СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обж

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Цунами Вид урока - изучения нового материала Цель: 1. Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами; 2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях. 3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала. Задачи: Образовательные: - Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях; - Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами; - Ознакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами Развивающие: - Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. - Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее. Воспитательные: - Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей. Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обж»

Тема урока: Цунами

Вид урока - изучения нового материала

Цель:
1. Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами;
2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
- Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами;
- Ознакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
Развивающие:
- Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.

План урока:

1. Организационный момент – 1 минута.

2. Актуализация межпредметных связей - 5минут

3. Вступительное слово преподавателя – 1 минута.
Изложение нового материала, просмотр видео- презентации – 24 минут.

4. Закрепление материала, выполнение тестового задания на компьютере – 8 минут. Ответы на вопросы – 2 минуты

5. Итог урока – 2 минуты.

6. Домашнее задание – 2 минута.



По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать:

- способы оповещения о приближении цунами;

- поражающие факторы;

- основные мероприятия по защите населения от цунами;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами;

в) иметь представление о последствиях цунами.

Ход урока:

I этап Организационный момент (1 мин.)

Организация начала урока.
Проверяется наличие учеников и готовность класса к работе.
Объявляю план работы - урок изучения нового материала из раздела ЧС природного характера и защита населения от их последствий.


II этап Актуализация межпредметных знаний – (5 мин.)

География: Волны в океане: ветровые волны, приливы и отливы, цунами.
История: Даты и районы стихийного бедствия в России, в мире.

III этап Изучение нового материала – (24 мин.)


Слайд 1.
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Перед стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать




Рассказ преподавателя.


Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.
В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо- Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Паршумир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными толчками, которые продолжались около получаса. Землетрясения бывают здесь достаточно часто, и люди опять легли спать, когда земля как будто успокоилась. Вскоре со стороны моря раздался сильный шум и треск- на город наступал огромный водяной вал, который прокатился по острову, дошел до уклона сопки и отхлынул назад. Полуодетые люди бежали в сопки, спасаясь от страшной волны. Была на редкость тихая лунная ночь.
Первый вал воды сошел через 15 минут, и некоторые жители вернулись к своим домам, чтобы успеть спасти хоть что-то из имущества. В этот момент пришел второй, более страшный вал 10-метровый высоты, который разрушил весь город. Сметая все на своем пути, страшная волна унесла в море все городские постройки, машины, сельскохозяйственную технику. Город был наполнен грохотом зданий и криками гибнущих людей.
После катастрофы на месте города образовалась пустая площадь в несколько квадратных километров. В городе и поселках погибли более 2000 человек.
Данное стихийное бедствие, вызванное нахлынувшими на берег волнами огромной разрушительной силы, называется цунами.

Слайды 2-4.

Понятие - цунами. Происхождение и причина цунами. Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам его возникновения; по интенсивности.

Слайды 5.

Основные параметры цунами..

Слайд 6-8.

Наиболее цунамиопасные районы России, мира.(Камчатка, Сахалин, Курилы, побережье Тихого океана, Индонезия, Чили, Перу, Япония, Восточная Ява, Алеутские острова, Аляска, Гавайские острова).Вывести слайд № 17 на интерактивную доску и отметить наиболее цунамиопасные районы. Показать эти районы на карте мира.

Слайды 9-10.

Основные паражающие факторы


Слайд 11.

Последствия цунами.


Слайд 12.

Заблаговременные меры по защите от цунами.



Слайды 13-15.

При получении сигнала «ИДЕТ ЦУНАМИ». Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами. Правила поведении при внезапном подходе цунами.


Слайд 16.

Правила поведения после прохождения цунами.

IV этап Закрепление материала


Слайд 17.
Выполнение тестового задания.

Перед вами тест. На вопросы может быть ответы ДА или НЕТ. Поэтому будьте внимательны. Приступили к выполнению задания.


Слайд 18.

Проверка теста «КЛЮЧ»

V этап Итоги урока.

VI этап .Домашнее задание.




Список литературы

1. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва.: АСТ, 2009.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. – М.: ДРОФА, 2010.

Интернет – ресурсы

1. Видео цунами http://rest.msun.ru/rest/tsunami/tsunami.php

2. Фото, иллюстрации цунами http://cynami.com/

ОБЖ 7 класс

Цунами.

津波

Понятие «цунами»

Цунами – это гравитационные волны большой длинны в океане (море, озере) вызываемые подводными и прибрежными землетрясениями, при взрывах вулканов, при обрушении берегов или крупных подводных скал. Цунами - это японское слово. Произносится "цу-нами". "цу" означает залив, "нами" означает волна.

Причины возникновения цунами:

Причины возникновения цунами:

1

образование трещин на дне

2

поднятие (опускание) части дна

Подводноеземлетрясение

Районы, подверженные цунами

Тихий океан75 % всех цунами

Признаки возникновения и приближения цунами


Землетрясение, эпицентр которого находится в океане

Сильный отлив, оголение морского дна на 1 - 1,5 км, длительностью до 30-40мин

Через 30-40мин после отлива

Основные параметры цунами:

скорость 600-1000 км/час в открытом океанеу берега падает до 30-100 км/ч);высота волны (от 1 м в открытом океане до 70 м у берега);длины волны (10 до 1000 км);период волны (от десятков минут до нескольких часов).

Параметры цунами

Тихий океан75 % всех цунами

Высота волны

50 -70 м

1 -5 м

Интенсивность цунами по результатам воздействия на побережье

1балл — цунами очень слабое, волна регистрируется только специальными приборами (мореографами). 2 балла — слабое цунами, может затопить плоское побережье. Его замечают только специалисты. З балла — среднее цунами, отмечается всеми. Плоское побережье затоплено, легкие суда могут быть выброшены на берег, портовые сооружения — подвергнуты слабым разрушениям. 4 балла — сильное цунами. Побережье затоплено. 5 баллов — очень сильное цунами. Ущерб велик, здания и сооружения имеют сильные, средние и слабые разрушения, в устьях рек высокие штормовые нагоны воды. Имеются человеческие жертвы. 6 баллов — катастрофическое цунами. Полное опустошение побережья и приморских территорий. Суша затоплена на значительные расстояния вглубь.

мореограф

Основные поражающие факторы:

Первичные:воздушная волна;удар волны;гидродинамическое давление воды.(1 м3 морской воды имеет массу 1030 кг)

Основные поражающие факторы:

Вторичные:затопление местности;разрушение зданий, сооружений,коммуникаций;выброс судов на берег;

гибель людей и животных; смыв почвы, гибель сельскохозяйственных культур;загрязнение почвы; загрязнение или уничтожение источников питьевой водыэпидемии

Последствия цунами

Изменение очертаний береговой линии вследствие цунами в Индонезии в 2004 году

5

Заблаговременные меры по защите от цунами:

создание системы наблюдения и прогнозирования;запрещение нового строительства в опасных районах;перенос объектов в безопасные места;строительство волнорезов и дамб;заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации;подготовка населения;посадка деревьев.

При получении сигнала «Идёт цунами»:

прогнозирование возможного места и времени подхода цунами;оповещение населения;срочный выход судов в открытое море;экстренная эвакуация населения в безопасные места (на возвышенности на 3-4 км от берега)

Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами:

услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место;возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности;перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество;без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.

Правила поведения при внезапном подходе цунами:

немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило — не выбегать из прочного здания;займите наиболее безопасное место в помещении — вдали от окон у капитальной стены;если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену со стороны, противоположной приходу волны; приготовьтесь к возвратному движению волны.

Правила поведения после прохождения цунами:

оставайтесь в безопасном месте не менее 2—3 часов после прихода первой волны; дождитесь сигнала отбоя тревогиНа затопленной территории остерегайтесь:Обрушения зданийПоражения токомПожаров и взрывов Инфекционных заболеваний

Проверь себя.Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это: а)шторм;б)моретрясение;в)цунами.

По интенсивности цунами классифицируются: а)очень слабые;б)слабые;в)средние;г)крупные;д)очень крупные;е)сильные;ж)очень сильные;з)катастрофические.Найдите допущенные ошибки.

3.Основными поражающими факторами цунами( первичными) являются: а)наводнение;б)разряды статического электричества;в)ударное воздействие волны;г)вихревые вращающиеся водяные потоки; д) воздушная волна.

4. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается при­ход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жи­телям поселка предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации. Како­вы ваши дальнейшие действия и их очередностьа)закроете двери и поспешите на сборный пункт;б)зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;в)возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;г)укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас про­дуктов питания и воды в герметичной таре;д)спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;е)перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;ж)откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через по­мещение, причинив минимум ущерба дому;з)отключите воду, газ, электричество;и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько кило­метров в море, где переждете цунами.

5.При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании. Разместите указанные ниже действия в порядке очеред­ности: а) закрыть двери на запоры;б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;в)подняться на верхние этажи.

КЛЮЧ.1.2.3.4.5.

Взаимопроверка.


ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ

Цунами – серия гигантских океанских волн, возникающих вследствие подводных или островных землетрясений или извержений вулканов. Серия волн иногда длится несколько часов с промежутками между волнами 20 – 30 минут. Цунами происходят во всех океанах, а чаще всего в Тихом океане. В открытом океане волны цунами распространяются со скоростью до 1 000 км/ч, но там они пологие с высотой от подошвы до вершины несколько метров и не опасны для судоходства. У берега волны могут достигать высоты 40 м. Наиболее высокие волны образуются у крутых берегов, в клинообразных бухтах и у выдающихся далеко в океан мысов.

Обладая высокой скоростью, эти волны обрушиваются на берег с огромной силой, вызывая разрушение строений, размывание грунта, наводнение, при этом волны цунами сопровождаются мощными воздушными волнами. Следствием цунами могут быть пожары, экологические, химические и радиационные загрязнения на обширных территориях, разрушения коммунальных объектов и систем.

ОПОВЕЩЕНИЕ

Заблаговременное предупреждение населения о возможности возникновения или о приближении цунами осуществляется с помощью местных сетей радио» и телевизионного вещания, специальных сигналов или посыльных.

Признаками приближения цунами являются отступление воды от берега, длящееся от 5 до 35 минут; неожиданное образование трещин в припае льда; необычные волны и выбросы у кромки льда и рифов; необычный дрейф плавающего льда и других плавающих предметов.

Оповещение цунами осуществляется гудками сирен, означающих сигнал: «Внимание всем!», по которому необходимо включить радиоприемники и телевизоры для прослушивания информации.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Прослушав информацию, необходимо сразу же предупредить об угрозе окружающих и встречных, оказать помощь больным, инвалидам, престарелым, детям и, не заботясь об имуществе, быстро, не теряя времени, направиться на ближайшие холмы, горы, другие возвышенные места, подняться на высоту не менее 30 метров над уровнем моря.

Идти следует не по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а по склонам возвышенностей. Если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться от берега на расстояние не менее 2 километров. При получении своевременного прогноза об угрозе цунами времени для принятия мер по спасению больше, чем при наблюдении предвестников.

Срочно покидая жилище, необходимо взять с собой минимум теплых, непромокаемых вещей, продуктов питания, деньги, отключить газ, электричество, предупредить об эвакуации соседей.

При эвакуации транспортом проявлять организованность и внимание к окружающим, уступить место в транспорте неспособным двигаться самостоятельно.

В случае, если цунами застает врасплох, необходимо, не теряя самообладания, принять меры самозащиты на месте: подняться на верхние этажи зданий, закрыть все двери на запоры, немедленно перейти в безопасное место (проемы внутренних капитальных стен, у колонн, под балками каркаса), покинуть комнаты, имеющие окна или другие проемы со стороны движения волн, укрыться от волны за капитальной стеной, занять место подальше от окон, стеклянных перегородок, тяжелых предметов, могущих сдвинуться с места или опрокинуться, перейти в наиболее прочное здание.

Встречая волну вне здания, лучше оказаться на стволе прочного дерева, за естественной скальной преградой, прочной бетонной стеной, зацепившись за них. Встречать волну на местности с большим количеством сооружений опасно. Оказавшись в воде, набрать воздуха, сгруппироваться и закрыть голову рунами. Вынырнув на поверхность, сбросить намокшую одежду и обувь, приготовиться к возвратному движению волны, воспользоваться, при необходимости, плавающими или возвышающимися над водой предметами. Промежуток времени до следующей волны использовать для выхода в более безопасное место.

Население, заблаговременно вышедшее или эвакуированное в безопасные места, должно оставаться там в течение 2 – 3 часов после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

При возвращении, перед входом в здание необходимо удостовериться в отсутствии угрозы обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!