СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по окружающему миру, 1 класс ФГОС Тема: "Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научатся находить экватор на глобусе; познакомятся с разнообразием жизни в жарких странах

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по окружающему миру, 1 класс ФГОС Тема: "Где живут слоны?"»

План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс

Тема: Где живут слоны?

Цели деятельности учителя: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии 
с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Оборудование урока:   глобус, презентация к уроку.

                     

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее?

II. Актуализация знаний 

  • О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?(Северный и Южный)

  • Чем они похожи? (Там холодно)

  • Где живут белые медведи? (На Северном полюсе)

  • Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)

  • Почему белые медведи не охотятся на пингвинов? (Они живут на разных полюсах)

  • Назовите животных  Северного полюса. (Белый медведь, тюлени, моржи, поморник)слайд 1

  • Назовите животных  Южного полюса. (Пингвины, морской леопард, альбатрос)

III. Самоопределение к деятельности

Муравьишка сегодня принес загадки. Отгадайте их.

1.Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тысячу рос. (Слон)

2.У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди зверя хвост большой.

Кто же это? Кто он такой?  (Слон(слайд 2)

- Две загадки, а отгадка одна. Ребята, а кто знает, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе?

- Как вы думаете о чем или о ком пойдет речь на уроке?(О животных, живущих в жарких районах Земли)

- Прочитайте название темы в учебнике на с. 14. (слайд 3)

- Прочитайте задачи, которые стоят перед нами на этом уроке. (слайд 4)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа.

- Где находятся холодные районы Земли? Покажите эти районы на глобусе.

- Кто знает про линию на глобусе, которая называется экватором? Покажите эту линию.

По обе стороны этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы планеты. Это саванны и тропические леса (их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы. (слайд 5)

Прочитайте текст на странице 84 учебника. (Читает учитель или хорошо читающий ученик).

- Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны) (слайд 6)

- Обратите внимание, какая здесь растительность? (Мало деревьев, только трава)

Саванна - это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.

До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.

Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.

- Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические леса) (слайд 7)

- Что здесь заметили? (Много деревьев, густой лес)

В тропических лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...

Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..

А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

2. Работа по учебнику.

На прошлом уроке мы путешествовали в холодные районы Земли. Сегодня мы вновь отправляемся в экспедицию в саванну и тропический лес.

- Что теперь нужно взять с собой в дорогу?

Работа в группах.

- Сейчас мы разделимся на две группы и узнаем, какие животные живут в саванне и какие в тропическом лесу. Откройте учебник на странице 14. Одна группа будет «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану:

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили? (слайд 8)

 Группам было задание: рассказать о животных, обитающих в этих регионах.

(Ответы детей по плану)

- Чем похожи эти районы? ( Здесь жарко, есть растительность)

- В этих районах можно встретить одних и тех же животных или разных? (Могут встречаться как одинаковые животные, так и разные).

- Сейчас ребята познакомят нас с некоторыми животными из этих районов. (Сообщения учеников о животных этих районов, предварительно подготовившиеся дома). (слайд 9, 10)

Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. Живут страусы в саваннах в Африке и в Австралии. У страусов длинная шея, покрытая пухом и маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Страусы – птицы сильные и задиристые. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы, зебры и газели. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. С маленькими страусятами нянчится отец. Страусов легко приручить. Люди обучают их пасти стада овец, возить тележки с поклажей и человеком.

Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Слоны живут семьями. Матери заботятся о детях до десяти – пятнадцати лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Слоны живут вблизи водоемов. Они любят купаться, отлично плавают. Спят слоны мало, стоя. Только маленькие слоны иногда ложатся на бок или на живот. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.

Физкультминутка (слайд 11)

По саванне ходит слон:

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает

Будто в гости приглашает.

Продолжение работы по теме урока

1. Беседа (слайды 12)

- Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, тропическом лесу? (Ответы детей)

- Как вы думаете отличаются слоны, которые живут в саванне и слоны, которые живут в тропическом лесу? (Да)

- Давайте сравним. (слайд 13)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1, стр. 12

- Рассмотрите рисунки. Чем отличается африканский слон от индийского? (У африканского слона уши больше и более округлые, у индийского – меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского – выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее).

- Выполните задание.

№2, стр. 13

- Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных.

- укажите стрелками, где они живут.

№3, стр. 13 (Работа в парах)

- Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.(Проверка)

- Каких животных вам удалось отыскать?  (Павлина, змею, крокодила, слона, обезьяну)

V. Рефлексия (слайд 14)

- Оцените свои достижении на уроке (учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)

VI. Подведение итога урока

- Ответили ли мы сегодня на вопрос, поставленный в начале урока?

- Что показалось самым интересным?

- Что запомнилось лучше всего?

- Что показалось сложным? (слайд 15)



Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать рисунки понравившихся животных.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!