятно.(зеленый)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.(желтый)
Еще придется потрудиться.(красный)
Да, трудно все-таки учиться!(синий)
– На парте у вас лежат кружки. Выберите 1 кружок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения.
Спасибо за урок!
Литература:
1. Богданович М. В. Математика. Учебник для 2 класса.— К.: Образование, 2002.
2. Стребна А. В., Соценко А. А. Интерактивные методы обучения в практике работы начальной школы.— Х.: ВГ «Основа», 2005.
3. Морская Ф. Я. Жемчужины педагогического творчества.— Тернополь: Мальва— ОСО, 2006.