План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс
Тема: Где живут слоны?
Цели деятельности учителя: формировать представления о жарких (тропические леса и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; находить данные районов на карте, отличительные признаки растительности и животных (индийский и африканский слоны).
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии
с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о жарких районах Земли; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование урока: глобус, презентация к уроку.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Все вы готовы к уроку. Настроение у всех хорошее?
II. Актуализация знаний
О каких полюсах вы узнали на прошлом уроке?(Северный и Южный)
Чем они похожи? (Там холодно)
Где живут белые медведи? (На Северном полюсе)
Где живут пингвины? (На Южном полюсе, в Антарктиде)
Почему белые медведи не охотятся на пингвинов? (Они живут на разных полюсах)
Назовите животных Северного полюса. (Белый медведь, тюлени, моржи, поморник)слайд 1
Назовите животных Южного полюса. (Пингвины, морской леопард, альбатрос)
III. Самоопределение к деятельности
- Муравьишка сегодня принес загадки. Отгадайте их.
1.Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тысячу рос. (Слон)
2.У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди зверя хвост большой.
Кто же это? Кто он такой? (Слон) (слайд 2)
- Две загадки, а отгадка одна. Ребята, а кто знает, в каких районах Земли можно встретить слонов в природе?
- Как вы думаете о чем или о ком пойдет речь на уроке?(О животных, живущих в жарких районах Земли)
- Прочитайте название темы в учебнике на с. 14. (слайд 3)
- Прочитайте задачи, которые стоят перед нами на этом уроке. (слайд 4)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа.
- Где находятся холодные районы Земли? Покажите эти районы на глобусе.
- Кто знает про линию на глобусе, которая называется экватором? Покажите эту линию.
По обе стороны этой воображаемой линии на Земле располагаются жаркие районы планеты. Это саванны и тропические леса (их еще называют джунгли). Там никогда не бывает зимы. (слайд 5)
- Прочитайте текст на странице 84 учебника. (Читает учитель или хорошо читающий ученик).
- Как называются открытые места в жарких странах? (Саванны) (слайд 6)
- Обратите внимание, какая здесь растительность? (Мало деревьев, только трава)
Саванна - это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
- Как называются в жарких районах густые влажные леса? (Тропические леса) (слайд 7)
- Что здесь заметили? (Много деревьев, густой лес)
В тропических лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...
Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..
А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.
Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
2. Работа по учебнику.
На прошлом уроке мы путешествовали в холодные районы Земли. Сегодня мы вновь отправляемся в экспедицию в саванну и тропический лес.
- Что теперь нужно взять с собой в дорогу?
Работа в группах.
- Сейчас мы разделимся на две группы и узнаем, какие животные живут в саванне и какие в тропическом лесу. Откройте учебник на странице 14. Одна группа будет «Саванна», рассмотрит рисунок на с. 14. Вторая группа «Тропические леса» будет работать по рисунку на с. 15. Работаем по плану:
1. В каком районе вы побывали?
2. Какая была погода?
3. Какие растения были вокруг?
4. Каких животных вы встретили? (слайд 8)
Группам было задание: рассказать о животных, обитающих в этих регионах.
(Ответы детей по плану)
- Чем похожи эти районы? ( Здесь жарко, есть растительность)
- В этих районах можно встретить одних и тех же животных или разных? (Могут встречаться как одинаковые животные, так и разные).
- Сейчас ребята познакомят нас с некоторыми животными из этих районов. (Сообщения учеников о животных этих районов, предварительно подготовившиеся дома). (слайд 9, 10)
Страусы – самые крупные птицы в мире. Их высота достигает до двух с половиной метров, а вес – 50 килограммов. Живут страусы в саваннах в Африке и в Австралии. У страусов длинная шея, покрытая пухом и маленькая голова, красивое серое оперенье, а крылья и хвост – белоснежные. Страусы не умеют летать. У них длинные и очень сильные ноги. Бегают они так же быстро, как и лошади. Страусы – птицы сильные и задиристые. Рядом со страусом всегда пасутся антилопы, зебры и газели. Увидев опасность, страусы падают сигнал и животные убегают. Едят страусы траву, гусениц, ящериц и мелких зверьков. Гнездо для потомства устраивает страус – отец. Высиживают яйца оба родителя. С маленькими страусятами нянчится отец. Страусов легко приручить. Люди обучают их пасти стада овец, возить тележки с поклажей и человеком.
Слоны живут в Африке и Индии. Эти животные – гиганты. Самое удивительное у слона – хобот. Хоботом он собирает пищу, пьет и защищается от врагов. Слоны живут семьями. Матери заботятся о детях до десяти – пятнадцати лет. Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. Слоны живут вблизи водоемов. Они любят купаться, отлично плавают. Спят слоны мало, стоя. Только маленькие слоны иногда ложатся на бок или на живот. Слоны очень умные животные. У них отличная память. Они легко приручаются и помогают человеку выполнить тяжелую работу.
Физкультминутка (слайд 11)
По саванне ходит слон:
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает
Будто в гости приглашает.
Продолжение работы по теме урока
1. Беседа (слайды 12)
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, тропическом лесу? (Ответы детей)
- Как вы думаете отличаются слоны, которые живут в саванне и слоны, которые живут в тропическом лесу? (Да)
- Давайте сравним. (слайд 13)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1, стр. 12
- Рассмотрите рисунки. Чем отличается африканский слон от индийского? (У африканского слона уши больше и более округлые, у индийского – меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского – выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее).
- Выполните задание.
№2, стр. 13
- Рассмотрите рисунки. Назовите этих животных.
- укажите стрелками, где они живут.
№3, стр. 13 (Работа в парах)
- Рассмотрите рисунок. Художник решил поиграть с нами в прятки. На своем рисунке он спрятал несколько животных. Постарайтесь их отыскать.(Проверка)
- Каких животных вам удалось отыскать? (Павлина, змею, крокодила, слона, обезьяну)
V. Рефлексия (слайд 14)
- Оцените свои достижении на уроке (учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
VI. Подведение итога урока
- Ответили ли мы сегодня на вопрос, поставленный в начале урока?
- Что показалось самым интересным?
- Что запомнилось лучше всего?
- Что показалось сложным? (слайд 15)
Рекомендации для занятий дома.
Нарисовать рисунки понравившихся животных.