СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по окружающему миру на тему : «Водные богатства нашего края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей , работающих в 4 классе  по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по окружающему миру на тему : «Водные богатства нашего края»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37 филиал № 1










План – конспект урока

по окружающему миру

в 4 Г классе





Тема урока:

«Водные богатства нашего края»










Учитель Дубинина Ольга Витгольдовна













2016 г

Окружающий мир в 4 Г классе

Учитель Дубинина О.В.


Тема: Водные богатства нашего края


Тип урока: изучение нового материала


Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов Липецкого края, раскрытия значения водоемов  в природе и жизни человека; способствовать формированию представления об естественных и искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, с достаточной полнотой и точностью излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки.


Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.

Наглядные пособия: физическая карта России, карта Липецкой области; выставка рисунков «Край родной»; презентации учащихся: «Притоки реки Воронеж», «Матырское водохранилище. Экология»

Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А. А.Плешаков; для работы в группах карты Липецкой области, книга «От земли до неба», схемы с экологическими проблемами для работы в парах.


Липецкая обл. Река ДОН. В водном походе.

Липецкая обл. Река ВОРГОЛ.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

На уроках окружающего мира мы знакомимся с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, в ходе которого непросто поговорим о природе родного края, но и вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Быстро ответьте на вопросы:
1. Как называется равнина, на которой расположена Липецкая область?
2. Какая поверхность нашего края?
3. Какие цвета вы видите на карте Липецкой области? 4.Что обозначает синий цвет?

(Ответы детей сопровождаются работой с картами)

- Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в родничке, а широкий - в море. (Река)

- Какие ещё водные объекты названы в загадке? (Родник, море)

- Сформулируйте тему урока (Водоемы нашего края)

- Какой цели должны мы достичь к концу урока? (Познакомиться с водоемами Липецкой области)

- Итак, готовы ли вы работать, наблюдать и делать выводы?



3. Открытие новых знаний.

1. - Что вы уже знаете по этой теме? (На основе знаний по ранее изученному материалу) На доске появляется запись:

- Какие бывают водоемы.

- Виды водоемов.

- Значение водоемов для человека.

- Растительный и животный мир для человека.

- Охрана водоемов.

- Что хотели бы узнать по нашей теме?

- Какие бывают водоемы в Липецкой области?

-Виды водоемов Липецкой области.

-Значение водоемов Липецкой области для человека.

-Растительный и животный мир водоемов в Липецкой области для человека.

-Охрана водоемов Липецкой области.

  • Назовите реки и озера Липецкого края (работа по карте Липецкой области).

  • Какая вода по вкусу в водоёмах?

  • На какие группы можно разделить воду по вкусу?

  • Где вода соленая? (В морях и океанах)

  • Какие водоемы с пресной водой вы знаете? ( Озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей).

( Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в 1 литре воды. В морской воде 35 г солей в 1 л).

- А еще какие бывают водоёмы?

- Посмотрите, все ли правильно записано?

Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

- Оставшиеся слова разделите на группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

- Разделите водоемы на группы:

Водоемы

Естественные Искусственные

ручей пруд

река канал

озеро водохранилище

море

океан

- Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

Выступление ученика:

- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники. Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река.  Длина рек бывает разная, от 10 до 10 000 километров.


2. Первичное закрепление.

- Что дает начало любой реке? (Родник)

- Как называется место, откуда вытекает река? ( Исток )

- Место, куда впадает река? ( Устье).

- Что такое приток реки?

- Что такое русло реки?

- Как определить правый, левый берег реки? Правый, левый притоки реки?

-Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будут правый берег и правый приток, а слева – левый берег и левый приток реки.

- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

- В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами.

- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

- За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)

- Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.


3. Работа с картой.

- Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена.

- Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.

- Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает более 350 рек, а вытекает одна – Ангара.

- Какие озера вы знаете?  Покажите их на карте.


4. Значение водных богатств и их охрана.

- Прочитайте статью по учебнику на стр.146 – 147. Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.


5. Выполнение заданий в Рабочей тетради. ( стр.69 задание 2)

- Составим схему «Значение водоемов в природе и в жизни человека» (работа в парах).

- Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся).


Физминутка

Дождь

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.


6.Знакомство с водоемами Липецкой области.

Учитель: А сейчас мы отправимся в заочное путешествие по водным объектам Липецкой области.

В нашей области много различных водоемов. Со всеми познакомиться, конечно, не сможем, но о некоторых поговорим. А поможет нам рассказать о реке «План описания реки» на стр.145 учебника. (Знакомство с планом).



Выступления ребят. Учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа приготовила материал о водоеме Липецкой области.



Ученик.

1. Реки.

По территорий Липецкой области протекает 125 рек длинной 10 км и более и 214 речек длинной менее 10 км. Главной водной артерией является река Дон с притоками Красивая Меча, Быстрая Сосна, которую питают воды многих рек и ручьев. Второй наиболее крупной рекой является приток Дона - река Воронеж с притоками Становая Ряса, Матыра.

Общая протяженность речной сети около 5300 км.

Реки Липецкой области имеют большое хозяйственное значение. Они обеспечивают водой промышленные предприятия городов, идут на коммунальные нужды, широко используются в сельском хозяйстве для орошения и водопоя скота.

Из-за мелководья и загрязнения вод во многих реках резко ухудшились условия обитания жизни рыб и ценных пушных зверей. Для населения на живописных берегах рек построены базы отдыха для детей и взрослых, профилактории, санатории. В городе Липецк также имеются искусственные водоемы, где можно отдохнуть с удочкой в руках и порадовать себя и своих близких хорошим уловом. Отличными местами для рыбалки в Липецке считаются район Сокольского моста, Силикатные озёра, Плотина. Многие местные рыбаки любят ловить на многочисленных пляжах Липецка, поймать там можно, жереха, голавля, леща, плотву и другую бель. Популярен у липецких рыбаков и пруд, расположенный в районе железнодорожного вокзала. Впрочем, как говорят опытные рыбаки, ловить рыбу в черте города можно по всему правому и левому берегу Воронежа.

В 50-х годах на Дону, Становой Рясе, Красивой Мече, в октябре 1957 году на реке Олым были построены гидроэлектростанции местного значения.

В последнее время все чаще произносится выражение: «Без малых рек нет рек больших». На территории Липецкой области практически не осталось рек имеющих первозданный вид. Малые реки наравне с большими «участвуют» в экономической и социальной жизни региона. Безвозвратное водопотребление возрастает, это может привести к исчезновению малых рек. Развивающиеся отрасли сельского хозяйства сбрасывают большое количество сточных вод, что приводит к гибели флоры и фауны водоемов. Охрана малых рек от загрязнения вырастает в острую проблему, которая усугубляется еще и их использованием для отдыха.


Выступление 1 группы. Река Воронеж


1 ученик.

Река Воронеж левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река. Образуется при слиянии Польного Воронежа и Лесного Воронежа.

Длина реки, считая от истока Польного Воронежа — 520 км, длина собственно Воронежа — 342 км, Лесной Воронеж берёт начало у деревни Пушкино Ухоловского района Рязанской области. После слияния Лесного и Польного Воронежа у села Новоникольское Мичуринского района Тамбовской области, река течёт на протяжении около 60 км на северо-запад, затем, примерно в 5 км ниже впадения в неё реки Становая Ряса, круто поворачивает с севера на юг с небольшим отклонением на юго-запад.

Правый берег высокий, крутой, левый — пологий. В пойме реки много озёр-стариц. Наиболее крупные — Андреевское, Гать, Длинное, Долгое, Карасево, Лебяжье, Остабное, Матыра, Яблочное и Спасское.

На реке расположены города: Липецк и Воронеж. На пути к Дону, в который Воронеж впадает в 1403 км от устья, река принимает 28 притоков. Среди них наиболее значительные реки: Иловай, Становая Ряса, Матыра и Усмань. ( Презентация «Притоки реки Воронеж»)



2 ученик.

Ловить рыбу в реке Воронеж и других водоёмах можно круглый год. Поклонников подлёдного лова в Липецке очень много и многие с нетерпением ожидают ледостава, что бы попасть в те места, куда в летний сезон без лодки не добраться. В основном зимняя рыбалка в Липецке ведётся на леща, щуку, окуня, плотву.

В Липецке так же часто проводятся соревнования по спортивной рыбалке и там своё мастерство уже показывают профессионалы. Одним словом рыбалка в Липецке и области привлекательна как для любителей, так и для профессионалов, ведь рыбалка не просто развлечение – это особенный мир, который понятен только его истинному ценителю. Зимовальные ямы очень привлекательны для браконьеров. Нелегальные уловы могут быть просто огромными, что приводит к резкому сокращению рыбных запасов. Чтобы восстановить численность рыбы, иногда требуется несколько лет. Вот поэтому зимовальные ямы в Липецкой области взяты под особый контроль. Составлены подробные карты водоемов, на которых отмечены все зимовальные ямы. Начиная с середины ноября и до конца марта на этих ямах запрещаются все виды рыбной ловли, включая любительскую и спортивную. Нарушителей ждут большие штрафы и другие меры административного воздействия. На зимнюю рыбалку выходить можно, но только в те места, на которые не распространяется запрет.



3 ученик. Использование воды человеком.

В Липецке для нужд водозабора Новолипецкого металлургического комбината построена водосливная плотина, так называемое Липецкое озеро (южнее Петровского моста). А северо-восточнее Петровского моста в русле Воронежа находится Зелёный остров. Озеро и остров используются в рекреационных целях (зона отдыха).

В нескольких километрах от устья реки в 1972 году была построена плотина, образующая Воронежское водохранилище. Длина водохранилища около 35 км, средняя ширина 2,1 км, средняя глубина 3,5 м, практически вся длина водохранилища приходится на территорию города Воронежа, который разделён им на две части. Через водохранилище возведено четыре моста.


4 ученик . Экология.

В 1933 году в статье «Река Воронеж, её настоящее и будущее» Андрей Платонов писал: «Некогда многоводная и сильная река одряхлела, истощилась, сошла до поганой лужи. И в значительной степени это случилось от того, что человек приложил к реке свою руку».

Река Воронеж — один из наиболее загрязнённых притоков Дона. По данным наблюдений за многолетний период средняя кратность превышения ПДК в устье Воронежа составляет[3]:

  • по марганцу — в 13,5 раза

  • по нефтепродуктам — в 5,3 раза

  • по меди и железу общему — в 3,3 раза

  • азоту аммонийному, азоту нитритов и фосфатам — в 1,2—1,7 раз.

. В Липецке проводят расчистку реки Воронеж - самый проблемный отрезок - от дамбы в районе Манежа до Троицкого моста. Из федерального и областного бюджетов выделено около 140 миллионов рублей. Заводы строят очистные сооружения.

- Путешествие продолжается и следующая остановка – Матырское водохранилище.


2 группа учащихся

1 ученик. ( Презентация)

- В Липецкой области построено и эксплуатируется 64 водохранилища. Самым крупным на территории области является Матырское водохранилище. Оно было построено в 1976 году в 6 км. От г. Липецка на левом притоке р. Воронеж – Матыре. Площадь водного зеркала – 45 км2, объем – 144 млн. м3, длина – 40 км., средняя ширина – 1,3 км. Цель строительства водохранилища – обеспечение г. Липецка и, прежде всего, НЛМК водой. Созданное и управляемое человеком, оно является не только техническим, но и чисто природным объектом, испытывающим сильнейшее воздействие природных, прежде всего, гидрометеорологических факторов. Прибрежная зона водохранилища используется как рекреационная, здесь построены базы отдыха для населения г. Липецка. Воду Матырского водохранилища используют и для орошения.

2 ученик.

- За годы эксплуатации Матырского водохранилища выявился це­лый ряд отрицательных моментов. Например, неудачно выбрано место для строительства: водохранилище построено на очень плос­ком рельефе. Искусственно создаваемые паводки в межень разру­шают нерестилища рыбы, места обитания бобров, водоплавающей дичи. Расширяющаяся акватория водохранилища приводит к гибели земноводных на крутых и обрывистых берегах. Подтопление окру­жающих территорий привело к увеличению количества комаров, гнуса, гибели леса и садов, разрушению строений, жилых построек. Продолжается заболачивание берегов водохранилища.

Учитель: приведенный выше пример не означает, что водохранилища при­носят только вред, но и пользу. Поэтому мы обязаны и эти объекты охранять от загрязнения.

3 группа. Река Дон

1 ученик.

Почти на 500км протянулась с севера на юг и с запада на восток самая крупная река – Дон. Слово «Дон» обозначает «река», или «вода». Оно сохранилось с тех времен, когда здесь жили древние народы. Дон, четыре раза меняя направление, протекает по территории Тульской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской и Ростовской областей. Исток реки Дон находится в Детском парке города Новомосковска Тульской области. Небольшой ручеёк вытекает из-под большого серого валуна на улице Комсомольской. Уже через несколько километров Дон протекает малой речкой по березнякам, ельникам и дубравам. Постепенно Дон покидает леса и течёт по степям. Уклон реки небольшой – всего 100м на 2км. Скорость течения невелика – 0,5 м/сек. За медленное, спокойное течение народ и назвал Дон тихим. В народных песнях и сказаниях Дон часто называют «Ивановичем»

На всём протяжении в Дон сбегают ручьи, малые и большие реки, которые называют притоками. Все притоки назвать невозможно, ведь Дон питают 5255 притоков. Крупнейшими правыми притоками являются: Непрядва, Красивая Меча, Быстрая Сосна, Тихая Сосна и др.

Левые притоки: Воронеж, Осеред, Битюг, Хопёр, Медведица, Иловля, Сал, Западный Маныч.

2 ученик.

Особое значение Дон имеет для водоплавающих и околоводных птиц (скопа речная, чайка, журавль-красавка, лебедь, белый журавль, вальдшнеп, утка-кряква, большая белая цапля).

Издавна донской край славится рыбой. Здесь водится более 70 видов рыб ( карась,сельдь, окунь, лещ, карп, щука.)

3 ученик. Как люди влияют на реку Дон

Люди издавна селятся и ведут хозяйственную деятельность на берегах реки. Часто это приводит к нежелательным последствиям. Так при распашке земель близко к урезу воды во время паводков и сильных дождей потоки несут с собой множества песка и ила, что приводит к обмелению водоёмов, а значит, изменяется естественная среда обитания многих речных обитателей, порой это приводит даже к вымиранию отдельных видов.

В верхнем течении Дона берега песчаные, поэтому высокоскоростные речные суда, поднимая при прохождении с высокой скоростью большую волну, разбивают берега, изменяя русло и глубину реки.

4 ученик. Что люди делают для охраны реки.

В целях сохранения реки и приумножения её богатств люди занимаются охраной водных ресурсов. На отдельных участках Дона созданы специальные природные зоны и заповедники для разведения редких животных и птиц, таких как выхухоль, орлан-белохвост, скопа речная и других. В ряде районов области действуют рыбоводческие хозяйства, которые занимаются разведением ценных видов рыбы и выпускают малька в естественные водоёмы. В верхнем течении запрещено судоходство для тех видов водного транспорта, которые сильно разрушают берега.


Ученик.

Спасатели Липецкой области убрали мусор с берегов водоемов.




В регионе прошла Всероссийская экологическая акция "Чистый берег», организованная Главным управлением МЧС России по Липецкой области. Цель акции - наведение и поддержание санитарного порядка на берегах водоемов, развитие общественной активности и бережного отношения граждан к природе.

Уборка мусора с береговых черт акваторий проходила во всех районах области. Активное участие в акции приняли сотрудники Главного управления МЧС России по Липецкой области, представители общественности, добровольцы. Всего приведением берега в надлежащий порядок занимались больше 100 человек.

В ходе мероприятия участниками акции было собрано более 80 мешков мусора, который был вывезен для дальнейшей утилизации на свалку твердых бытовых отходов. Всего за несколько часов работы спасатели смогли очистить берег и вернуть пляж в надлежащее состояние.

Данная акция показала населению региона и ее гостям пример того, что человек и природа тесно взаимосвязаны. Не стоит оставлять мусор после себя, а следует вывозить его в специально предназначенные для этого места. От того, как мы относимся к окружающей нас природе, зависит наше с вами будущее .

  1. Итог урока


Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?


- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?


Значение                - дом для растений и животных

                                 - место отдыха                            

                                 - вода для питья

водоемов                - вода для хозяйственных нужд

                               -  «свободный путь» (перевозка грузов)


Составить синквейн по теме «Водные богатства нашего края». 

Например:

1. Водоём.

2. Прозрачный, загрязнённый.

3. Течёт, бежит, журчит.

4. Водоёмы нуждаются в охране.

5. Береги.

- Где пригодятся эти знания?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание.

Стр. 145 – 148 учебника

Подготовить рассказ о водоеме по плану.

Подготовить пословицы и поговорки о воде.


























Скачать

© 2017, 1967 31

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!